Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:11, реферат
Целью проведения данного маркетингового исследование является определение тенденций развития рынка молочных продуктов в России. Исследование проведено методом кабинетного исследования. Используемая маркетинговая информация: вторичные источники; отчеты компаний, занимающих ведущие позиции на рынке молока в масштабах России.
1. Исследование общеотраслевых тенденций ….....................................…………..2
1.1 Описание рынка…………..……………………………………….…….……..2
1.2 Емкость рынка................................................................................................... .2
1.3 Товары представленные на рынке их описание…….………..……….…..….3
1.4 Динамика изменения спроса на продукцию за последние 3 года..……..…..4
1.5 Потребительские сегменты рынка и их описание…….……………… …......5
1.6 Выводы по тенденции изменения рынка…….………….…..…….....……….6
2. Исследование уровня конкурентной среды…........................................…. ……..7
2.1 Перечень основных игроков рынка …………..………………………..……..7
2.2 Описание основных игроков по параметрам товарной, ценовой и сбытовой политики ………………………………………………………………………….......9
2.3 Выделение конкурентных преимуществ каждого игрока…..………..…….11
2.4 ЖЦБ, БКГ, SWOT……………………………………………………....……..12
2.5 Выводы по анализу внутренней ситуации на рынке .………..………… ….15
3. Выводы по тенденциям развития и предложения по развитию рынка..….... ...16
Список литературы…………………………………………………….…….… .......17
Содержание
Лист
1. Исследование общеотраслевых тенденций ….............................
1.1 Описание рынка…………..……………………………………….…….
1.2 Емкость рынка.........................
1.3 Товары представленные на рынке их описание…….………..……….…..….3
1.4 Динамика изменения спроса на продукцию за последние 3 года..……..…..4
1.5 Потребительские сегменты рынка и их описание…….……………… …......5
1.6 Выводы по тенденции изменения рынка…….………….…..…….....……….6
2. Исследование уровня конкурентной среды…........................
2.1 Перечень основных игроков рынка …………..………………………..……..7
2.2 Описание основных игроков по параметрам товарной, ценовой и сбытовой политики …………………………………………………………………………..
2.3 Выделение конкурентных преимуществ каждого игрока…..………..…….11
2.4 ЖЦБ, БКГ, SWOT……………………………………………………....……
2.5 Выводы по анализу внутренней ситуации на рынке .………..………… ….15
3. Выводы по тенденциям развития и предложения по развитию рынка..….... ...16
Список литературы……………………………………………………
1. Исследование общеотраслевых тенденций
Целью проведения данного маркетингового исследование является определение тенденций развития рынка молочных продуктов в России. Исследование проведено методом кабинетного исследования. Используемая маркетинговая информация: вторичные источники; отчеты компаний, занимающих ведущие позиции на рынке молока в масштабах России.
1.1 Описание рынка
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Молоко и молочные продукты относятся к продуктам повседневного спроса и всегда являлись важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины доля молока и молочных продуктов составляет 16%. Для сравнения: 11% от общей потребительской корзины приходится на хлеб и хлебопродукты.
Рынок молочной продукции далек от насыщения. Однако в условиях снижающейся покупательской способности населения наибольшие перспективы для роста имеет рынок традиционных продуктов. А вот сегмент новых молочных продуктов будет расти с возрастанием покупательской способности населения.
1.2 Емкость рынка, насыщенность рынка
Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво рос в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет до 2008 года.
В табл. 1 представлена динамика изменения емкости рынка молочных продуктов за период 2007 – 2009г.
Таблица 1.
| 2007 | 2008 | 2009 |
Емкость рынка, млрд. руб. | 239 | 259 | 256 |
Отклонение от предыдущего года, % |
| 8,3% | -1,2% |
В 2009 году емкость рынка сократилась за счет беспрецедентного роста цен на сырое молоко в 2008 году. Вторым фактором, повлиявшим на сокращение емкости рынка, явилось уменьшение доходов частных граждан из-за кризиса.
В тоже время, принимая во внимание низкий уровень потребления молока и молочных продуктов в целом по России и отдельно в крупных городах: Петербурге, Москве, Уфе, Новосибирске, Волгограде, Самаре, Ростове и Нижнем Новгороде, эксперты рассматривают сложившуюся ситуацию на рынке как возможность для увеличения емкости рынка и объема потребления молока и молочных продуктов в долгосрочном периоде.
1.3 Товары представленные на рынке их описание
По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год. В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.
Сегментация рынка по видам цельномолочной продукции имеет вид:
- пастеризованное и стерилизованное молоко – 60 %;
- кисломолочные продукты и йогурты – 25 %;
- сметана – 7 %;
- творог – 5 %;
- другие продукты из молока – 3 %.
1.4 Динамика изменения спроса на продукцию за последние 3 года
По данным исследования розничных продаж, проведенного “Nielsen Россия” в городах России с населением свыше 10 тыс. человек рост продаж молочных продуктов в стоимостном выражении (без учета масла и сыров) в 2008г. составил 5% по сравнению с 2007.
Самые быстрорастущие категории по результатам периода указанного периода - питьевые йогурты +24% в денежном выражении (его доля в общем объеме продаж исследуемых молочных категорий 9% (в деньгах); молоко с добавлением сока (+26%: пока еще очень молодая категория, которая занимает порядка 2% рынка), творог (+15%).
В сегменте высоко маржинальных продуктов:
- био - продукты (~25% молочных продуктов) — один из самых быстрорастущих сегментов молочного рынка: + 24% в стоимостном выражении; + 3% в натуральном.
- продуктов с пробиотиками: рост + 39% в стоимостном выражении; +30% в натуральном.
В целом российский рынок в период с 2007 -2008 год повторял развитие зрелых рынков, население которых всерьез озабочено вопросами сохранения молодости и здоровья. Здесь также наблюдаются высокие темпы роста тех продуктов, которые позволяют поддерживать хорошее самочувствие и форму.
Еще один тренд этого периода - развитие “функционального” сегмента молочных продуктов. Примером товара этой молодой категории являются молочных напитки/питьевые йогурты “для заботы о красоте”, “для сохранения здоровья сердца и сосудов” и т.д.
2009 год характеризовался снижением объемов потребления практически во всех молочных категориях. Россияне стали меньше баловать себя и покупать молочные продукты “для удовольствия”. Досталось даже традиционному кефиру: внутри молочного рынка наблюдается снижение доли этого продукта. Несчастливый тренд на снижение потребления молочной продукции не затронул только социально-значимую категорию — молоко.
Практически на “докризисном” уровне - сохранились объемы потребления молока стерилизованного и пастеризованного даже при 23-процентном росте цен на эту категорию в среднем по городской России.
Емкость рынка в 2009 году, в натуральном выражении вернулась к уровню 2007 года.
1.5 Потребительские сегменты рынка и их описание
Так как традиционная молочная продукция относиться к товарам повседневного спроса, то потребителями данной продукции являются все социально - демографические слои населения, вне зависимости от возраста, пола, образования, рода занятий, уровня дохода, региона проживания и т.д. За исключением районов крайнего Севера, где отсутствует крупнорогатое животноводство, как отрасль народного хозяйства.
Отдельно можно выделить сегмент продуктов с высокой маржинальной стоимостью. Которые в свою очередь можно разделить на три группы:
- инновационные продукты способные удовлетворить динамично меняющиеся потребности конечных потребителей, например зерненные творога, напитки на сыворотке, молочные коктейли и т.д. Потребителями данных продуктов в основном являются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 40 лет, со средним или высоким уровнем достатка.
- функциональные молочные продукты – имеющие дополнительные свойства, получаемые применением специальных бактерий благоприятно влияющие на здоровье человека, фигуру и т.д. Потребителями являются женщины в возрасте от 19 до 30 лет, со средним или высоким уровнем достатка.
- молочные продукты детского направления со специальными наполнителями или добавками, позволяющими поддерживать иммунитет. Потребителями в основном являются дети в возрасте от 6 до 13 лет.
1.6 Выводы по тенденции изменения рынка
В целом, рынок молочных продуктов находится в стадии зрелости. Все фирмы производители поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, виды упаковки и т.п. В молочной отрасли конкуренцию можно назвать жесткой, т.к. спрос на молочную продукцию растет медленными темпами. Вместе любые новшества быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения своего положения на рынке.
В дальнейшем наибольшая конкурентная борьба развернется в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. В частности на йогурты, обогащенные молочные продукты и молочные десерты. Также ожидается увеличение потребления продуктов с долгим сроком хранения, включая стерилизованное молоко.
2. Исследование уровня конкурентной среды
Несмотря на незначительную консолидацию на российском молочном рынке, он является строго сегментированным с присутствием на нем более чем 1400 игроков, включая крупные, средние и мелкие компании. Благодаря такой сегментации, рынок является высоко конкурентным в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию.
На рынке традиционных молочных продуктов основными конкурентами являются российские производители, такие как «Вимм Билль Данн» и «ЮниМилк», а также более мелкие компании, работающие на региональном уровне. На рынке обогащенных молочных продуктов основным из игроков является компания «Данон». На рынке йогуртов и десертов, а также в некоторой степени на рынке детских молочных продуктов конкурируют зарубежные фирмы, например: «Данон», «Кампина» и «Эрман». Указанные фирмы продолжают осуществлять инвестиции в свою хозяйственную деятельность в России.
В табл. 2 представлена сегментация рынка производителе молочных продуктов в натуральном выражении.
Таблица 2
Сегментация рынка по производителям молочной продукции | Доля на рынке, % |
«Данон» | 7 |
«ЮниМилк» | 15 |
«Молочный комбинат Воронежский» | 4 |
«Эрман» | 4 |
«Вимм Билль Данн» | 35 |
«Региональные молочные компании» | 35 |