Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа
Исследователи могут осуществить сбор количественных первичных данных для описательного исследования путем применения либо опросов, либо наблюдений. Стандартизация процесса сбора данных крайне необходима для гарантии получения внутренне непротиворечивых и согласованных данных для анализа. Представьте, насколько сложно было бы анализировать результаты национального опроса, проведенного 40 различными интервьюерами, если бы вопросы не задавались стандартным способом, т.е. если бы интервьюеры задавали разные вопросы, имеющие различную формулировку и порядок. Анкета обеспечивает стандартизацию и возможность сравнения данных, полученных разными интервьюерами, повышает скорость и точность записи, облегчат обработку данных. Анкета также дает возможность исследователю собирать релевантную информацию, необходимую для принятия управленческого решения.
Введение
I. Цели, задачи и требования к анкетированию
II. Технология создания анкеты
III. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации на примере организации «Компьютер и Ко»
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский
заочный финансово-
Факультет
менеджмента и маркетинга
Кафедра
маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
на тему:
Анкета и анкетирование
Москва
2011-12-25
План
Введение
II. Технология создания анкеты
III. Маркетинговый
анализ анкетирования конкретной организации
на примере организации «Компьютер
и Ко»
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Исследователи
могут осуществить сбор количественных
первичных данных для описательного
исследования путем применения либо
опросов, либо наблюдений. Стандартизация
процесса сбора данных крайне необходима
для гарантии получения внутренне непротиворечивых
и согласованных данных для анализа. Представьте,
насколько сложно было бы анализировать
результаты национального опроса, проведенного
40 различными интервьюерами, если бы вопросы
не задавались стандартным способом, т.е.
если бы интервьюеры задавали разные вопросы,
имеющие различную формулировку и порядок.
Анкета обеспечивает стандартизацию и
возможность сравнения данных, полученных
разными интервьюерами, повышает скорость
и точность записи, облегчат обработку
данных. Анкета также дает возможность
исследователю собирать релевантную информацию,
необходимую для принятия управленческого
решения.
Анкета- это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета- инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Она преследует три конкретные цели. Во-первых, первостепенная цель анкеты - перевести информационные нужды исследователя в набор конкретных вопросов, на которые респонденты хотят и могут ответить. Хотя это и может показаться простой задачей, на вопросы могут быть получены самые разные и неожиданные ответы. Например, как бы вы ответили на такой вопрос: «Какой автономный округ больше, Ямало-Ненецкий или Центральный?». Подумайте, был бы ваш ответ основан на численности населения или на площади?
Во-вторых, анкета должна быть изложена таким образом, чтобы свести к минимуму объем требований, предъявляемым к респондентам. Она должна содействовать тому, чтобы респонденты участвовали в интервью до конца и не искажали ответы. Неполные интервью имеют, в лучшем случае, ограниченную пользу. Чтобы респондент был вовлечен в опрос на протяжении заполнения всей анкеты, исследователю следует стараться свести к минимуму усталость и скуку.
В-третьих,
анкета должна свести к минимуму ошибку
ответа. Эти ошибки могут возникать из-за
того, что некоторые респонденты дают
неточные ответы, или из-за ошибок при
записи или анализе их ответов.
Преимущества
и недостатки анкетирования
Преимущества
анкетирования состоят в
1. Анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете;
2. отсутствие
интервьюера формирует у
3. анкетирование
может быть проведено кадрами,
не обладающими высокой
4. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок;
5. широкий охват аудитории;
6. возможность компьютерной обработки данных;
7. достаточная представительность выборки;
8. возможность
осуществления контроля за
9. относительные простоту и быстроту его реализации;
10. выделение
базовых, кардинальных проблем
дает возможность
11. структура
предлагаемых анкет по
12. структуризация,
упорядочение проблем дает
13. относительно
низкая стоимость,
14. самостоятельная
организация ответов на
15. отсутствие
определенного влияния со
16. позволяет получать
данные не только о текущем поведении
объекта, но и о его поведении в прошлом
и намерениях в будущем;
Недостатки
метода анкетирования:
1. позволяет
вскрывать, как правило,
2. необходимость предварительной профессиональной подготовки анкеты;
3. отсутствие возможности пояснить вопрос респонденту;
4. Трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами. Нет полной уверенности, что эксперты выявили действительно все основные проблемы и правильно определили взаимоотношения между ними. Анализ конечного графа проблем порой наводит на мысль об отсутствии в нем каких-то проблем. С одной стороны, можно предложить экспертам внести их дополнительно в каталог проблем. С другой стороны, все же главная задача при этом — выявление наиболее важных, базовых проблем. Отсутствие в начальном каталоге какой-то необходимой проблемы еще не означает, что эксперты допустили ошибку. Возможно, что для данного объекта исследования эта проблема не имеет принципиального значения. То же самое можно сказать и о необычности с общетеоретических позиций некоторых взаимосвязей в конкретных графах проблем;
5. у
отдельных экспертов может
6. сильно
проявляется ориентация
7. ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными, поскольку респондент самостоятельно не контролирует ответы на вопросы анкеты, то его;
8. сроки
опроса могут нарушаться или
анкеты вообще не будут
9. относительно
большая трудоемкость и
Анкетирование
- это средство первой ориентировки,
средство предварительной разведки. Чтобы
компенсировать отмеченные недостатки
анкетирования, применение этого метода
следует сочетать с использованием более
содержательных исследовательских методов,
а также проводить повторные анкетирования,
маскировать от испытуемых подлинные
цели опросов и т. д.
Никакие
научные принципы не гарантируют
получение оптимальной или
Указания,
направленные на повышение эффективности
разработки анкеты, представлены в виде
10 шагов (см. рис. 1)
Определите, какая информация необходима |
Определите метод опроса |
Определите состав отдельных вопросов |
Разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ |
Примите решение по поводу структуры вопросов |
Определите формулировку вопросов |
Расположите вопросы в должном порядке |
Выберите форму и дизайн |
Растиражируйте анкету |
Устраните ошибки путем предварительного теста |
Рис. 1. Процесс
разработки анкеты
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трех элементов:
1. Целевые повременные - содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.
2. Классификационные повременные - включают данные, описывающие респондентов.
3. Управляемые переменные - используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию. Например: «Укажите две наиболее важные для Вас характеристики автомобиля: скорость, мощность двигателя, дизайн, надежность, стоимость». Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.
Открытый вопрос дает респондентам возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, "Укажите важные для Вас свойства товара А).
Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям: