Значение личностных ценностей руководителя на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – стили руководства и особенности их использования в ООО «Компания Олга».
Цель исследования – изучить стили руководства и особенности их использования в ООО «Компания Олга».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру стилей руководства.
2. Изучить классификацию стилей руководства.
3. Проанализировать соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ООО «Компания Олга».
4. Рассмотреть особенности подхода к руководству согласно личностным качествам руководителя ООО «Компания Олга».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Стили руководства: теоретический аспект…………………………….5
1.1 Понятие и структура стилей руководства……………………...5
1.2 Классификация стилей управления…………………………….9
2. Исследование стилей управления на примере
ООО «Компания Олга»………………………………………………...22
2.1 Соотношение стилей руководства с
эффективностью управления…………………………………22
2.2 Подход к руководству с позиций личных качеств…………...25
3. Значение личностных ценностей руководителя
на практике……………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Стили руководства. .doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Теория жизненного цикла (модель ситуационного лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара - согласно ей, наиболее эффективные стили лидерства  зависят от зрелости исполнителей, их способности нести ответственность  за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем.

Модель принятия решений  руководителем, разработанная В.Вурмом и Ф.Йеттоном. По их мнению, имеется пять стилей или методов руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия подчинённых в принятии решения. Это:

1.  Руководитель сам принимает решения, используя имеющуюся информацию.

2.  Руководитель принимает решение на основе информации, предоставленной подчинёнными, сообщая им или нет о сути проблемы. 3.  Руководитель излагает проблему подчинённым, выслушивает все их мнения, а потом сам принимает решение.

4.  Руководитель представляет проблему группе подчинённых, которая и обсуждает, а затем сам принимает решение.

5.  Руководитель излагает проблему группе подчинённых, ищет совместно с ней решение и принимает наиболее приемлемое из всех.

При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей. В числе критериев такие, как:

1.   Значения качества решения.

2.   Наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения.

3.   Степень структурированности проблемы.

4.   Согласие подчинённых с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения.

5.   Уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчинённых.

6.   Заинтересованность сотрудников в достижении цели.

7.   Степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы [2, c.239-240].

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения  в исследованиях, убеждение, что  руководители должны выбирать стиль  руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

Современный подход

Современные исследователи  стремятся как можно точнее представить  в своих моделях особенности поведения руководителя впроцессе разрешения организационных задач. В справедливости этого не трудно убедиться, обратившись к теоретическим разработкам японского автора Т.Коно.

Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области  менеджмента, он построил четырехстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя. Причём каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества. Согласно Т.Коно, стили руководства могут быть обозначены следующим образом: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный.

Новаторско-аналитический  стиль - это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, богатый идеями, много альтернатив, способен принять быстрое решение и обеспечить хорошую интеграцию.

Стиль руководства отличается четкостью в формировании целей  и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимость к неудачам.

При новаторско-аналитическом  образе действия решения принимаются  в процессе взаимодействия различных  уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане - планомерное принятие решений.

Новаторско-интуитивный - способный к нововведениям энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность и новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учета ресурсов.

При новаторско-интуитивном  образе действия решения спускаются сверху вниз интуитивно возникшая идея появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах - это предпринимательский метод принятия решений.

Кансервативно-аналитический  тип - это теоретик, стремящийся к совершенству, но не принимающий риска. Данный тип менеджерского поведения теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов [9, c.449].

При консервативно-аналитическом  образе действия целью является совершенное  решение, которое не принимается  до тех пор, пока не собрало достаточной  информации, позволяющей почти исключить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование стилей управления на примере ООО «Компания Олга»

 

2.1 Соотношение  стилей руководства с эффективностью  управления

 

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Однако, на практике не встречается стиля руководства в чистом виде.

В последние годы, благодаря  проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения  дел в сфере бизнеса и менеджмента. Ими являются:

1)  Широта взглядов и глобальный подход - характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих за рамки задач фирмы. Данная особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.

2) Долгосрочное предвидение - противостоит скромности некоторых руководителей, что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать  вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т.д.

3)  Решительность - твердость и смелость в принятии решений. Очень важная характеристика любого руководителя, так как отсутствие решительности, смелости может привести к тому, что решение будет принято поздно или вообще не будет принято, что может сказаться отрицательно на предприятии.

4) Упорная работа и непрерывная учеба - необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.

5) Умение чётко формулировать цели - один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя.

6)  Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие- подчинённые. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего - потребности в уважении.

7)  Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации.

8)  Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём - «о качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое».

9)  И, наконец, личное обаяние, и здоровье - у здорового человека, при всем процессе больше шансов выглядеть обаятельным человеком.

10)    Умение правильно использовать своё время. Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности.

Во-первых - биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.

Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного  регулирования в ней являются социальный статус и образование.

Следующий блок личных качеств - это способности. Они делятся  на общие и специальные. К числу  общих способностей относится интеллект.

К специальным особенностям относятся специальные умения, знания, компетентность, информированность. Для  полноты психического портрета личности руководителя рассмотрим последний личностный блок - черты личности руководителя. К их числуотносится доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Первой является доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Любому руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять людьми.

Следующий в наборе личностных черт руководителя является уверенность  в себе. Следующие две довольно- таки родственные черты личности руководителя - эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

С эмоциональной уравновешенностью  довольно тесно соседствует стрессоустойчивость  личности. Хочется заметить, что  стрессоустойчивостью в наши дни  не плохо бы обладать каждому человеку, а уж тем более руководителю.

Ещё одна рассматриваемая  черта личности руководителя -креативность, то есть способность к творческому решению задач. Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.

В исследуемой нами ООО  «Компании Олга» на стиль оказывают  влияние личность руководителя, способы  и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

Руководитель в нашей  организации - Збитнев Ю.И. - придерживается демократического стиля во всей своей деятельности, лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Он полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизировать подчинённых нареализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.

 

 

2.2 Подход к  руководству с позиций личных  качеств

 

Руководство - это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать  влияние на других и вести людей  за собой. Какие средства влияния  и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей  обладают определенным набором общих  для всех личных качеств. Развивая эту  мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из изученных черт Збитнева Ю.И. - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств» [6, c.224].

Информация о работе Значение личностных ценностей руководителя на практике