Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:38, контрольная работа
Государственная защита прав потребителей
1 вопрос: Права потребителя.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский
государственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «Государственная
защита прав потребителей»
Тема: Права
потребителя. ИСКОВОЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
И ВЗЫСКАНИИ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ В СВЯЗИ
С НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬЮ ВЕЩИ, ПРОДАННОЙ
С ГАРАНТИЙНЫМ СРОКОМ
(Вопрос
№3)
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Государственная защита прав потребителей
1 вопрос: Права потребителя.
В соответствии с Законом о "Защите прав потребителей", потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. (Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей")
Несомненно, данная формулировка четко определяет понятие "потребитель", однако она не совсем конкретно определяет признаки, вытекающие их данного определения. Потребитель - всегда физическое лицо (и это главное его отличие от покупателя, где субъектом может быть как физическое, так и юридическое лицо), которое имеет намерение заказать, приобрести, и в дальнейшем использовать, либо заказывающее, приобретающее или использующее товары широкого потребления (любое движимое имущество) исключительно для индивидуальных (личных), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В качестве потребителя
может выступать любое
Товары широкого
потребления - любое движимое имущество.
Нормы о розничной купле-
На основании Закона "О защите прав потребителей" права потребителей в сфере приобретения товаров по договору розничной купли-продажи можно разделить на две группы. Первая - права потребителей, вытекающие из продажи им товара ненадлежащего качества. Вторая - права потребителей, вытекающие из продажи им товара надлежащего качества.
К первой группе относятся:
Право на безвозмездное устранение недостатков.
Право на возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.
Право на соразмерное уменьшение покупной цены.
Право на замену товара аналогичной марки (модели, артикула).
Право на замену товара другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Право на отказ от исполнения от договора купли-продажи и требования возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Право на возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
К второй группе относятся:
Право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.
Право на отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы.
Рассмотрим подробнее
права потребителей.
Право на безвозмездное устранение недостатков не возникает у потребителя спонтанно, лишь на основании того, что товар недоброкачественен. Необходимо учитывать ряд особенностей. Одной из них является недостаток товара. Недостаток товара может быть как существенным, так и несущественным. Несущественный недостаток товара - несоответствие товара условиям договора, либо дефекты товара, в силу которых товар не может быть полностью использован по назначению и которые могут быть устранены, либо этот товар не предназначен для целей, для которых он приобретался покупателем. Несущественный дефект не означает, что товар не пригоден для его дальнейшей реализации, использования, это лишь проявляется в ограничениях в полном объеме использовать его по целевому назначению, что в свою очередь вызывает дискомфорт у потребителя. Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения или другие подобные недостатки (Закон "О защите прав потребителей"). (Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей") В частности, к существенным недостаткам можно отнести недостатки, которые делают недопустимым использование товара в соответствии с его условиями назначения, т.к. такие недостатки могут быть опасными для жизни, здоровья или имущества граждан.
При этом стоит отметить, что данное право потребителя имеет некоторые ограничения:
А. - Чтобы заменить технически сложные и дорогостоящие товары необходимо наличие именно существенного недостатка. Причем Постановлением Правительства РФ установлен перечень технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка. (Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575)) Этот перечень включает в себя:
автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
мотоциклы, мотороллеры; снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы;
холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические;
персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Данный перечень является исчерпывающим, однако в результате экономического развития, прогрессирования науки, техники этот перечень должен быть пополнен (к примеру, такими технически сложными устройствами, как товары термической обработки:
печи СВЧ, электроплиты).
Что же касается дорогостоящих товаров, то данная категория не освещена законодательством и является своего рода пробелом в гражданско-правовых отношениях.
Б. - Существуют товары, которые по своим свойствам, характеру не подлежат замене. В таких товарах как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарственные, товары бытовой химии и т.п. не могут быть устранены недостатки в силу характера данных товаров.
Право на возмещение
расходов на исправление недостатков
потребителем или третьим лицом может
быть реализовано в тех случаях, когда
потребитель, либо иное лицо своими действиями
и за свой счет устранили недостаток товара
в течение гарантийного срока или срока
годности.
Право на соразмерное уменьшение покупной цены. В случае приобретения товара с недостатками, свойства которого не позволяют их устранить, однако в силу своих конструктивных особенностей, характера, недостаток не препятствует использованию данного товара по назначению и в целях, для которых он приобретается, потребитель вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. При этом соразмерность цены определяется с учетом характера недостатка товара.
Право на замену товара аналогичной марки (модели, артикула). Альтернативность Закона "О защите прав потребителей" дает потребителю небольшой, но выбор правомочий при продаже ему товара ненадлежащего качества. Потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием о замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества той же марки (модели, артикула). При этом, если данное требование предъявлено в установленные сроки, но стоимость товара той же марки (модели, артикула) изменилась (либо повысилась, либо уменьшилась), перерасчет при обмене товара не производится. Другое дело, если потребитель требует замены товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества, но другой марки (модели, артикула), то перерасчет цен должен производиться в обязательном порядке. Существуют случаи, когда товар уже снят с производства, либо прекращены поставки вследствие форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы). В данных случаях гражданское законодательство предусматривает прекращение обязательства за невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания невозможности исполнить обязательства ложится на продавца (изготовителя). В случае существования реальной невозможности исполнить обязательство, потребитель вправе воспользоваться другими правомочиями.
Помимо всех перечисленных прав, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Стоит отметить, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров, для которых предусмотрен особый порядок, при отказе от исполнения договора не требуется наличия существенного недостатка. Что же касается возврата уплаченной за товар денежной суммы, то законодательством данное положение не конкретизируется, давая, в частности, судам некоторую альтернативу.
Можно выделить несколько моментов, определяющих размер денежной суммы:
на момент покупки;
на момент предъявления требования;
на момент подачи искового заявления в суд, в случае неудовлетворения в добровольном порядке продавцом (изготовителем) требований потребителя;
на момент вынесения решения судом.
Момент покупки подтверждается соответствующими документами (кассовый, товарный чеки). Для того, чтобы именно момент покупки стал решающим в определении денежной суммы, нужно, чтобы он был зафиксирован в договоре. Тогда при предъявлении требований о возврате уплаченной за товар денежной суммы, потребителю будет на что ссылаться и, соответственно, ему будет возвращена денежная сумма за товар на момент покупки. Фактически и продавец, и потребитель возвращаются в первоначальное положение.
На этапе предъявления требования размер денежной суммы за товар может быть установлен либо договором, либо по соглашению сторон. Это добровольный порядок. При отказе продавца удовлетворить требования потребителя в возврате уплаченной за товар денежной суммы, последний вправе обратиться в суд.
Момент подачи искового заявления нецелесообразен, т.к. если исходить из цены, действовавшей на момент подачи заявления, то издержки судебной системы, в частности, длительное рассмотрение дела, ложатся на потребителя.
Наиболее правильным представляется выплата денежной суммы за товар на момент вынесения судом решения. В добавок к этому, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1997 7 (в ред. От 10.10.2001) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 7 (в ред. постановлений Пленума ВС РФ от 10.10.01 11) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей") суды обладают правом взимать штрафы в размере цены иска за неудовлетворение в добровольном порядке продавцом требований потребителя о защите его прав, закрепленных Законом "О защите прав потребителей". Но поскольку взыскание штрафа является не обязанностью, а правом суда, он, исходя из конкретных обстоятельств дела, может не взыскивать штраф, либо снизить его сумму.
Право требовать полного возмещения убытков. Данное правомочие возникает у потребителя тогда, когда продавец (изготовитель, исполнитель) нарушает его потребительские права. ГК РФ содержит достаточно полное понятие убытков - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые были бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). (Гражданский Кодекс РФ Ч.1 ст. 15 п.2 от 21.10.94 (с изм. и доп. от 21.03.02 31-ФЗ))
Убытки подлежат
возмещению в полном объеме, кроме
случаев, предусмотренных
Вторая группа
правомочий потребителя содержит перечень
прав в отношении