Японский и американский опыт управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:33, реферат

Описание работы

В данной теме рассмотрена японская и американская модель управления. Каждая из этих моделей уникальна и имеет большую историческую ценность, отличается от другой, прежде всего тем, что в Японии используется система пожизненного найма, фирмы США традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя свободу выбора.

Содержание

Введение 3

1.Японская модель менеджмента 4

2. Американская модель менеджмента 7

3. Заключение 10

4. Список используемой литературы 12

Работа содержит 1 файл

Японский и американский опыт управления.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального образования «Алтайский Государственный

Технический Университет им.И.И. Ползунова» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

По дисциплине : Введение в специальность 

Тема : Японский и американский опыт управления 
 
 
 

Выполнила студентка  группы  

Проверил(а) преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 

Cодержание 
 
 

Введение                                                                                                  3

1.Японская модель менеджмента                                                                 4

2. Американская  модель менеджмента                                                        7

3. Заключение                                                                                                 10

4. Список используемой  литературы                                                           12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                                                                                        «Великое искусство управления

                                                                                          требует большею частью только 

                                                                                               одного: веры в то, что все, что

                                                                                                делается, делается через нас»   

                                                                                                                             Н. Макиавелли 

На формирование модели менеджмента оказывают влияние  внутренние и внешние факторы. Внешними факторами являются: природно-географические условия, наличие определенных видов  природных ресурсов, отраслевая структура национальной экономики, система образования, государственное регулирование, экономическая активность и менталитет населения, уровень экономического развития, международные связи и международная специализация. 

К числу важнейших  факторов относятся : «индекс человеческого развития», включающий измерители различных аспектов жизни человека, внедрение научно-технического прогресса, структура и методы управления, этика и культура труда. Менеджеры всех стран в своей деятельности стараются опираться на сложившиеся культурные навыки и коммуникативные стили.

В данной теме мы проведем  анализ особенностей государственного регулирования экономики и его  роли в формировании японской  и  американской моделей менеджмента. И следуем влияние национальных традиций в становлении современных методов управления 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Японская  модель менеджмента

Япония  – страна с высокоразвитой экономикой. Она доминирует по своим экономическим показателям (доход на душу населения почти в 50 раз выше, чем в Китае), передовым технологиям, высококвалифицированной и производительной рабочей силе. На ее долю в 2000 г. Приходилось почти 20%  мирового валового национального продукта.

Япония  является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов),  семь - японские. В этой стране самая высокая продолжительность жизни и самые высокие требования к обучению в начальной и средней школе. Японцы известны тем, что в любом деле стремятся к усовершенствованию, хорошему обслуживанию, высокому качеству и производительности. Уникальность японской модели менеджмента обусловлена в значительной мере исторически сложившейся изоляцией ( с 1603 до 1853 г.г.: она была отрезана от иностранного влияния), культурой коллективного взаимодействия и строгой иерархией моральных и социальных обязанностей.

Менеджеры учатся проявлять искреннюю преданность  своей компании, у них стирается  грань между жизнью и работой. Преданность компании вознаграждается  пожизненным наймом и регулярным продвижением по службе.

Образование является первым фактором растущего  превосходства японского менеджмента. Оно заключается, прежде всего, в  единодушном понимании важности учебы и умении японцев учиться  с рождения до смерти. У Японии мировое  лидерство в таких сферах образования  как начальное, среднее, домашнее, профессиональное.

Категория «конкурентоспособность» (во многом благодаря  японским методам управления) включает две составляющие: поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике. К решению вопросов конкурентоспособности японские менеджеры подошли с точки зрения обновленных идей качества. С конца 40 – х г.г. началось широкое освоение статистических методов контроля качества.

Это был  первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством. Появились знаменитые кружки качества. Групповая деятельность стала основной формой работы кружков и основывалась на принципах: добровольности, самосовершенствовании, взаимном развитии, всеобщем участии. Реализация принципов работы кружков соответствовала общественным и культурным традициям японцев.

Выдающийся  менеджер О.Таичи вошел в мировую  историю науки управления как  исследователь, теоретически обосновавший эффективность и реализовавший  синхронизацию перемещения узлов собираемых изделий и автоматизацию с использованием методов человеческого контроля, которые получили известность как «точно – в срок» (ТPS). Система TPS способствовала значительному повышению производительности труда на многих японских предприятиях и получила распространение во многих странах мира.

В Японии существует своя специфика  в управлении персоналом, которая основывается на следующих особенностях: пожизненный  наем работников или наем на длительный срок; повышение заработной платы  с выслугой лет; участие работников в профсоюзах,. Которые создаются в рамках фирмы ( а не отрасли, как в США).

Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:

- переплетение  интересов и сфер жизнедеятельности  фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность  защищать ее интересы;

- приоритет  коллективного начала перед индивидуализмом,  поощрение кооперации людей внутри  фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

- поддержание  баланса влияния и интересов  трех основных сил, обеспечивающих  функционирование фирмы: управляющих,  остальных работников и инвесторов.

Таким образом, система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости, привлечение новых работников, их подготовку, оплату труда в зависимости от стажа работы, гибкую систему заработной платы.

Гарантированная занятость, обеспечивается в Японии системой пожизненного найма, которая распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта система охватывает примерно 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. Гарантированная занятость, предоставляемая японскими фирмами своим работникам, лежит в основе тех успехов, которых им удалось добиться в области повышения уровня производительности труда и качества продукции, в обеспечение лояльности работников по отношению к своей фирме.

Следуя  японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечением, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть  в индивиде только работника, ограничивает возможности управления человеком в организации.

 

     

       
 
 
 
 

  1. Американская  модель менеджмента

На протяжении всей истории менеджмента в эволюции научных подходов США играли одну из главных ролей. Так, в конце 19 в.в в этой стране были созданы благоприятные условия для формирования научного подхода к решению проблем управления производством.

Американский  стиль менеджмента – это ориентация на будущее. Отсюда – планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели лучше понять потребителя  и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребление, но его запросы и вкусы.

В американской фирме ценится быстрое продвижение по карьерной лестнице, основанное на оценке работы с помощью множества количественных  измерителей. Практика принятия решений для менеджеров США характеризуется индивидуализмом, а не коллективизмом  как в Японии. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

Одной из особенностей управления является: использование непосредственных(прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству. Это способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

В американских фирмах руководители разных уровней  имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими  организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

Модель  национальной экономики США отличается минимальным прямым вмешательством государства, преобладанием во всех отраслях частного сектора. Следует отметить, что в США малый и крупный бизнес помогает менеджеру получить доходы(физического  лица) и личный успех, а в крупном бизнесе за счет развития предпринимательских качеств – создать условия для успеха организации. Главные связи между малым и крупным предприятием формируются и развиваются с помощью инвестиций.

Характеристика  формирования формирования американской модели менеджмента будет неполной, если не отличить современные нововведения в управлении инновационно – технологическим развитием.

Большинство штатов оказывают повышенный интерес к экономическому развитию, основанному на достижениях науки и технологий(успех амбициозных штатов – заразителен). Усилена их роль в привлечении инвестиций, создании высокотехнологичных организаций и укреплении партнерства университетов и промышленности.

Американские  фирмы, использующие традиционные принципы  отбора кадров при  приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.

В американских фирмах делается ориентация на узкую  специализацию менеджеров, так же как инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний, и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обуславливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.

В американских фирмах увольнение персонала , включая  менеджеров всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов. Система оплаты труда а США построена таким образом, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20: 1(в автомобильной промышленности 36 : 1), то в Японии   8:1 .

Информация о работе Японский и американский опыт управления