Значение личностных ценностей руководителя на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – стили руководства и особенности их использования в ООО «Компания Олга».
Цель исследования – изучить стили руководства и особенности их использования в ООО «Компания Олга».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру стилей руководства.
2. Изучить классификацию стилей руководства.
3. Проанализировать соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ООО «Компания Олга».
4. Рассмотреть особенности подхода к руководству согласно личностным качествам руководителя ООО «Компания Олга».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Стили руководства: теоретический аспект…………………………….5
1.1 Понятие и структура стилей руководства……………………...5
1.2 Классификация стилей управления…………………………….9
2. Исследование стилей управления на примере
ООО «Компания Олга»………………………………………………...22
2.1 Соотношение стилей руководства с
эффективностью управления…………………………………22
2.2 Подход к руководству с позиций личных качеств…………...25
3. Значение личностных ценностей руководителя
на практике……………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Стили руководства. .doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Стили руководства: теоретический  аспект…………………………….5

1.1 Понятие и структура  стилей руководства……………………...5

1.2 Классификация стилей управления…………………………….9

2. Исследование стилей  управления на примере 

    ООО «Компания Олга»………………………………………………...22

2.1 Соотношение стилей  руководства с 

       эффективностью управления…………………………………22

2.2 Подход к руководству  с позиций личных качеств…………...25

            3. Значение личностных ценностей руководителя

      на практике……………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро  стал в последние годы. Возникшие  на рубеже 70-80-х годов застойные  явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

Командирский стиль  руководства был ведущим стилем в управлении социалистическими  предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план. А где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку, подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

Командир должен был  уметь пользоваться властью и  не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная «этическая» гамма нашего руководителя со времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия [1, c.98].

Многие хозяйственные  и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления имежличностного  общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым [2, c.654].

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Объект исследования - ООО «Компания Олга».

Предмет исследования – стили руководства  и особенности их использования  в ООО  «Компания Олга».

Цель исследования – изучить  стили руководства и особенности  их использования в ООО  «Компания Олга».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру  стилей руководства.

2. Изучить классификацию стилей  руководства.

3. Проанализировать соотношение  стилей руководства с эффективностью  управления на примере ООО «Компания Олга».

4. Рассмотреть особенности подхода  к руководству согласно личностным  качествам руководителя ООО «Компания  Олга».

5. Проанализировать  значение личностных  ценностей руководителя в практической  деятельности анализируемой компании.

 

 

 

 

 

 

1. Стили руководства:  теоретический аспект

 

1.1 Понятие  и структура стилей руководства

 

 

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно  означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении «почерк».

Стиль управления обусловливается уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и ценностными ориентациями, темпераментом - всем тем, что определяет содержание личности руководителя.

По-видимому, самое раннее исследование стилей руководства было проведено К. Левиным и его коллегами в 1939 году. В результате стили были разделены на три вида: автократический, демократический и либеральный (попустительский).

Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение : «стиль - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления -совокупность наиболее характерных  и устойчивых методов решения  задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».

По Мескону, стиль руководства - это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние  и побудить к достижению стилей организации [6, c.523].

В современной литературе встречаются множество определений  стиля управления. Есть в них что-нибудь общее? Общим в определениях стиля  управления является трактовка его  как способа воздействия руководителя на подчинённых. По этому, для нас большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.

Метод управления - это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия [10, c.380].

Здесь методы - это способы  и приёмы управления, существующие объективно, независимо от руководителя, обусловленные достигнутым уровнем  и потребностями развития экономики. В отличие от этого, стиль руководства, хотя в основе своей так же объективен, но всё же опосредуется индивидуальными свойствами руководящего лица.

Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

1. Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.

2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)

3. Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.

4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».

5. Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения. Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю [1, c.88].

В общем, объективные  слагаемые стиля могут быть сведены  к следующим:

1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.

2. Закономерности управления.

3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.

4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).

5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).

6. Уровень практики управления.

7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством [1, c.90-91].

Указанные слагаемые  стиля предопределяют особенности  сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.

Итак, мы определили, что  стиль работы - это способ воздействия  руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций.

В зависимости от личностных качеств руководителя стиль управления может быть позитивным и негативным.

1. Позитивный.

Гибкий.

Сущностно-деловой.

Гуманный.

Характерные черты.

Руководитель учитывает характер, общекультурный и профессиональный уровень подчиненных, конкретные ситуации, желания и объективные возможности и использует любой подходящий для данной ситуации метод управления. В своей совокупности они как раз и формируют гибкость его стиля. Такой руководитель всегда способен признать ошибочность своего решения и отменить его.

Руководитель в своей  деятельности всегда исходит из принципа «интересы дела превыше всего», стремится достичь цели при минимальных затратах времени и средств, избавиться от лишних проволочек и канцелярщины, никогда не влезает (без особой надобности) в обсуждение проблем, в которых его подчиненные обладают достаточной компетенцией, предоставляя им полное право решать их. Такой руководитель постоянно расширяет свой общий кругозор и уровень профессиональной культуры и того же требует от подчиненных.

Руководитель, имея деловую  ориентацию, не забывает, однако, и о  заботливом и справедливом отношении  к своим подчиненным, об их личных целях, потребностях и интересах, об их здоровье, условиях труда и быта.

 

2. Негативный.

Косный.

Формально-деловой.

Негуманный (отчуждающий).

Характерные черты.

Руководитель раз и  навсегда избирает и придерживается какого-либо одного «частичного» стиля: он либо не допускает творческих обсуждений и споров, либо, напротив, либеральничает и резонерствует, часто доводя отношения с подчиненными до взаимной фамильярности.

Руководитель с косным стилем всегда будет продолжать упрямо проводить свою ошибочную линию. Характерен для руководителей бюджетных  организаций, для которых главное - соблюдение духа и буквы спущенных инструкций. Ради них они готовы игнорировать здравый смысл, производственную необходимость, интересы и потребности членов коллектива.

Руководитель меньше всего озабочен всем этим и по сути дела постоянно генерирует отчуждение своих сотрудников со всеми вытекающими последствиями [4, c.105-107].

 

 

1.2 Классификация стилей управления

 

Следующей важной задачей  в теории стилей руководства является проблема их классификации.

Классификация (лат. Classic- разряд, facere- делать) особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность деления (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности, обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.

Обилие классификаций  стиля руководства в теории свидетельствует  о сложности этого социального явления.

Ученые применили три  подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции  личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Подход с позиции личных качеств - согласно личностной теории лидерства, известной так же под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход - создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.

Информация о работе Значение личностных ценностей руководителя на практике