Значение исторического опыта менеджмента в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это особый вид деятельности, управленческий труд, главный смысл и содержание которого – постановка целей, разработка приёмов и способов их достижения. Предмет управленческого труда – организация, её работники, информация. Результатом, продуктом управленческого труда является решение, которое принимает менеджер. Поэтому менеджмент – это ещё и умение добиваться поставленных целей, оказывать влияние на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимальных результатов.

Содержание

1. Введение. Понятие менеджмента 3
2. Классическая школа управления, ее отличия от школы научного управления
5
2.1 Понятие классической школы управления. Теория управления А. Файоля

5
2.2. Основные функции по управлению А. Файоля 7
2.3. Классификация принципов управления в теории А. Файоля

12
2.4. Различия во взглядах А. Файоля и Ф. Тейлора 17
3. Основные модели менеджмента 18
3.1. Характеристика основных моделей менеджмента 18
3.2. Американский стиль управления 20
3.3. Японский стиль управления 32
3.4. Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления

46
4. Заключение. Особенности и проблемы российского менеджмента и использование мирового опыта управления в современной России
51
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ 14 шрифт.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

Российская  Федерация

Министерство  образования и  науки 
 

ФГОУ  СПО 

«Костромской  торгово-экономический  колледж» 
 

Специальность: менеджмент 
 

Курсовая  работа по предмету:

«Менеджмент» 
 

Тема:

«Значение исторического опыта  менеджмента в  современных условиях» 
 
 
 
 
 
 

                                     Подготовил студент 2 курса 

                                              группы 2-9-М  Суворов Сергей 
 
 
 
 
 

Кострома

2011  
 

                                                    Содержание: 

1. Введение. Понятие менеджмента                                                                 3
2. Классическая школа управления, ее отличия от школы   научного  управления  
5
              2.1 Понятие классической школы  управления. Теория                             управления   А. Файоля
 
5
          2.2. Основные функции по управлению  А. Файоля 7
              2.3. Классификация принципов управления  в теории              А.  Файоля
 
12
          2.4. Различия во взглядах А.  Файоля и Ф. Тейлора 17
3. Основные модели менеджмента 18
          3.1. Характеристика основных моделей  менеджмента 18
          3.2.  Американский стиль управления 20
          3.3.  Японский стиль управления 32
              3.4. Сравнительный анализ американской  и японской      стратегии  управления
 
46
4. Заключение. Особенности и проблемы  российского менеджмента и использование мирового опыта управления в современной России  
51
5. Список используемой литературы 58

                                                  

                                                       
 
 
 

     

        1. Введение. Понятие менеджмента.

        Менеджмент (англ. management – управление) - совокупность способов, методов, приёмов и средств управления производством и персоналом; органы управления, руководство фирмы; тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

        Менеджмент – это особый вид деятельности, управленческий труд, главный смысл и содержание которого – постановка целей, разработка приёмов и способов их достижения. Предмет управленческого труда – организация, её работники, информация. Результатом, продуктом управленческого труда является решение, которое принимает менеджер. Поэтому менеджмент – это ещё и умение добиваться поставленных целей, оказывать влияние на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимальных результатов.

          Менеджмент рассматривают не только как науку, но и как искусство управления людьми, взаимодействия с ними, создания условий для наиболее полного раскрытия способностей работников. Ведь успех деятельности организации зависит от того, как работают люди. Но каждый работник обладает своим характером, имеет свою систему ценностей, свои мотивы к труду. Всё это руководитель и должен учитывать в своей работе. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно, является искусством.

           Менеджмент является также аппаратом управления организацией. Главная задача людей, занятых в аппарате управления, заключается в использовании и координации всех ресурсов организации: финансовых средств, зданий, оборудования, сырья и материалов, рабочей силы, информации. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. Усложнение производственной и хозяйственной  жизни привело к тому, что собственникам стало трудно выполнять управленческие обязанности. Эти обязанности пришлось передать в руки наёмных управляющих, обладавших необходимыми знаниями и опытом. Поэтому менеджмент – это ещё и категория людей, выполняющих управленческие функции.

          Менеджментом также называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня менеджмент – одно из направлений высшего и среднего профессионального образования, элемент подготовки любого специалиста. Понятия «менеджмент» и «управление» используются как идентичные, взаимозаменяемые.

          Менеджмент для современной России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления в соответствии с потребностями и условиями рыночных отношений.

          Основные признаки менеджмента как типа управления:

  • Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит своё выражение как в управлении внутренними процессами производства, так и деятельностью фирмы во внешней социально-экономической среде.
  • В подходах, принципах и методах управления приоритет отдаётся экономическим средствам и методам управления, в центре внимания ставят интересы потребителей.
  • Профессионализм управления как одно из главных требований к менеджеру. Менеджменту надо учиться, осваивая область социально-экономических и социально-психологических знаний.
  • Гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями.
  • Комплекс требований к личным качествам менеджера, главными среди которых являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность.

        

         

  2. Классическая школа управления

           2.1. Понятие классической школы управления. Теория управления А. Файоля

         

        Классическая или, как ее еще называют, административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене.

         Файоль, которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

         Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает заниматься разработкой общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Файоль в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923).

          В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

           Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

            По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  • техническую   и   технологическую   (производство, изготовление,   переработка);
  • коммерческую (закупка, продажа, обмен);
  • финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  • охранную (охрана собственности и физических лиц);
  • учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  • административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

          Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

        Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

         В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

                      

                     2.2. Основные функции по управлению А. Файоля      

         Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

          Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть - это уже почти действовать». Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

          Для разработки программы действий необходимо знание:

Информация о работе Значение исторического опыта менеджмента в современных условиях