Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:25, дипломная работа
Объект исследования - Крестъянско - фермерское хозяйство «Людмила».
Цель работы - рассмотрение и анализ ассортиментной политики предприятия в условиях рынка.
Методы исследования - комплексный метод, автокорреляция, линейно-мультипликативное прогнозирование.
ВВЕДЕНИЕ 5
Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Товар и его свойства 6
1.2 Формирование и управление ассортиментом 10
1.3 Конкурентоспособность и качество товара 18
1.4 Обзор рынка подсолнечного масла 23
РАЗДЕЛ 2
МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА КРЕСТЬЯНСКОМ – ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ «ЛЮДМИЛА»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования. 29
2.2 Исследование маркетинговой среды КФХ «Людмила» 31
2.3 Анализ товарного ассортимента. 37
2.4 Анализ качества подсолнечного масла 46
Раздел 3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управлениЯ товарным ассортиментом на предприятии.
3.1. Система управления ассортиментом на принципе маркетинга. 52
3.2. Разработка модели прогноза реализации КФХ «Людмила» 63
РАЗДЕЛ 4
ОХРАНА ТРУДА
Помимо производства масла подсолнечного не фасованного хозяйство занимается реализацией фасованного подсолнечного масла следующих производителей:
а) Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное «Олеина» производства «Днепропетровского маслоэкстракционного завода». Энергетическая ценность 899 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.
б) Подсолнечное масло производства «Меловского маслоэкстракционного завода» следующих видов:
рафинированное дезодорированное подсолнечное масло «Чумак». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.
- нерафинированное подсолнечное масло «Домашнее». Энергетическая ценность 989 ккал/ 100 гр., жирность 98,9%.
- рафинированное дезодорированное подсолнечное масло «Щедрый дар» с увеличенным содержанием витамина Е — 60%. Энергетическая ценность 897 ккал/ 100 гр., жирность 99,6%.
в) нерафинированное подсолнечное масло «Кубанское» производства ЧП «Соло». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,5%.
2) Зерновые (2 позиции) - сорта пшеницы выращиваемые на земельном участке.
3) Майонез (16 позиций). Хозяйство реализует продукцию следующих производителей:
а) ПП «Соняшныю» г. Луганск, торговая марка «Три козака», (5 позиций).
б) ЧП «Алекс», г. Чугуев, (4 позиции).
в) ЧП «Олис лтд.», г. Запорожье, (7 позиции).
4) Кетчуп (8 позиции) - торговая марка «Чумак».
5) Крупы: гречневая, рисовая, перловая, (3 позиции).
6) Макаронные изделия производства «Симферопольского макаронного завода», (5 позиции).
7) Консервы производства «Севастопольского консервного завода», (8 позиций).
Для того, чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и
рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия КФХ «Людмила» приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Динамика обновляемости продукции
Показатели
|
|
| Года
|
|
|
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
|
1. Количество наименований реализуемой продукции
| 26
| 30
| 33
| 37
| 51
|
2. Количество вновь реализуемой продукции
| 17
| 15
| 20
| 24
| 34
|
3. Коэффициент обновляемости продукции
| 0,65
| 0,5
| 0,6
| 0,64
| 0,66
|
Из данных таблицы можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср=0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой хозяйством продукции достигается путем торговли продуктами питания, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. Хозяйство же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.
В виду того, что для работы с продуктом наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка. Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.
В таблице приведен анализ сбыта по различным группам продуктов на примере КФХ «Людмила».
Таблица 2.5 - Анализ сбыта по различным видам продукции.
Наименование
| 1999
| 2000
| 2001
| ||||||
продукции.
| Чис-
| Сбыт
| Доля
| Чис-
| Сбыт
| Доля
| Чис-
| Сбыт
| Доля
|
| ло
| тыс.
| в об-
| ло
| тыс.
| в об-
| ло
| тыс.
| в об-
|
| вар.
| грн.
| щем
| вар.
| грн.
| щем
| вар.
| грн.
| щем
|
|
|
| объ-
|
|
| объ-
|
|
| объ-
|
|
|
| ёме
|
|
| ёме
|
|
| ёме
|
|
|
| сбыта,
|
|
| сбыта.
|
|
| сбыта,
|
1. Масло
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное
| 7
| 388,1
| 65
| 7
| 745,5
| 68
| 8
| 970,9
| 71
|
в т.ч:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Не
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фасованное
| 2
| 274,8
| 46
| 2
| 515,3
| 47
| 2
| 618,8
| 47
|
1.2 фасованное
| 5
| 113,3
| 19
| 5
| 230,2
| 21
| 7
| 352,1
| 23,2
|
2. Зерновые.
| 2
| 40
| 8
| 2
| 44,4
| 4
| 2
| 87,5
| 6
|
3. Майонез.
| 8
| 49,5
| 8
| 10
| 71,2
| 6
| 16
| 96
| 6,3
|
4. Кетчуп.
| 3
| 20
| 3
| 5
| 27,8
| 9
| 8
| 39
| 2
|
5. Крупы.
| 3
| 49,2
| 8
| 3
| 96
| 3
| 3
| 98
| 7
|
6. Макарон-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд.
| 5
| 33
| 5
| 5
| 72
| 7
| 5
| 83
| 5,5
|
7. Консервы
| 5
| 17,3
| 3
| 5
| 38,9
| 3
| 8
| 41
| 3
|
Всего:
| 33
| 616,3
| 100
| 37
| 1090,6
| 100
| 51
| 1519,4
| 100
|
Для наглядности информации изобразим анализ сбыта по различным видам продукции в рисунках 2.3 и 2.4
Рисунок 2.3 Сбыт по различным видам продукции за 2000 год
Рисунок 2.4 Сбыт по различным видам продукции за 2001 год
Из вышеприведенной таблицы анализируя данные за 2001 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимает масло подсолнечное - 970,9 тыс.грн., или 71% (в т.ч. не фасованное производства КФХ «Людмила» - 618,8 тыс.грн.. или 47% и фасованное других производителей - 352,1 тыс.грн., или 23,2% ) в общем объёме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: консервы — 41 тыс.грн, и кетчуп — 39 тыс.грн, соответственно 3% и 2% от объёма продаж. Остальные группы продуктов занимают примерно одинаковое место в структуре сбыта продукции в среднем 89 тыс.грн, или 6,2% в общем объёме реализации.
Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов Хозяйства проаначизируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.
В таблице приведен анализ прибыли по различным группам продуктов на примере КФХ «Людмила».
Таблица 2.6 - Анализ прибыли по различным видам продукции
Наименование
| 1999
| 2000
| 2001
| ||||||
продукции.
| Чис-
| При-
| Доля
| Чис-
| При-
| Доля
| Чис-
| При-
| Доля
|
| ло
| быль
| в об-
| ло
| быль
| в об-
| ло
| быль
| в об-
|
| вар.
| тыс.
| щем
| вар.
| тыс.
| щем
| вар.
| тыс.
| щем
|
|
| грн.
| объ-
|
| грн.
| объ-
|
| грн.
| объ-
|
|
|
| ёме
|
|
| ёме
|
|
| ёме
|
|
|
| при-
|
|
| при-
|
|
| при-
|
|
|
| были,
|
|
| были,
|
|
| были,
|
1. Масло
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное
| 7
| 51,3
| 61
| 7
| 71,5
| 61,3
| 8
| 107,3
| 65
|
вт.ч:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 Не
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фасованное
| 2
| 40,8
| 48
| 2
| 59,9
| 48
| 2
| 93
| 51
|
1.4 фасованное
| 5
| 9,5
| 13
| 5
| 10,8
| 13,3
| 7
| 14,3
| 14
|
2. Зерновые.
| 2
| 3,8
| 6
| 2
| 5,5
| 7
| 2
| 10,4
| 12,5
|
3. Майонез.
| 8
| 3,7
| 5,6
| 10
| 4,6
| 6
| 16
| 6,7
| 6
|
4. Кетчуп.
| 3
| 2,5
| 5,4
| 5
| 3,9
| 5
| 8
| 3,1
| 3
|
5. Крупы.
| 3
| 8,5
| 13
| 3
| 9,5
| 13,5
| 3
| 10,4
| 12,5
|
6. Макарон-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд.
| 5
| 3,1
| 5
| 5
| 3,4
| 5
| 5
| 4,1
| 4
|
7. Консервы
| 5
| 2,5
| 4
| 5
| 3,9
| 5
| 8
| 3,1
| 3
|
Всего:
| 33
| 92,52
| 100
| 37
| 108,5
| 100
| 51
| 142,4
| 100
|
Теперь, для наглядности изложенной информации изобразим это графически.
Рисунок 2.5 Анализ прибыли, по различным видам продукции.
Из вышеприведенных таблицы и рисунка анализируя данные за 2001г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимает масло подсолнечное - 107,3 тыс.грн., или 65% (в т.ч. не фасованное производства КФХ «Людмила» - 93 тыс.грн., или 51% и фасованное других производителей - 14,3 тыс.грн., или 14% ) в общем объёме прибыли.
Второе место в структуре прибыли занимают примерно одинаковые по показателям прибыли зерновые и крупы соответственно 10,4 или 12,5% в общем объёме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объёме прибыли продукции и составляют 3 - 6,7 тыс.грн или 3% - 6% в общем объёме прибыли.
Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 1999-2001 г. на основании таблиц 2.3, 2.4, можно сделать вывод о общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукщш и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2001 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное производства КФХ «Людмила».
Для определения наиболее эффективных направлений деятельности хозяйства расчетаем уровень рентабельности по каждой группе товаров.
Таблица2.7 - Уровень рентабельности отдельных видов продукции
Наименование ассортиментной группы
| Выручка, тыс.грн
| Прибыль, тыс.грн .
| Уровень рентабельности продукции
|
масло поде, не фас.
| 618,8
| 93
| 21%
|
масло поде, фасов.
| 352,1
| 24,3
| 7%
|
зерновые
| 87,5
| 10,4
| 11%
|
майонез
| 96
| 6,7
| 7%
|
кетчуп
| 39
| Г 3,1
| 7%
|
крупы
| 98
| 10,4
| 10%
|
макарон.изд.
| 83
| 4,2
| 5%
|
консервы
| 41
| 3,1
| 8%
|
Из вышеприведенной таблицы следует, что наибольший уровень рентабельности соответствует 21% - масло подсолнечное не фасованное производства КФХ «Людмила». Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%) для производителя подсолнечного масла; уровень рентабельности по зерновым -11% скорее носит вероятностный характер, чем постоянный в виду непостоянства урожайности и субсидированности сельского хозяйства; невысокий уровень рентабельности других ассортиментных групп является в принципе характерным для предприятий реализующих продукты питания других производителей.
Анализируя затраты следует отметить, что при производстве масла подсолнечного не фасованного наибольшее значение имеют сырьевые затраты (закупка семян подсолнечника), а второе по значению и первое для других реализуемых товаров приобретают затраты на оплату труда.
В общем следует отметить, что увеличение конкуренции, снижение инфляции на рынке продуктов питания привели к снижению цен на продукцию и коэффициентов рентабельности.
2.4 Анализ качества подсолнечного масла
Анализируя качество любого продукта, следует учитывать его составляющие, то есть способность товара правильно выполнять свои функции; соответствие нормам и стандартам на необходимом уровне; отсутствие дефектов в течение заданного времени; полезный срок и частота использования; эстетичность. При анализе производства подсолнечного масла основным моментом является качественность сырья и правильность выполнения всех требований, которые предъявляются к нему. Подсолнечное масло должно вырабатываться из семян подсолнечника, соответствующих требованиям ГОСТ 2240 - 93. Объектом стандарта является подготовка к
посеву семян сортов и гибридов, внесенных в "Государственный реестр сортов Украины", а также тех, что проходят производственное испытание.
Существует разделение на категории по этапам семеноводства: оригинальное, элитное и гибридное.
Оригинальные семена — семена первичных звеньев семеноводства, которое реализуется для дальнейшего размножения и получение элитных семян.
Элитные семена - семена, получаемые при размножении оригинальных семян в элитно-семяноводческих хозяйствах, внесенных в Реестр выращивания семян.
Гибридные семена - результат скрещивания родительских форм гибридов.(П)
При заготовке допускается влажность 7%, а на переработку должны поступать семена - 6% влажности.
По сортовому и посевному качеству семена подсолнечника должны отвечать нормам, которые приведены в таблице 2.8.
Информация о работе Ассортиментная политика на предприятии в условиях рынка