Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 07:03, доклад

Описание работы

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.

Работа содержит 1 файл

жизненый цикл организации.docx

— 89.61 Кб (Скачать)

Методика анализа  жизненного цикла организации 

Время от времени  любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить  собственный опыт и ответить на ряд  важных вопросов: 

— Что представляет собой наша организация сегодня?

— Чего мы достигли, чего — нет?

— Какие у нас  накопились противоречия и трудности?

— Почему их не удается  в полной мере преодолеть?

— Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и  трудности преодолевались легче  и быстрее? 

Жизненный цикл организации (ЖЦО) — точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: 

1. рождение организации:  главная цель заключается в  выживании; руководство осуществляется  одним лицом; основная задача  — выход на рынок;

2. детство и юность: главная цель — получение прибыли  в ближайшей перспективе и  ускоренный рост; стиль руководства  жесткий; основная задача —  укрепление позиций и захват  рынка; задача в области организации  труда — планирование прибыли,  увеличение заработной платы,  предоставление различных льгот  персоналу;

3. зрелость: главная  цель — систематический сбалансированный  рост, формирование индивидуального  имиджа; эффект руководства достигается  за счёт делегирования полномочий; основная задача — рост по  разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в  области организации труда —  разделение и кооперация труда,  премирование в соответствии  с индивидуальными результатами;

4.старение организации:  главная цель — сохранение  достигнутых результатов; эффект  руководства достигается за счет  координации действий, основная  задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации  труда, участие и прибылях; 

5. возрождение либо  исчезновение: главная цель состоит  в обеспечении оживления всех  функций; рост организации достигается  за счет сплоченности персонала,  коллективизма; главная задача  — омоложение, внедрение инновационного  механизма, внедрение научной  организации труда и коллективное  премирование.

Организационная диагностика  проводится в несколько этапов с  помощью специальных методов. 

1. Анализ характеристик  организации

2. Экспертное оценивание

3. Изучение и обсуждение  стадий жизненного  цикла

4. Обработка и анализ  результатов

5. Комментарии и  выводы. Анализ управленческих  ошибок. 

Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования 

Жизненный цикл организации (материальная основа, фазы цикла, средний  срок жизни экономической организации, переход организации в новое  качество). Массовое обновление основного  капитала — материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое  качество как фазы жизненного цикла.

Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать  и при помощи динамики объемов  производства. Достижение равновесия фирмы — того объема производства, когда прибыль становится максимальной, — прямой путь к переходу в новое  качество. Нерешение данной проблемы — движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

Даже самые успешные фирмы, «живущие» долго, не могут  похвастаться, что после каждого  жизненного цикла они становились  крупнее, а их бизнес рос. Большие  компании наиболее устойчивы по сравнению  с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них — получение прибыли в конечном итоге, то есть за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом). Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

Возможности развития в организационном плане предоставляются  самые разнообразные. Это — слияния  и поглощения компаний , создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Главным ориентиром при обосновании выбора направления  развития производства по-прежнему являются технические возможности предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает необходимость  разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную  и адекватную реакцию предприятия  на изменения внешней среды.

Одним из известных  инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической  системы, является модель жизненных  циклов. Управление развитием предприятия  на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление  необходимых преобразований и последовательно  и целенаправленно проводить  изменения. В настоящее время  в экономических науках описание жизненных циклов носит преимущественно  качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за недостаточной проработки отдельных методологических моментов. Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара:

Ситуация гармоничного рынка;

Ситуация нарушения  гармоничности рынка в сфере  сбыта;

Ситуация нарушения  гармоничности рынка в сфере  производства;

Ситуация нарушения  гармоничности рынка в сфере  производства и в сфере сбыта;

Ситуация нарушения  гармоничности рынка в сфере  сбыта при отсутствии спроса;

Ситуация нарушения  гармоничности рынка в сфере  производства и сбыта при отсутствии спроса. 

Разработан механизм управления развитием предприятия  на основе модели жизненных циклов. Реализация механизма предполагает применение метода QFD (развертывание  функции качества) и метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Использование механизма позволяет  обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию промышленного  предприятия в соответствии с  изменениями требований окружающей среды.

Модель жизненных  циклов является одним из известных  инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической  системы. На основе модели жизненных  циклов можно проанализировать отдельные  факторы, влияющие на организационную  эффективность. Разнообразие видов  жизненных циклов позволяет анализировать  изменения, происходящие на различных  уровнях управления промышленным предприятием. 

Возможности и ограничения  модели жизненных циклов 

По аналогии с  известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают  влияние определенные группы факторов: 

1. Макроуровень — факторы внешней среды косвенного воздействия;

2. Мезоуровень — факторы внешней среды прямого воздействия;

3. Микроуровень — факторы внутренней среды. 

Определена степень  управляемости факторов для различных  видов жизненных циклов. Разработанная  классификации отражает необходимость  учета взаимосвязи различных  видов жизненных циклов и факторов внешней среды при разработке и реализации менеджментом предприятия стратегических решений.

4. Сформулированы условия  развития предприятия  с учетом взаимосвязи  различных видов  жизненных циклов. Рассмотрены основные  ситуации взаимодействия  жизненных циклов  спроса, технологии  и товара.

Сочетания жизненных  циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения  на различных уровнях управления промышленным предприятием. Для обеспечения  конструктивности анализа взаимосвязи  категорий «спрос», «технология» и  «товар», в рамах диссертационного исследования сформулированы ограничения, обусловленные определениями данных категорий: 

1. Кривая жизненного  цикла товара отражает количество  проданного (и произведенного) товара  в определенный период времени.

2. Кривая жизненного  цикла технологии отражает возможность  производства товара, соответствующего  потребительским требованиям в  определенный период времени .

3. Кривая спроса  отражает потенциальный объем  продаж конкретного товара. 

4. Спрос на протяжении  всего жизненного цикла удовлетворен  одним видом товара, который в  свою очередь, реализован в  рамках конкретной технологии.

5. Длительности жизненных  циклов спроса, технологии и товара  равны, то есть являются элементами  единого цикла развития.

6. Кривая жизненного  цикла товара не может быть  выше кривой жизненного цикла  технологии.

7. Длительности стадий  различных видов жизненных циклов  могут не совпадать во времени. 

Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных  циклов спроса, технологии и товара 

Ситуация 1. Производится и продается необходимое и  достаточное количество товара, которое  может потребить конкретный рынок. В этом случае кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара совпадают.

При данной ситуации на рынке эффективное развитие организации  возможно на протяжении всего цикла, если она является участником этого  цикла с самого начала. Однако входные  барьеры в данный цикл высоки в  силу жесткой конкуренции, так как  с момента возникновения спрос  полностью удовлетворен количеством  произведенного и проданного товара.

Ситуация 2. Производится необходимое и достаточное количество товара, которое по какой-либо причине  не может быть реализовано в полном объеме. В этом случае кривые жизненных  циклов спроса и технологии совпадают  и расположены над кривой жизненного цикла товара.

В данной ситуации существуют проблемы в процессе реализации товара: произведенный в необходимом  количестве товар не доходит до конечного  потребителя. У предприятий могут  возникать трудности с оплатой  за отгруженный товар. Эффективность  развития обеспечивается совершенствованием процесса сбыта.

Ситуация 3. Состояние  дефицита: произведено недостаточное  количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка.

В этом случае кривые жизненных циклов технологии и товара совпадают и расположены под  кривой жизненного цикла спроса. Ситуация дает возможность эффективного развития как торговым, так и производственным организациям на протяжении всего цикла. Однако, основная проблема заключается в увеличении масштабов производства.

Ситуация 4. Состояние  дефицита, вызванное невозможностью произвести достаточное количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка и неэффективностью процесса реализации.

Кривые жизненных  циклов спроса, технологии и товара не совпадают и расположены в  следующей последовательности: кривая жизненного цикла спроса, кривая жизненного цикла технологии, кривая жизненного цикла товара. Возможность увеличения объемов производства гарантирует  предприятию эффективное развитие. Самое низкое положение кривой жизненного цикла товара (неограниченный спрос  и наличие произведенного товара) свидетельствует о проблемах  в сфере реализации.

Ситуация 5. Состояние  рынка можно характеризовать  как «отсутствие спроса».

Потенциальные потребители  могут не располагать информацией  о существовании некоего продукта или же не проявляют к нему интереса.

Информация о работе Жизненный цикл организации