Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка на примере рынка страховых услуг РТ

Автор: o*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – изучение основных конкурентных сил рынка страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и факторы структуры рынка страховых услуг;
-дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
-рассмотреть методологию анализа сил конкуренции на рынке;
- проанализировать конкурентные силы рынка страховых компаний в Республике Татарстан за 2009-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- предложить мероприятия по увеличению конкурентоспособности страховых компаний Республики Татарстан.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка. 5
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг 5
1.2.Методы анализа основных конкурентных сил рынка. 9
2. Анализ структуры рынка страховых услуг по РТ. 18
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 28
Заключение 31
Список используемой литературы и источников 33
Приложение 1. 35
Приложение 2. 36
Приложение 3. 37
Приложение 4. 38
Приложение 5. 39

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсовая.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

     ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 

     Курсовой проект

     По  дисциплине: «Маркетинг»

     На  тему: «Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка на примере рынка страховых услуг РТ» 
 

                                                   Выполнила:

                                                   Студентка группы 41

                                                   Тарлыкова Г.С.

                                                   Проверила:

                                                   Ст.п. Банцарева Л. Ф. 

     Оценка:________

     Дата: __________ 

     Набережные Челны

     2011 г.

     Содержание

 
 
 

 

     Введение

    Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении защиты имущественных интересов государства и его граждан.

    В текущей ситуации российский страховой  рынок выглядит весьма скромно по сравнению с рынками развитых стран: сборы страховых премий всего российского страхового рынка равны сборам средней страховой компании из развитой страны. В этой связи базой для сравнения российских страховых компаний могут быть только компании стран Центральной и Восточной Европы, находящиеся в условиях переходной экономики.

    Изучению  оценок конкурентных сил рынка страховых компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных.

    Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования национальной конкурентных сил страховых компаний, выявления основных факторов повышения конкурентоспособности страховых компаний, анализа этих факторов, изучения основных направлений и механизмов развития страхового рынка.

    Цель  данного курсового проекта – изучение основных конкурентных сил рынка страховых компаний.

    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

    - раскрыть сущность и факторы структуры рынка страховых услуг;

    -дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;

    -рассмотреть методологию анализа сил конкуренции на рынке;

    - проанализировать конкурентные силы рынка страховых компаний в Республике Татарстан за 2009-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;

    - предложить мероприятия по увеличению конкурентоспособности страховых компаний Республики Татарстан.

    В ходе исследования были использованы нормативно-правовые документы, статистические данные Всероссийского Союза Страховщиков, и Федеральной службы страхового надзора, отчеты крупнейших страховых организаций России.

    Таким образом, сопоставление и анализ рынка страховых услуг позволяет  определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый  рынок, оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на данном рынке.

    На  основании полученных характеристик рынка страховых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок.

 

     

     1. Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка.

     1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг

     Рыночная  структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Решения продавцов о цене и объеме производства будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

     Результаты  деятельности любой фирмы зависят от типа рынка, на котором приходится продавать свои товары или услуги. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых товаров и услуг, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

     Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей стратегической политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

     В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций  типов рыночных структур. Рассмотрим простую и наиболее важную в экономической  теории классификацию рынков.

     Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

     Основными признаны четыре типа конкуренции: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

     Совершенная (чистая) конкуренция (perfect competition) - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; свободный вход и выход не связанный с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации [4, с. 36].

     При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязывать друг другу свою волю, и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены [5, с 201-203].

     Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) - напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, а также легкость входа и выхода. Однако продукция различных фирм дифференцирована, то есть это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой продает свои товары [12, с. 36-38].

     Олигополия (oligopoly) - рыночная структура, для которой характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных конкурирующих фирм. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары. Это структура рынка, состоящая из небольшого числа фирм, некоторые из которых имеют большие доли продаж относительно размеров всех продаж на рынке [4, с. 36].

     Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

     Монополия (monopoly). Слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю и означает, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец товара или услуги. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет реализацию 100% продукта, не имеющего субститутов [4, с. 63-64].

     При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя просто не существует [7, с. 115-116].

     Что касается рынка страховых услуг, то он представляет собой сферу специфических экономических отношений между страхователями, застрахованными, страховщиками, являющимися основными субъектами страхового рынка. В качестве субъектов страхового рынка выступают конечные потребители страховых услуг физические и юридические лица, страховые компании и страховые брокеры как поставщики страховых услуг различного вида, органы государственного страхового надзора, регулирующие процессы обращения на страховых рынках. Классификация субъектов страхового рынка показана в Приложении 1.

     Истинными «потребителями услуг» страховых организаций являются страховые посредники, а инструментом конкуренции за этого «потребителя» - агентское вознаграждение. Страхователь часто даже не знает, в какой именно страховой организации он застрахован, но хорошо знаком со своим агентом, который переводит его из одной страховой компании в другую, в зависимости от того, где предложения для агента лучше.

     Объектом на рынке страховых компаний является страховая услуга, привлекательность которой для страхователя проявляется в процессе ее потребления, то есть исполнения страховщиком принятых на себя обязательств.

     Страховой продукт - это оферта, содержащая условия  страхового обязательства, которые готов принять на себя страховщик в обмен на уплату страхователем соответствующей страховой премии.

     Страховая услуга - это соответствующий страховой продукту процесс, обеспечивающий оформление, сопровождение и исполнение содержащегося в нем страхового обязательства.

     Страховая услуга не одномоментный акт. Являясь гарантией возмещения возможных убытков, она состоит в переносе риска со страхователя на фонд страховщика и имеет протяженность во времени в течение всего периода действия страхового обязательства [8, c.18-19].

     Отсюда  следует, во-первых, что наличие на рынке идентичных страховых продуктов не является препятствием для конкуренции страховых услуг, во-вторых, конкурентоспособность страховой услуги определяется набором качеств самой предоставляющей её страховой организации, то есть её конкурентоспособностью.

     По  своему структурному строению страховой  рынок включает в себя следующие  компоненты, представленные на Рисунке 1. 

     

     Рисунок 1 - Структурное строение страхового рынка

     1.2.Методы анализа основных конкурентных сил рынка.

       Анализ основных сил конкуренции на рынке проводят по схеме «пять конкурирующих сил» Майкла Портера, известный во всём мире.

     В исследованиях посвященных конкурентоспособности  предприятия определение понятия  «конкурентоспособность» связано с такой характеристикой как, наличие конкурентных преимуществ. По мнению М. Портера, конкурентоспособность компаний зависит от конкурентного преимущества, которое создается и поддерживается через сильно локализованные процессы «цепочку ценностей». Конкурентное преимущество, в соответствии, с определением, данным М.Портером, формируется как результат осуществления множества отдельных видов деятельности, входящих в состав процессов разработки, производства, маркетинга, доставки и обслуживания каждого продукта компании. Каждый из этих видов деятельности может способствовать установлению конкурентной позиции фирмы в отношении издержек и создать основу для дифференциации. Понятие конкурентных преимуществ предполагает наличия у компании потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) своих конкурентов. В зависимости от складывающихся внешних условий и внутренних обстоятельств эта задача решается различными организациями по-разному [2].

     Рассмотрим  первую конкурентную силу - конкуренция в отрасли. Для борьбы с конкурентами, существующими в отрасли, необходима дифференциация товара и укрепление имиджа марки. Дифференциация снижает чувствительность потребителя к цене и частично нейтрализует зависимость фирмы от него, т. е. уменьшает способность потребителя торговаться. Кроме того, наличие элемента дифференциации снижает давление на фирму со стороны других конкурентных сил.

     Для обеспечения успешной дифференциации необходимо, чтобы она представляла для покупателя действительную ценность, которая была бы достаточно высокой для того, чтобы он согласился заплатить за нее повышенную цену; чтобы эта цена покрыла издержки и обеспечила фирме необходимую прибыль. Кроме того, фирма должна защитить элемент дифференциации от конкурентов, чтобы они не смогли его быстро воспроизвести. Фирма должна добиться известности элемента дифференциации, контролировать срок его жизни и следить за изменением его ценности в глазах потребителей.

Информация о работе Анализ и оценка основных конкурентных сил рынка на примере рынка страховых услуг РТ