Автор: o*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучение основных конкурентных сил рынка страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и факторы структуры рынка страховых услуг;
-дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
-рассмотреть методологию анализа сил конкуренции на рынке;
- проанализировать конкурентные силы рынка страховых компаний в Республике Татарстан за 2009-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- предложить мероприятия по увеличению конкурентоспособности страховых компаний Республики Татарстан.
Содержание 2
Введение 3
1. Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка. 5
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг 5
1.2.Методы анализа основных конкурентных сил рынка. 9
2. Анализ структуры рынка страховых услуг по РТ. 18
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 28
Заключение 31
Список используемой литературы и источников 33
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36
Приложение 3. 37
Приложение 4. 38
Приложение 5. 39
Рассмотрим вторую конкурентную силу - угроза прихода новых конкурентов. Она зависит от высоты барьеров защиты от них и силы реакции, которую может ожидать потенциальный конкурент.
Возможными барьерами защиты от прихода новых конкурентов могут быть:
- экономия, обусловленная снижением издержек за счет эффекта масштаба, если фирма занимает большую долю рынка;
- начальные расходы при выходе на рынок - патент, ноу-хау;
- политика правительства - лицензирование, требования по качеству, безопасности;
-
дифференциация товара или
-
издержки потребителя в случае
смены поставщика - переподготовка
персонала, новое
Существование барьеров входа и способность фирмы к отпору удерживают потенциальных конкурентов от прихода на рынок.
Рассмотрим
третью конкурентную силу - угроза замены
товара или услуги. Фактически цены
на товары-заменители определяют потолок
цен, которые могут назначить
фирмы, действующие на рынке товара.
Чем привлекательней для
Рассмотрим четвертую конкурентную силу - зависимость от потребителей. Покупатели, играя на существующей конкуренции, могут оказывать на фирму определенное давление, т. е. они могут заставить фирму снизить цену, предоставить больший объем услуг за ту же цену или более благоприятные условия платежа.
Рассмотрим пятую конкурентную силу - зависимость от поставщиков. Условия, при которых фирмы-поставщики имеют возможность давления на клиентов, аналогичны тем, которые были рассмотрены по отношению к клиентам:
-
группа поставщиков более
-
поставщики не испытывают
-
фирма не является для
- товар является для клиента важным средством производства;
-
поставщик дифференцировал
Говоря
о конкурентоспособности
На рынке страховых услуг принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции [8].
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса»". Проводится завтрак (обед), во время которого президент страховой компании общается со 100-200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела.
В России уделяется большое внимание пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по - антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ [6].
Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования, дополнительный сервис клиентам (например, бесплатные юридические консультации страхователям), система продажи страховых полисов.
В
идеале экономические и
Численность
конкурирующих страховых
Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм, называемый пороговой долей рынка.
Индекс концентрации (concentration ratio – CR) характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка. Определяется как процентное отношение объема услуг, оказываемых определенным числом крупнейших участников рынка услуг, к общей емкости данного рынка по формуле (1).
(1)
где - индекс концентрации для n- фирм, %;
n - количество фирм в отрасли;
- доля i-ой фирмы в отрасли, %.
При наличии полной информации предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля - Хиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники, и есть ли предпосылки при сложившемся составе организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка.
Индекс
Херфиндаля - Хиршмана можно рассматривать
как показатель концентрации, однако
он характеризует не долю рынка, контролируемую
несколькими крупнейшими
Индекс
концентрации рынка Херфиндаля - Хиршмана
рассчитывается как сумма квадратов
рыночных долей (в процентах) всех субъектов
рынка в его общем объеме по
формуле (2).
(2)
где - индекс Херфиндаля – Хиршмана, %;
- доля i-ой фирмы в отрасли, %;
n - количество фирм в отрасли.
Индекс Херфиндаля - Хиршмана используется, в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Классификация слияний в три крупные группы в зависимости от значения индекса Херфиндаля – Хиршмана:
меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния. Такой уровень индекса вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.
превышает 1800. Рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост от 50 до 100 пунктов становится, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния, назначается дополнительная проверка; если более 100 – слияние запрещается [4, с. 59-60].
По
результатам анализа
Понятие
страхового рынка это сфера специфических
экономических отношений между
страхователями, застрахованными, страховщиками,
являющимися основными
Методика
проведения анализа конкурентоспособности
состоит из двух основных этапов. Первый
этап анализа конкуренции на страховом
рынке - оценка степени его подверженности
процессам конкуренции на базе анализа
основных факторов, обусловливающих интенсивность
конкуренции. На втором этапе анализа
уровня конкуренции выделяются основные
страховые компании-конкуренты и рассматривается
их роль в совокупной реализации страховых
услуг.