Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:18, контрольная работа
Основные макроэкономические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС) – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.
Главная функция СНС – предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства.
Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей РФ (к предыдущему году)
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
ВВП | млрд. руб. | 33248 | 41265 | 38797 | 44491 |
% к пред. пер. | 8,5 | 5,2 | -7,8 | 4,0 | |
Промышленное производство | % к соотв. пер. пред. года | 6,8 | 0,6 | -9,3 | 8,2 |
Инвестиции в основной капитал | % к соотв. пер. пред. года | 22,7 | 9,9 | -16,2 | 6,0 |
Реальные доходы населения | % к соотв. пер. пред. года | 12,1 | 2,3 | 2,1 | 4,1 |
Инфляция | % к пред. пер. | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 |
Безработица | % экон. актив. нас. | 6,1 | 6,4 | 8,4 | 7,5 |
Федеральный бюджет | |||||
доходы | млрд. руб. | 7779 | 9274 | 7337 | 8304 |
% ВВП | 23,4 | 22,5 | 18,9 | 18,7 | |
профицит | млрд. руб. | 1796 | 1708 | -2300 | -1812 |
% ВВП | 5,4 | 4,1 | -5,9 | -4,1 | |
Консолидированный бюджет | |||||
доходы | млрд. руб. | 13368 | 16004 | 13421 | |
% ВВП | 40,2 | 38,8 | 34,6 | ||
профицит | млрд. руб. | 1990 | 2012 | -2427 | |
% ВВП | 6,0 | 4,9 | -6,3 | ||
Стабилизационный фонд | млрд. руб. | 3849 | |||
Резервный фонд | млрд. руб. | 4028 | 1831 | 775 | |
Фонд национального благосостояния | млрд. руб. | 2584 | 2769 | 2696 | |
Цена нефти Urals | долл./барр. | 68,9 | 94,8 | 60,4 | 77,9 |
Экспорт | млрд. долл. | 354,4 | 471,6 | 303,4 | 398,0 |
% ВВП | 27,3 | 28,4 | 24,8 | 27,2 | |
Импорт | млрд. долл. | 223,5 | 291,9 | 191,8 | 248,8 |
% ВВП | 17,2 | 17,5 | 15,7 | 17,0 | |
Золотовалютные резервы | млрд. долл. | 478,8 | 427,1 | 439,0 | 479,4 |
мес. импорта | 20,4 | 14,0 | 20,8 | 22,7 | |
Денежная масса M2 | % к соотв. пер. пред. года | 47,5 | 1,7 | 16,3 | 28,5 |
Обменный курс (средний за период) | руб./долл. | 25,6 | 24,8 | 31,7 | 30,4 |
Индекс реального курса рубля к $ | % к пред. пер. | 15,0 | -0,2 | -0,4 | 4,0 |
дек 1997 г. = 100% | 130,6 | 129,1 | 128,7 | 133,5 | |
Внешний долг РФ | млрд. долл. | 463,9 | 480,5 | 467,2 | 483,0 |
% ВВП | 35,8 | 28,9 | 37,9 | 33,0 |
Как видно из приведенных выше стат. данных макроэкономических показателей РФ с 2008 года наблюдается снижение темпов роста ВВП (с 8,5% до 5,2%), особенно резкое его снижение произошло в 2009 г. (с 5,2% до -7,8%). Такое низкое значение данного показателя вызвано в первую очередь пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 года. Но не смотря на это российская экономика уже в 2010 году дала положительный прирост в размере 11,8%. Мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы. Российская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 году. В этом году экспортные операции большинства российских предприятий резко сократились (с 471,6 млрд. долл. до 303,4 млрд. долл.) и по сути производство стало работать на склад.
Плюс ко всему кризис имеет определенный временной лаг воздействия на экономику, поэтому он и отразился с небольшим запозданием (предпосылки зарождающегося кризиса наблюдались уже с конца 2007 г.).
По
итогам 2009 года не выполнено большинство
прогнозных показателей социально-
Главным образом, темп роста ВВП в 2009 году прогнозировалось обеспечить за счет увеличения объема производства в ведущих отраслях экономики: промышленности, строительстве, торговле.
ВВП начал снижаться в 2008 г. и на 2009 г. пришелся пик снижения ВВП РФ. В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился в 2008 г. на 6,2%, а уже в 2009 г. на 9,9%. Инвестиции в основной капитал за этот же период также резко снизились на 12,8% и 26,1% соответственно. Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. Реальные доходы населения в 2008 г. составили лишь 2,3% по сравнению с 12,1% в 2007 г., а в 2009 г. произошло дальнейшее снижение РДН до 2,1%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Безработица в период с 2008 г. по 2009 г. составляла 6,4% и 8,4% соответственно. В связи с увеличившейся безработицей снизились доходы федерального и консолидированного бюджетов. Как видно из таблицы 1 доходы федерального бюджета в 2008 г. составляли 22,5% ВВП, а в 2009 г. 18,9% ВВП.
Не удивительно, что и инфляция в 2008 году увеличилась и составляла 13,3%.
Бюджетная система страны весь разгул кризиса почувствовала на себе с еще большим опозданием – в 2009 г., поскольку запас прочности в виде «экономической подушки», накопленный в период экономического роста РФ благополучно смягчил его падение. Профицит федерального бюджета с 2007 г. неизменно снижался вплоть до 2009 г. (5,4% ВВП, 4,1% ВВП и -5,9% ВВП соответственно по годам).
В
2010 году российская экономика начала выравниваться.
Виден рост практически по всем макроэкономическим
показателям. ВВП увеличился с -7,8% в 2009 г.
до 4,0% в 2010 г. Наметилась некоторая стабильность
в промышленном производстве и как результат
рост с -9,3% в 2009 г. до 8,2% в 2010 г. Сократилась
безработица до 7,5%, а доходы населения
выросли до 4,1%. Инвестиции в основной капитал
также увеличились с -16,2% в 2009 г. до 6,0% до
2010 г.
3. Основные
показатели макроэкономического
развития в прогнозе
социально-экономического
развития РФ на 2011 г.
и на плановый период 2012
и 2013 годов
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. характеризуются постепенным восстановлением темпов экономического роста, стабильной ценовой конъюнктурой для основных товаров российского экспорта, постепенным сокращением численности безработных при ускорении роста потребительских цен во второй половине 2010 года.
Основные риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны:
В достижении целевого уровня инфляции в 2011 г. (6,5%) существуют определенные риски, связанные с ростом цен на продтовары ввиду существенных потерь урожая в России из-за аномальных погодных условий лета 2010 года, планируемым повышением акцизов на горюче-смазочные материалы. Повышение инфляции сверх прогнозируемого уровня приведет к снижению расходов бюджетной системы в реальном выражении.
Прогнозируемые относительно умеренные темпы роста экономики в 2011–2013 гг. обусловлены постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного спроса по сравнению с докризисным периодом.
Прогнозируемое увеличение доли инвестиций в основной капитал в объеме ВВП будет происходить в 2012 и 2013 гг. за счет роста цен на инвестиционную продукцию. При этом существуют риски, связанные с реализацией инвестиционных планов компаний нефтегазового и энергетического секторов экономики, а также в обеспечении финансовыми ресурсами прогнозируемых объемов инвестиций, необходимых для модернизации, технического перевооружения и перевода экономики на инновационный путь развития.
Сохранение в структуре экспорта доли минеральных продуктов и металлов на высоком уровне фактически закрепляет сырьевую направлен-ность экспорта и не способствует диверсификации производства и экспорта в направлении, предусматривающем повышение доли производства продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости.
Определенный риск для макроэкономической стабильности создает высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде. Изменения в динамике курса оказывают существенное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также затрудняют возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития.
Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать более активному сокращению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
1.1. Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.
Номинальный объем ВВП за 2010 г. оценивается в размере 45175 млрд. рублей, что на 218 млрд. рублей, или на 0,5%, выше предусмотренного указанным Федеральным законом (44957,0 млрд. рублей). Темп роста ВВП сохранен на уровне 104%. Оценка индекса-дефлятора ВВП составляет 111,1% (110,7%).
Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2010 г. составляет 75 $ США за баррель и соответствует уровню, установленному при формировании федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 265 $ США за тыс. куб. м, что на 5% ниже значения, установленного названным Федеральным законом (279 $ США за тыс. куб. м).
1.2. Прогнозируемый объем ВВП составит:
При этом ИПЦ (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 106–107% в 2011 г. до 104,5–105,5% в 2013 г.
Законопроектом на 2011 г. предусмотрен уровень инфляции, не превышающий 6,5% (что на 0,5 процентного пункта ниже верхней границы прогноза), на 2012–2013 гг. – на уровне верхней границы прогноза (6% и 5,5% соответственно).
Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании законопроекта, рассчитан исходя из следующих внешних условий:
Согласно прогнозу внутренние условия характеризуются:
Информация о работе Анализ динамики основного макроэкономического показателя в РФ