Задачи и состав планов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:49, реферат

Описание работы

Планирование - это прежде всего процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем. Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.

Работа содержит 1 файл

Тактическое планирование производства.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Задачи  и состав планов предприятия

     Планирование - это прежде всего процесс выработки  и принятия решений, позволяющих  обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем. Эти  решения обычно не разрознены, а  образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.

     Объектами плановых решений являются: постановка целей и выработка стратегии  фирмы, распределение и перераспределение  ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартов и т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса планирования, рассматриваемого в широком смысле слова.

     Планирование  в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.

     Внутрифирменное планирование решает следующие основные задачи:

     формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;

     создает необходимую основу для перестройки  структуры фирмы и системы управления ею;

     создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;

     обеспечивает  выбор наилучшего варианта решения;

     формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.

     В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная  работа всего сложного организма  фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.

     С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия  можно выделить следующие виды планов: « стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;

     долговременные планы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;

     текущие планы - планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;

     оперативные планы - планы, посвященные решению  конкретных вопросов деятельности предприятия  в краткосрочном периоде. Имеют  узкую направленность, высокую степень  детализации и характеризуются  большим разнообразием используемых приемов и методов;

     инвестиционные  проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;

     бизнес-план - план создания новой фирмы, программа  деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

     Все вышеперечисленные планы могут  быть объединены на практике в три  основных типа планов.

     Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор  качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

     Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок  осуществления в стандартных  ситуациях. В качестве примера таких  планов можно привести графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. По возможности в них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.

     В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они  характеризуют деятельность фирмы  в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в  предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.

     Организация и принципы планирования производства

     Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать  при его осуществлении. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых происходит планирование, традиций, теоретических воззрений специалистов, а потому со временем постепенно меняются.

     Основным, ведущим принципом рыночного  планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.

     Другим  принципом планирования считается  непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности фирмы, в результате чего планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.

     В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит "по горизонтали", то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали", между вышестоящими и нижестоящими. В результате процесс внутрифирменного планирования приобретает необходимые целостность и единство.

     Важным  принципом планирования является экономичность. Ее суть состоит в том, что планы  должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с  максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана -не превышать его.

     Любой план останется на бумаге, если не будут  созданы надлежащие условия для  его выполнения, что считается  еще одним принципом планирования.

     Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используются и другие принципы: научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и другие.

     Реализации  принципов планирования способствуют использование некоторых правил и требований:

     1.Связь уровней управления

     Планирование "сверху вниз" (детализация плана)

     Планирование "снизу вверх" (укрупнение плана)

     Работа  без плана (полное делегирование)

     Планирование  в зоне результата (частичное делегирование)

     2.Привязка к календарю

     Объемное  планирование по календарным интервалам

     Жесткое планирование по датам завершения работ (по особым точкам)

     Свободное планирование очередности работ

     3.Длина горизонта планирования

     Планирование  на один интервал (дискретное планирование)

     Скользящее  планирование (плановый горизонт больше отчетного срока)

     Остаточное  планирование (уменьшающийся плановый горизонт)

     Гибкое  планирование (с выбором планового  горизонта)

     4.Влияние предшествующего результата

     Планирование  с "нуля" (прошлые обязательства  пропадают)

     "Возвратное" планирование (прошлые обязательства  остаются)

     5.Переменная  при плакировании

     Планирование  по заказам

     Планирование  по группам продукции

     Планирование  по технико-экономическим показателям

     Комбинированное планирование (работа с заделами)

     6.Связь  между объектами планирования

     Планирование  по "узкому" месту

     Планирование "от выхода к входу"

     Планирование "от входа к выходу"

     Последовательная "проводка" единиц продукции

     7.Потоки  в планировании

     

     Денежный  поток оценивается с учетом:

     объемов продаж

     динамики  цен

     торговых  и транспортных расходов

     динамики  накладных расходов

     цикла жизни продукта

     соотношения прироста доходов и расходов.

     8.Принципы организации плановой работы

     Специализация плановой деятельности

     Разделение  процессов планирования и корректировки  плана

     Разделение  нормативного планирования и привязки планак календарным срокам

     Взаимодействие  плановых работников через компьютернуюсистему

     Осуществление планирования как части единой горизонтальной структуры предприятия.

     Методы  планирования

     В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, то есть методов планирования. К ним относятся балансовый, нормативный, математико-статистические.

     Балансовый  метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает или  будет располагать фирма, и потребностей в них в рамках планового периода, то есть срока, на который составляется план. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то начинается поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно высвобождать в собственном хозяйстве путем его рационализации. Если же ресурсы по сравнению с потребностями в них имеются в избытке, то приходится решать обратную проблему - расширять их потребление или избавляться от излишков.

     Балансовый  метод реализуется через составление  системы балансов - материально-вещественных, стоимостных и трудовых. Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой - их распределение. В целом таблица выглядит следующим образом.

     

     В основе подобных таблиц лежит балансовое уравнение, предполагающее, что остатки  ресурсов на начало периода плюс их поступление из внутренних и внешних  источников должны быть равны сумме  расхода (потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. Все источники ресурсов в балансе даются с выделением основных поставщиков.

     Наряду  с натуральными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные. Объясняется это рядом обстоятельств.

     Во-первых, фирма является субъектом рыночных отношений; она закупает за деньги все необходимые условия деятельности и реализует за деньги производимую продукцию и услуги. Следовательно, все потоки ресурсов и готового продукта

Информация о работе Задачи и состав планов предприятия