Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Цель: Изучение товарного знака как фактора усиления конкурентоспособности и узнаваемости продукта.
Задачи:
Изучить историю, сущность и функции товарного знака;
Изучить способы разработки товарного знака и психологические аспекты его значения;
Проанализировать товарный знак на примере конкретного предприятия «TUI»;
Введение ………………………………………………………………..........с. 3-4
Глава 1. Общие сведения по товарному знаку.………………..................с. 5-12
История товарного знака …………………………………………….....с. 5-8
Сущность и функции товарного знака …………………………...…с. 8 – 14
Глава 2. Пути совершенствования товарного знака
на современном этапе…………………………………………………....с.15 - 23
2.1 Способы разработки товарного знака………………………………..с. 15-17
2.2 Психологические аспекты значения товарного знака…………….....с.16-23
Глава 3. Анализ товарного знака туристической компании «TUI»…………………….............................................................................с. 24-27
3.1 История создания компании TUI…………………………………….с. 24-26
3.2 Товарный знак компании TUI……………………………………….с. 26-27
Заключение……………………………………………………………..…с. 28-29
Список литературы ……………………
Введение
………………………………………………………………......
Глава
1. Общие сведения по товарному знаку.………………..................
Глава 2. Пути совершенствования товарного знака
на
современном этапе…………………………………
2.1 Способы разработки товарного знака………………………………..с. 15-17
2.2 Психологические
аспекты значения товарного знака…………….....с.16-23
Глава
3. Анализ товарного знака туристической
компании «TUI»…………………….................
3.1 История
создания компании TUI………………………
3.2 Товарный
знак компании TUI……………………………………….с.
26-27
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………………....с.30
Введение.
Одним из основных элементов успешной рекламной деятельности предприятий СКС и Т является яркая, отличительная, запоминающаяся реклама и высокая степень её устойчивости и повторяемости. Главным элементом рекламных текстов всегда выступает название туристской компании, которое должно быть уникальным и привлекательным. Однако именно здесь возникают основные проблемы.[3]
Под термином «товарный знак» понимается изобразительное, словесное, комбинированное либо любое другое обозначение, использующееся для выделения конкретного товара, индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Первые товарные знаки появились еще в древнем мире. Известно, что около 3 тыс. лет назад в Индии ремесленники оставляли свои подписи на художественных произведениях перед тем, как последние отправлялись в Иран. Еще одним ярким примером использования товарного знака в древние времена являются римские гончарные клейма.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время товарные знаки приобретают все большее значение в связи с растущей конкуренцией между предприятиями, работающими в одной сфере деятельности. Использование товарных знаков позволяет потребителям идентифицировать сами товары и услуги, определять их стоимость и качество.
Кроме того, товарный знак становится одним из наиболее значимых маркетинговых инструментов — большинство производителей используют такие обозначения не только для выделения своей продукции среди аналогов, но и для привлечения внимания потребителей. В конечном итоге, товарный знак отличает товар или услугу из одного источника от аналогичных по сути товаров и услуг из других источников.
Цель: Изучение товарного знака как фактора усиления конкурентоспособности и узнаваемости продукта.
Задачи:
Объект: Формирование товарного знака
Предмет:
Международная туристическая компания
«TUI»
Глава
1. Общие сведения
о товарном знаке
1.1.
История товарного знака
За многовековую историю своего развития товарный знак прошел путь от метки, свидетельствующей о собственности на товар, и клейма, позволяющего идентифицировать его производителя, до мощного маркетингового инструмента, определяющего судьбу товара на рынке. В разное время он исполнял различные функции, однако всегда являлся важным движущим мотивом покупки и своеобразной гарантией качества товара.
Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при помощи знаков, которыми снабжаются данные товары, возникла в древние времена. При помощи специальных знаков, которые назывались тамгами, производителями и торговцы заявляли о своих правах собственности на товар.
Товарный знак, являясь продуктом рыночной экономики, тем не менее в своей основе опирается на культурные, национальные традиции той страны, где он появился. Как продукт рыночной системы, построенной на принципах конкуренции, товарный знак играет роль идентификатора продукции и ее фирмы, реализуя в конечном счете те или иные дифференциальные преимущества как товара, так и фирмы, его разработавшей. Его появление, по мнению К. Веркмана, связано с тем, что современная экономическая система Запада, базирующаяся на принципах конкуренции, уже не могла без них обходиться. Их применение стало единственным способом идентификации изделия с помощью одного-единственного слова или условного обозначения.
В процессе
жизни человек вынужден потреблять
те или иные потребительские стоимости.
Люди постоянно нуждаются в
Эволюция экономических отношений обмена способствовала специализации и расширению товарообменных операций. Роль рынков и коммерсантов в глазах общества возросла.
Процесс обмена требовал создания новых форм влияния на покупателя при помощи цены, маркировки товара, приложения дополнительных усилий по разъяснению свойств, качественных характеристик, убеждения, а иногда и давления. Еще в древности и Средневековье были заложены начала ценовой, информационной, рекламной и сбытовой политики, которые впоследствии прочно вошли в систему логистики как инструментарий маркетингового обеспечения результативности продвижения товара. [3]
Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние.[10]
В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности.
В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди таких были: "Павелъ Буре", "Смирновъ", "Эйнемъ".
В России
после революции 1917 года были приняты
различные законодательные
Вместе с тем, в советский период индивидуализация товаров и услуг, а так же охрана и защита товарных знаков не имели должной актуальности. Во многом это объяснялось отсутствием частной собственности и жесткой конкуренции.
Возникновение интереса к товарным знакам в начале 90-х годов было вызвано появлением частной собственности, открытием свободного рынка и, как следствие, регистрации большого количества частных предприятий. Возникла необходимость в защите производителей и потребителей от подделок.
Существенным шагом в развитии законодательства о товарных знаках стало принятие 3 июня 1991 года закона СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», который должен был вступить в действие с 1 января 1992 года. Данный закон не только повышал уровень нормативной регламентации отношений, но и был разработан на основе учета требований рыночной экономики.
В связи с распадом Советского Союза закон так и не вступил в силу. Тем не менее, он послужил хорошей базой при разработке Верховным Советом РФ Закона РФ «О товарных знаках, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров», который был принят 23 сентября 1992 года и вступил в действие с 17 октября 1992 года. Данный закон ввел впервые в России охрану наименований мест происхождения товаров, которые раньше не выделялись в качестве самостоятельных объектов промышленной собственности. [10]
Новый
этап развития российских товарных знаков
связан с началом экономических
реформ. Развитие рынка повлекло за
собой необходимость в
С 1 января 2008 года вступила в силу 4-ая часть Гражданского кодекса Российской Федерации – единого законодательного акта, включающего в себя все институты права интеллектуальной собственности, в том числе Гл.76, посвященную средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Большая часть данной главы посвящена товарному знаку, а именно вопросам предоставления правовой охраны, использования, защиты, распоряжения исключительным правом на товарный знак.[10]
1.2. Сущность и функции товарного знака
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).[1]
Товарный знак является центральным элементом фирменного стиля туристского предприятия. Его широкое применение объясняется тем, что полное наименование фирмы, зачастую длинное или схожее с наименованиями других предприятий, не совсем удобно для запоминания и оперативного использования на практике. Гораздо легче удержать в памяти условное обозначение предприятия в виде какого-либо удобно произносимого слова или выразительного графического символа. Признанный клиентами, утвердивший в общественном мнении свою высокую репутацию товарный знак уже сам по себе служит отличной рекламой той фирме, которой он принадлежит.
В зарубежной, а в последнее время и в отечественной практике наряду
с термином товарный знак используются такие понятия, как бренд и торговая марка. Следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы.[5]
В настоящее время из-за отсутствия четко действующих механизма регулирования фирменных наименований возможна регистрация турфирм с тождественными или сходными названиями, что зачастую проводит к путанице и неприятным последствиям как для турфим – рекламодателей, так и для клиентов. В соответствии со статьями 51 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование организации должно включаться в единственный государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использовании. Лицо неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.[5]
Товарный знак и торговая марка – это синонимы. Однако между ними существуют некоторые различия. Так товарный знак – это просто обозначение, способное отличать одни товары и услуги от однородных товары и услуг других производителей. Торговая марка ,или брэнд, – это понятие более широкое , включающее как сам товарный знак, так и все то, что знают и думают о нём потребители. По существу, брэнд – это тот имиджевый образ, который возникает в сознали потребителя при виде товарного знака.
Брэнд
представляет собой эмоциональную и социальную
составляющую товарного знака. Принято
считать, что эмоциональная составляющая
заключается в том, что потребитель путем
приобретения данного товара или услуги
демонстрирует окуржающим какой-ниубдь
аспект своей личности. Известно , что
, чтбы завоевать и сохранить признание
потребителя, товар или услугу необходимо
индивидуализировать , наделить ассоциациями
и образами, придать ему отличительные
особенности. Именно это призван выполнять
брэнд. [5]
Изображение товарного знака, его приоритет и исключительное право владельца на его использование удостоверяются свидетельством и охраняются государством. Регистрация товарного знака действует,
как правило, в течение десяти лет с даты подачи заявки. Для продления