Западноевропейская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Для того, чтобы понять суть западноевропейской модели мы рассмотрим две модели :: Шведскую модель социализма и Немецкую модель Эрхерда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Французская модель менеджмента
2.2. Немецкая модель менеджмента
2.3. Шведская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

менеджмент 2.docx

— 26.63 Кб (Скачать)

Западноевропейская  модель менеджмента.

Людвиг  Эрхард (1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма» (Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С.7). Реформа основывалась на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Эрхард полагал, что нет никакого социального рынка без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства, а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его мнению, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты. Социальное рыночное хозяйство предусматривало увеличение номинальных доходов посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, инвестирование, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов – все это обеспечивало защищенность и свободу граждан.

Относительно  самостоятельным элементом социально  ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Социальная ориентация рынка  предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика – это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов.

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая  политика: освобождение от налогообложения  всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных  налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения наиболее богатых граждан некоторых субсидий.

Социальная  ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества и, прежде всего, его экономической  основы.

Таким образом, социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе  и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа.

Разоренная  войной ФРГ уже к кону 60-х могла  на равных конкурировать с США. Это  в значительной мере объясняется  успешным индикативным планированием (вместо директивных подробных показателей устанавливались определенные индикативные показатели). Основу этого успеха составляли следующие факторы.

• Высокая  квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической  науки.

• Разнообразие методов и инструментария при  реализации этих планов, отсутствие догматизма и узости подходов.

• Твердость  и последовательность профессионального  государственного аппарата, который, нередко  действуя в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний  при реализации выработанных программ.

• Выработка  широкого национального согласия в  отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, которой отдает предпочтение большинство  народа.

• Атмосфера  социального партнерства, постепенно ослаблявшая классовую конфронтацию. Без соглашений в политике в области  доходов, занятости и условий  труда в стране продолжались бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикативного  планирования.

Успех реформ объясняется еще и тем, что  Эрхард широко использовал помощь ученых своей страны.

Концепция «социального рыночного хозяйства» Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Г.К. Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма.

Мюрдаль подчеркивал регулирующую роль государства и считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения. По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» – это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан.

Таким образом, успехи Германии и Швеции в 50–60 гг. объяснялись многими причинами  и, прежде всего, правильным выбором  модели общественного развития. Стремление к формированию социально ориентированной  экономики становится общемировой  тенденцией, игнорировать это нельзя. Это направление характерно в  основном для европейских, и в  особенности ? для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента