Законотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:07, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3
1. Суть законотворчества………………………………………….………..4
2. Этапы и участники законотворческого процесса………………………9
Заключение…………………………………………………………….…….22
Список литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Законотворчество.реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

        Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………….….3 

1. Суть  законотворчества………………………………………….………..4

2. Этапы  и участники законотворческого  процесса………………………9 

Заключение…………………………………………………………….…….22 

Список  литературы………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 

        В настоящее время, когда политические и экономические  реформы, проводимые в России, потребовали  интенсивного законотворчества, как  никогда становится ясно, насколько  важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции  будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

        Право создается  государством, которое вместе с тем, должно быть им связано. Процесс создания правовых норм начинается с возникновения  объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

        Тема законотворчества и механизма обеспечения реализации закона, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

        1. Суть законотворчества 

        В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

        Законотворчество, как  и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую  культуру, но требует от них специальных  знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

        Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

        Правовая культура законодателя тысячами нитей связана  с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

        В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

        Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает  все новые и новые задачи правового  опосредствования соответствующих  общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

        - исследования различных  социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

        - выявления и тщательного  учета при формировании законов  многообразных интересов социальных  и национальных образований, общественных  групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

        - использования в  процессе создания закона соответствующих  достижений науки, техники и  культуры;

        - проведения сравнительного  анализа проектируемого закона  не только с аналогичными установлениями  прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

        - постановки в  целесообразных и возможных случаях  специальных экспериментов для  определения оптимального варианта  правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,

        - определения связи,  соответствия и взаимодействия  проектируемого закона с данной  правовой системой в целом  и прежде всего с Конституцией;

        - совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.

        Столь объемные и  трудоемкие задачи не могут быть успешно  осуществлены без творческого подхода  и решения их законодателем.

        Законотворчество  характеризуется органическим единством  трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

        Именно поэтому  предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся  общественных отношений, правовое регулирование  которых диктуется нуждами социального  прогресса.

        Однако ограничение  законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.

        Если познание в  законотворчестве является процессом  преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.

        Изучение действия закона позволяет определить его  эффективность, целесообразность, научную  обоснованность и т. д., что в свою очередь, воздействует в порядке  обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Этапы и участники законотворческого процесса 

        Следует рассмотреть  каждую стадию законотворческого процесса более подробно.

        Итак, первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это, как представляется, наиболее сложный и ответственный момент создания правового акта. Как уже говорилось, потребность в регулировании общественных отношений может возникнуть с появлением новых либо существенным изменением старых общественных отношений, что может быть объяснимо меняющейся социально-экономической ситуацией в государстве.

        Как известно, воля законодателя, как бы широко ни трактовалось это  понятие, формируется под воздействием объективных закономерностей. Поэтому осознание объективной необходимости того или иного явления или процесса, его оценка в субъективном сознании, соотнесение с отдаленными и близкими целями, выявление возможности воздействия права на проявление объективных законов, применение соответствующих - правовых форм для реализации принятого решения - все это основные этапы принятия правотворческого решения.

        Принятие решения  о подготовке законопроекта знаменует  собой начало законотворческого  процесса. С принятием такого решения определяется  тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям.

        По предлагаемому  к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования.  Конституция I993 г. внесла существенные изменения в  структуру законодательства, углубив и расширив его. Выделяется несколько уровней иерархической структуры:

        1. подзаконные нормативные акты;

        2. нормативные указы;

        3. "простые" федеральные законы;

        4.конституционные федеральные законы;

        5. Конституция РФ;

Информация о работе Законотворчество