Значение исторического опыта менеджмента в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это особый вид деятельности, управленческий труд, главный смысл и содержание которого – постановка целей, разработка приёмов и способов их достижения. Предмет управленческого труда – организация, её работники, информация. Результатом, продуктом управленческого труда является решение, которое принимает менеджер. Поэтому менеджмент – это ещё и умение добиваться поставленных целей, оказывать влияние на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимальных результатов.

Содержание

1. Введение. Понятие менеджмента 3
2. Классическая школа управления, ее отличия от школы научного управления
5
2.1 Понятие классической школы управления. Теория управления А. Файоля

5
2.2. Основные функции по управлению А. Файоля 7
2.3. Классификация принципов управления в теории А. Файоля

12
2.4. Различия во взглядах А. Файоля и Ф. Тейлора 17
3. Основные модели менеджмента 18
3.1. Характеристика основных моделей менеджмента 18
3.2. Американский стиль управления 20
3.3. Японский стиль управления 32
3.4. Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления

46
4. Заключение. Особенности и проблемы российского менеджмента и использование мирового опыта управления в современной России
51
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ 14 шрифт.doc

— 290.00 Кб (Скачать)
stify"> - ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

- ведущих направлений развития предприятия;

- возможных   изменений   внешних  условий,   сроки наступления которых нельзя определить заранее.

           Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

- искусства управлять людьми;

- известного нравственного мужества;

- большой активности;

- достаточной устойчивости;

- известной компетенции в производственной области;

- наличия достаточного опыта в делах.

        Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль  различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

         Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

-  установление   программы   действий;   определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

- наблюдение за выполнением программы;

- осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

- правильный подбор административного аппарата;

- точное определение функций;

- согласование усилий для выполнения намеченной работы;

- ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

- поощрение ответственности и инициативы;

- справедливое вознаграждение за труд;

- предупреждение ошибок и недоразумений;

- обязательное соблюдение дисциплины;

- подчинение личных интересов интересам предприятия;

- единство распорядительства;

- всеобщий контроль;

- борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом,  бумажной  волокитой и т.д.

         Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

         Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

        Распорядительство.  Целью распорядительства является  извлечение наибольшей  пользы и выгоды  из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом. По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

- знать в совершенстве подчиненных ему работников;

- увольнять неспособных работников;

- хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

- подавать положительный пример;

- производить  периодическое  инспектирование  социального организма предприятия;

- проводить   совещания   с   ведущими   работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

- стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

- не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

         Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку - связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем - с другой. Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

         Контроль.  Задачей контроля является  проверка  исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим  требованиям:   компетентность,   чувство  долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан  воздерживаться  от вмешательства в управление и исполнение дел.  Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

         Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

         Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:

- с распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.

- тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

         На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».     Управлять -  значит   предвидеть,   организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться - заставлять персонал надлежаще работать; координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

           Файоль выделял еще шестую - административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций. Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

           Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.

               

              2.3. Классификация принципов управления в теории А. Файоля

        Файоль сформулировал 14 принципов управления:

       1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

        2. Полномочия и ответственность. Полномочия - это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.  Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

       3. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

        4. Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

        5. Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя.  При наличии нескольких  групп для координации   их деятельности  необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал:  «Один руководитель и единый  план для совокупности операций, имеющих общую цель».

       6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах задачей руководителя является их примирение.

        7. Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

          8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные - меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

        9. Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь - это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей   низового   звена).   Склярная   цепь   определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать. Рациональная структура управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

         10. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный».  Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место - для всего и   все - на своем месте». 

         11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей. 

         12. Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

Информация о работе Значение исторического опыта менеджмента в современных условиях