Законотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:07, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3
1. Суть законотворчества………………………………………….………..4
2. Этапы и участники законотворческого процесса………………………9
Заключение…………………………………………………………….…….22
Список литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Законотворчество.реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

        Обсуждение любого проекта начинается с доклада  по нему. В качестве докладчика, как  правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

        В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

        Государственная Дума обсуждает основные положения законопроекта  и высказывает предложения и  замечания в форме поправок, рассматривает  предложения об опубликовании при  необходимости проекта для обсуждения.

        В зависимости от содержания проект по специальному решению  законотворческого органа обсуждается  либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут  обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Государственная Дума одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для его представления ко второму чтению.

        Если вынесены альтернативные проекты по одному и тому же вопросу, Государственная Дума обсуждает их одновременно в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из проектов принять за основу при подготовке ко второму чтению.

        При втором чтении по проекту закона председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывает проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом. Во время обсуждения,  отдельные части или проект в целом,  может быть возвращен на доработку. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно.

        Принятие официального решения по проекту законодательного акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном  органе. В результате ее осуществления  проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

        Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных  и федеральных конституционных законов.

        В соответствии  с  законом Государственная Дума принимает  Федеральные законы. На голосование  ставятся отдельно каждая статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставятся все  поступившие в письменном виде поправки.

        После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается в целом. Решение по федеральным законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении четырнадцати  дней не был рассмотрен в Совете Федерации. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что  принятие федеральных законов Советом Федерации не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

        Существует несколько  нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом  Федерации после принятия их Государственной  Думой. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства. Перечень этих вопросов дан в ст. 106 Конституции РФ, к ним относятся: вопросы федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификация и денонсация международных договоров, вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы.

        Особый порядок  предусмотрен для принятия федеральных  конституционных законов. Ввиду  особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение  такого закона в обеих палатах  парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

        Законы РФ подписываются  и обнародуются Президентом РФ в  течении 14 дней. Президент вправе вернуть  до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.

        Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

        Опубликование есть установленный законом способ доведения  до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

        Поскольку опубликование  имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего  применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

        Опубликование законов  осуществляется в соответствии с  Указом Президента "0 порядке опубликования  и вступления в силу Федеральных  законов".1

        Все законы России, согласно вышеупомянутому закону, подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете",  затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система".

        Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный  в самом законе.

        На стадии опубликования  завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс,  деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

        Логические основы правотворческого процесса будут рассмотрены подробнее в следующей главе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение 

        Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов  объективной действительности и  субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных  выражающих общественные потребности  законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

        Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень  федерального законотворчества, уровень  субъектов Российской Федерации  и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. К сожалению, в настоящее время целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. При нынешнем состоянии это сотрудничество ветвей власти представляется проблематичным. Видимо, в ближайшее время общегосударственный план  законопроектных работ разработан не будет, и субъекты законотворчества будут по-прежнему ограничиваться частыми случайными инициативами и решать свои проблемы методом проб и ошибок.

        Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет  работать автоматически. Для его  реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

        Список литературы 

        1. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Советское государство и право. 1991.№12.

         2. Грось А. О противоречиях в гражданском процессуальном законодательстве. // Российская юстиция. I994. №1.

        3. Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития. / "Круглый стол" журнала "Советское государство и право" // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.

        4. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. l997. №7.

        5. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса . // Правоведение . 1991 №6.

        6. Керимов Д.А. Законодательная техника: М. I998.

        7. Кудрявцев В.Н. 0 правопонимании и законности. // Государство и право. 1994. №З.


Информация о работе Законотворчество