Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:59, реферат
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
Говоря о правильном выборе стратегии, следует отметить, что важной задачей стратегического управления является определение пропорций и темпов свертывания одного производства и развития другого производства. Предприятие может перейти из одной зоны хозяйствования в другую.
Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии.
В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы:
1. Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство организаций, является ограниченный рост.
Для стратегии ограниченного роста
характерно установление целей от достигнутого,
скорректированных с учетом инфляции.
Стратегия ограниченного роста
применяется в зрелых отраслях промышленности
со статичной технологией, когда
организация в целом
2. Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.
Стратегия роста является второй наиболее
часто выбираемой альтернативой. Она
применяется в динамично
Рост может быть внутренним или
внешним. Внутренний рост может произойти
путем расширения ассортимента товаров.
Внешний рост может осуществляться
в смежных отраслях в форме
вертикального или
3. Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов:
Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является полная распродажа материальных запасов и активов организации.
Отсечение лишнего. Часто фирмы считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности
Сокращение и переориентация. При застойной экономике многие фирмы считают необходимым сократить часть своей деятельности в попытке увеличить прибыли.
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
4. Сочетание. Эта стратегия представляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения.
Стратегии сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбор стратегии. После того как
руководство рассмотрит имеющиеся
стратегические альтернативы, оно обращается
к конкретной стратегии. Целью является
выбор стратегической альтернативы,
которая максимально повысит
долгосрочную эффективность организации.
Хотя выбор общей стратегии
На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные факторы:
Риск. Какой уровень риска руководство считает приемлемым? Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может разрушить ее.
Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.
Реакция на владельцев. Весьма часто владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы.
Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов.
Менеджеру очень важно следить
за тем, как осуществляется стратегия.
Для этого ему нужно иметь
широкую сеть контактов и источников
информации — как формальных, так
и неформальных. Обычные каналы получения
информации могут быть следующими:
беседы с подчиненными, чтение отчетов,
анализ последних результатов
Реализация стратегии. Задачей этого этапа является понимание того, что необходимо сделать, чтобы стратегия была реализована, работала, а намеченные сроки ее исполнения соблюдались. Работа по реализации стратегии относится к области административных задач. Она включает в себя:
Это так называемые определенные базовые требования, которые должны выполняться независимо от особенностей предприятия.
Оценка реализации стратегии. Менеджер должен знать, что стратегическое планирование — это непрерывный процесс, и поставленные перед предприятием задачи обычно пересматриваются не один раз. Связано это с появлением новых обстоятельств, вынуждающих вносить коррективы. Иногда могут быть изменены даже долгосрочные цели деятельности предприятия. Изменение прогноза развития предприятия, разработка новых целей, а также колебания на рынке влекут за собой корректировку стратегии.
Оценка реализации стратегии осуществляется по следующим ступеням:
Оценка реализации стратегии неразрывно связана с контролем, основными задачами которого являются:
Обычно организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. При этом она может столкнуться с достаточно большим числом альтернативных стратегий.
Тактическое планирование
Тактическое планирование неразрывно
связано со стратегическим планированием,
так как там, где используется
стратегическое планирование, возникает
потребность в тактическом
Тактическое планирование означает уточнение,
коррекцию, дополнение, одним словом,
конкретизацию стратегии. Под тактическим
планированием понимают планирование
действий, которые должны представлять
наиболее эффективные способы достижения
стратегических целей. Иными словами,
тактика является одной из форм выражения
стратегии. Стратегия и тактика,
в общем плане, имеют родственные
цели и их сущность заключается в
определении средств, с помощью
которых предприятие стремится
к достижению поставленных целей
и заданий. Тактическое планирование
— это детальное планирование,
определение и разработка вопросов
в рамках технических линий. Тактику
можно рассматривать как
Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.
Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс тактического планирования состоит
из двух взаимосвязанных стадий: подготовка
плана и его принятие. Подготовка
плана включает в себя сбор, систематизацию
и уточнение различной
Информация о работе Задачи как внутренний элемент организации, их взаимосвязь с целями организации