Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ мирового рынка железной руды, конкурентных преимуществ основных стран-экспортеров и изучение возможностей применения их опыта для России.
Введение
Глава 1. Минеральное сырье в мировом хозяйстве
1.1 Производство и масштабы использования минерального сырья
1.2 Формирование мирового рынка железной руд
Глава 2. Обзор мирового рынка железной руды
2.1 Структура рынка
2.2 Ценообразование на мировом рынке железной руды
2.3 Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Глава 3. Современное состояние и перспективы мирового рынка железной руды
Заключение
Список использованной литературы
Анализ показывает, что темпы прироста величины промышленных запасов практически всех видов минеральных ресурсов, как правило, превосходили темпы прироста добычи соответствующих видов сырья в мировом хозяйстве. Характерен пример с медью. В 1950 г. ее обеспеченность составляла 35 лет, а в 1985 г. — 60 лет. Цена меди за этот же период относительно общего индекса цен существенно не изменилась. Это верно даже для нефти, хотя именно в отношении ее многие специалисты сходятся на том, что ресурсы при сохранений современных тенденций потребления в предвидимой перспективе могут быть исчерпаны. В 1970—1990 годы произошло небольшое сокращение запасов никеля — на 10%4.
В
целом в мире обеспеченность промышленными
запасами минеральных ресурсов считается
достаточной с точки зрения удовлетворения,
потребностей хозяйственного развития.
Более того, размеры этих запасов, их краткость
по отношению к добыче могут быть существенным
образом увеличены как на территориях
слабо изученных, так и хорошо известных
районов. Анализ обеспеченности мира минеральными
ресурсами показывает, что нет серьезных
оснований для пессимизма в отношении
запасов, рентабельных для освоения при
современном уровне цен и технических
знаний.
1.2
Формирование мирового
рынка железной руды
Датой начала формирования мирового рынка железной руды можно считать 1892 год, когда в Соединенных Штатах Америки была начата разработка богатейшего месторождения железных руд Месаби (среднее содержание железа около 62%) в штате Миннесота. Это привело к резкому падению цен на железную руду на национальном рынке (с $5-6 за тонну до $2-3). За 1890-е гг. цена упала на 60%. Доля Миннесоты в производстве железной руды в США выросла с 6% в 1890 г. до 51% в 1905 г. Доля железной руды в стоимости стальной продукции (в США) в это время составляла 44% (58% стоимости сырья). Резкое снижение цен привело к резкому росту экспорта продуктов обрабатывающей отрасли из США (на 90% за 1895-1900 гг.), их доля в экспорте страны также увеличилась с 20% до 50%, причем основной рост пришелся на продукцию черной металлургии. За 1890-1913гг. стоимость экспорта продукции этой отрасли выросла с $25,5 млн. до $304,6 млн. Основным конкурентом США в то время была Англия. Стоимость экспорта стальной продукции в Западную Европу всего за пять лет (1895 - 1900 гг.) выросла с $8,5 млн. до $45,8 млн., причем почти половина экспортных поставок приходилось на Англию. Конкурентоспособность английской сталеплавильной промышленности оказалась под угрозой. Если в период с 1895 по 1913 гг. производство железной руды в США выросло почти в 4 раза, то в Англии рост едва превысил 25%. Удар был особенно силен в 1912 году, когда сталеплавильная промышленность Англии практически остановилась на два месяца из-за забастовки железнодорожников и угольщиков. Открытие месторождения Месаби оказало экономический эффект на рыночные цены, равный 30-ти летнему периоду улучшения производительности в черной металлургии .
Все
это вынудило Англию искать источники
железорудного сырья вне
Надо отметить, что интерес к удаленным железорудным месторождениям многие развитые страны начали проявлять еще в начале века. Так, например, Бельгия, Франция, США и Великобритания скупили многие месторождения в штате Минас-Жерайс в Бразилии еще в 1891 году, однако первая экспортная поставка железной руды была осуществлена этой страной лишь в 1930 году . Толчком к развитию грузопотоков железной руды на большие расстояния стало несколько факторов. Во-первых, развитие железнодорожного и морского транспорта привело к снижению транспортных издержек (морские суда водоизмещением более 60 тыс.т. и скоростью выше 50 км/час появились лишь в начале века). Во-вторых, рост экономики стран Западной Европы после второй мировой войны требовал огромного количества стали. Развитие торговли продуктами железорудной отрасли в Азиатском регионе связано в первую очередь с экономическим подъемом Японии в 60-х гг. Тем не менее, фактор географического положения сталеплавильных мощностей и месторождений железной руды все еще играл определяющее значение. Конкуренция добывающих компаний была минимальна. Свидетельством этому является сохранение высокого уровня добычи небогатых и тяжелых в разработке месторождений железной руды во многих странах Западной Европы. Так, например, Франция еще в 1980 году производила около 30 млн.т. железной руды. Несмотря на истощение богатых железом месторождений, в США (штат Миннесота) продолжалась добыча бедных таконитовых руд (среднее содержание железа в рудах этого штата упало к 1965 году до 27%, к 1980 - до 20%). Важным фактором развития торговли являлось также снижение стоимости железной руды в стоимости конечной продукции до 10% .
Около
98% производимой железной руды используется
для производства стали. Поэтому
спрос на железную руду определяется
спросом на сталь. К формированию
централизованного мирового рынка
железной руды в нынешнем его виде
стал крах рынка стали начала 80-х
гг (о современном состоянии
В
конце 70-х в мире существовало четыре
основных центра производства стали: Азиатский
(Япония, Южная Корея и Тайвань),
Западно-Европейский (Германия, Франция,
Великобритания) и два центра в
Северной Америке (канадско-американский
в районе Великих Озер и американский
- на восточном побережье США). Также
двумя крупнейшими
В
1980 году основные объемы добычи железной
руды (около 80%) приходились на 8 стран
(без СССР и Китая) - см. Таблица 2.
Также довольно существенные объемы
железной руды добывали Либерия - 17,4 и
Венесуэла - 16,1. Добыча в остальных
странах не превышала 10 млн.т. Большая
часть железной руды добываемой в
Северной Америке и Европе транспортировалась
на небольшие расстояния (около нескольких
сотен км.). Железная руда, добываемая
в районе Великих Озер в США, отправлялась
только в металлургический центр
этого же района. Французская железная
руда использовалась только во Франции.
Шведская - преимущественно в Северной
Европе. Канадская железная руда из
восточной части страны отправлялась
в металлургические центры на востоке
США и в районе Великих озер,
а также в Северную Европу. Оставшиеся
четыре производителя отправляли железную
руду на гораздо большие расстояния.
Индия сбывала железную руду преимущественно
в Азии. Основная часть бразильской
железной руды сбывалась в Европе,
тем не менее, Бразилия значительную
часть добытой железной руды сбывала
и на азиатских рынках. Австралия
основную долю добычи отправляла на азиатские
рынки, хотя продавала свою руду и
в Европе. ЮАР также сбывала
железную руду в обоих этих регионах.
Таблица 1.1: Основные производители железной руды в 2000 году
Страны | Производство-2000 год (млн.т.),USGS | Содержание железа в руде, (%) |
Атлантический регион | ||
Бразилия | 114,7 | 65 |
Канада | 48,7 | 63,2 |
Франция | 28,9 | 31,4 |
ЮАР | 26,3 | 63,9 |
Швеция | 27,2 | 64,7 |
США | 70,7 | 63,1 |
ТихоокеанскийРегион | ||
Австралия | 95,51 | 63,2 |
Индия | 41,9 | 62,5 |
Всего, 8 крупнейших производителей | 453,9 | 61,7 |
Всего, некоммунистические страны | 558 | 60,8 |
Всего, коммунистические страны | 332,4 | 52,2 |
Всего, мир | 891,2 |
Глава 2. Обзор мирового
рынка железной руды
2.1
Структура рынка
Международный рынок железной руды можно географически разделить на два крупных сегмента - Атлантический и Тихоокеанский. Более подробное деление включает пять элементов: Западная Европа, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка, ближневосточные страны и Латинская Америка. Последние три региона играют на рынке подчиненную роль по отношению к первым двум. На азиатском сегменте рынка Япония является лидером группы стран-потребителей железной руды, другие члены группы, как правило, поддерживают политику этой страны. Со стороны поставщиков сырья на этой части рынка главенствующая роль принадлежит Австралии, Бразилии и Индии. Что касается Западной Европы, то здесь главным игроком среди потребителей является Германия совместно с Францией, Великобританией и Италией. Среди поставщиков наиболее сильным влиянием на рынок обладают Бразилия, Австралия, Швеция и Канада. Североамериканский рынок является в значительной мере изолированным из-за кооперации Канады и США, в районе Великих озер сложился довольно крупный комплекс взаимосвязанных коммерческих структур и поэтому они являются фактически единственными значимыми игроками в данном сегменте рынка.
Максимальные
по объему потоки руды
идут из Австралии в Японию, Китай, страны
Западной Европы и Южную Корею; из Бразилии
руда поступает в страны Западной Европы,
Японию и Южную Корею, а СНГ (Россия и Украина)
поставляет руду в страны Восточной Европы.
Кроме того, важное значение имеет экспорт
руды из Индии в Японию, из Канады в страны
Западной Европы и США, а также из Мавритании
в страны Западной Европы. Стоит
отметить, что в СНГ
сформировался довольно
интересный транспортный
грузопоток железной
руды. Казахстан поставляет железную
руду на металлургические комбинаты Урала
из-за истощения местных месторождений
и Западной Сибири, поскольку при их строительстве
во времена СССР они изначально были рассчитаны
на месторождения этой страны. Россия
экспортирует руду в Украину - при равных
ценах, сложившихся в результате особенностей
системы налогообложения концентрат из
России на 2% богаче железом. Украина же
экспортирует свою железную руду в страны
Восточной Европы.
2.2
Ценообразование
на мировом рынке
железной руды
Себестоимость железной руды складывается из двух основных компонентов: производственные издержки и транспортные издержки. Производственные издержки складываются из расходов на добычу руды и расходов на ее обогащение. Транспортные издержки складываются из расходов на железнодорожный транспорт и расходов на морской транспорт. Эти два компонента и определяют конкурентоспособность продукта на рынке.
Характеристики товарной железной руды могут сильно различаться. Чтобы учесть эти различия, цены на железную руду устанавливаются в центах США за 1% содержания железа в метрической тонне руды (1000 кг) на европейском рынке и в длинной (английской) тонне (1016,06 кг) руды на японском рынке. На рынке присутствуют определенные марки руды (обычно по названию компании или месторождения) с определенными и на протяжении длительного времени постоянными характеристиками. Помимо содержания железа в руде (более низкий уровень снижает общую цену из-за расходов на транспортировку неметаллического материала), на цену руды оказывает влияние содержание таких элементов, как алюминий, кремний и марганец, а также влажность руды и ее структура. Эти параметры сырья оцениваются по схеме подобной оценке содержания железа. Марки железной руды различаются также по таким характеристикам, как потеря веса на прокаливание, хрупкость, предел прочности при сжатии. Поскольку морские транспортные издержки составляют довольно большую долю стоимости цены (до70%) в порту доставки (CIF), то цены на различные марки руды могут серьезно различаться в зависимости от страны доставки, и даже внутри одной страны. Цены CIF позволяют учитывать эти характеристики, в отличие от цен в порту отгрузки (FOB). С другой стороны в этом случае ответственность за доставку и все непредвиденные издержки ложатся на плечи производителя железной руды или транспортной компании.