Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:33, реферат
В данной теме рассмотрена японская и американская модель управления. Каждая из этих моделей уникальна и имеет большую историческую ценность, отличается от другой, прежде всего тем, что в Японии используется система пожизненного найма, фирмы США традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя свободу выбора.
Введение 3
1.Японская модель менеджмента 4
2. Американская модель менеджмента 7
3. Заключение 10
4. Список используемой литературы 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение Высшего
Профессионального образования «Алтайский Государственный
Технический
Университет им.И.И. Ползунова»
РЕФЕРАТ
По
дисциплине : Введение в специальность
Тема : Японский
и американский опыт управления
Выполнила студентка
группы
Проверил(а) преподаватель:
Cодержание
Введение
1.Японская модель
менеджмента
2. Американская
модель менеджмента
3. Заключение
4. Список используемой
литературы
Введение
На формирование модели менеджмента оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внешними факторами являются: природно-географические условия, наличие определенных видов природных ресурсов, отраслевая структура национальной экономики, система образования, государственное регулирование, экономическая активность и менталитет населения, уровень экономического развития, международные связи и международная специализация.
К числу важнейших факторов относятся : «индекс человеческого развития», включающий измерители различных аспектов жизни человека, внедрение научно-технического прогресса, структура и методы управления, этика и культура труда. Менеджеры всех стран в своей деятельности стараются опираться на сложившиеся культурные навыки и коммуникативные стили.
В данной теме мы
проведем анализ особенностей государственного
регулирования экономики и его
роли в формировании японской и
американской моделей менеджмента.
И следуем влияние национальных
традиций в становлении современных методов
управления
Япония – страна с высокоразвитой экономикой. Она доминирует по своим экономическим показателям (доход на душу населения почти в 50 раз выше, чем в Китае), передовым технологиям, высококвалифицированной и производительной рабочей силе. На ее долю в 2000 г. Приходилось почти 20% мирового валового национального продукта.
Япония является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов), семь - японские. В этой стране самая высокая продолжительность жизни и самые высокие требования к обучению в начальной и средней школе. Японцы известны тем, что в любом деле стремятся к усовершенствованию, хорошему обслуживанию, высокому качеству и производительности. Уникальность японской модели менеджмента обусловлена в значительной мере исторически сложившейся изоляцией ( с 1603 до 1853 г.г.: она была отрезана от иностранного влияния), культурой коллективного взаимодействия и строгой иерархией моральных и социальных обязанностей.
Менеджеры
учатся проявлять искреннюю
Образование
является первым фактором растущего
превосходства японского
Категория «конкурентоспособность» (во многом благодаря японским методам управления) включает две составляющие: поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике. К решению вопросов конкурентоспособности японские менеджеры подошли с точки зрения обновленных идей качества. С конца 40 – х г.г. началось широкое освоение статистических методов контроля качества.
Это был первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством. Появились знаменитые кружки качества. Групповая деятельность стала основной формой работы кружков и основывалась на принципах: добровольности, самосовершенствовании, взаимном развитии, всеобщем участии. Реализация принципов работы кружков соответствовала общественным и культурным традициям японцев.
Выдающийся
менеджер О.Таичи вошел в мировую
историю науки управления как
исследователь, теоретически обосновавший
эффективность и реализовавший
синхронизацию перемещения
В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, которая основывается на следующих особенностях: пожизненный наем работников или наем на длительный срок; повышение заработной платы с выслугой лет; участие работников в профсоюзах,. Которые создаются в рамках фирмы ( а не отрасли, как в США).
Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
- переплетение
интересов и сфер
- приоритет
коллективного начала перед
- поддержание
баланса влияния и интересов
трех основных сил,
Таким образом, система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости, привлечение новых работников, их подготовку, оплату труда в зависимости от стажа работы, гибкую систему заработной платы.
Гарантированная занятость, обеспечивается в Японии системой пожизненного найма, которая распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта система охватывает примерно 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. Гарантированная занятость, предоставляемая японскими фирмами своим работникам, лежит в основе тех успехов, которых им удалось добиться в области повышения уровня производительности труда и качества продукции, в обеспечение лояльности работников по отношению к своей фирме.
Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечением, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника, ограничивает возможности управления человеком в организации.
На протяжении всей истории менеджмента в эволюции научных подходов США играли одну из главных ролей. Так, в конце 19 в.в в этой стране были созданы благоприятные условия для формирования научного подхода к решению проблем управления производством.
Американский
стиль менеджмента – это
В американской фирме ценится быстрое продвижение по карьерной лестнице, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей. Практика принятия решений для менеджеров США характеризуется индивидуализмом, а не коллективизмом как в Японии. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.
Одной из особенностей управления является: использование непосредственных(прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству. Это способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.
В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Модель национальной экономики США отличается минимальным прямым вмешательством государства, преобладанием во всех отраслях частного сектора. Следует отметить, что в США малый и крупный бизнес помогает менеджеру получить доходы(физического лица) и личный успех, а в крупном бизнесе за счет развития предпринимательских качеств – создать условия для успеха организации. Главные связи между малым и крупным предприятием формируются и развиваются с помощью инвестиций.
Характеристика формирования формирования американской модели менеджмента будет неполной, если не отличить современные нововведения в управлении инновационно – технологическим развитием.
Большинство штатов оказывают повышенный интерес к экономическому развитию, основанному на достижениях науки и технологий(успех амбициозных штатов – заразителен). Усилена их роль в привлечении инвестиций, создании высокотехнологичных организаций и укреплении партнерства университетов и промышленности.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.
В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний, и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обуславливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских фирмах увольнение персонала , включая менеджеров всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов. Система оплаты труда а США построена таким образом, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20: 1(в автомобильной промышленности 36 : 1), то в Японии 8:1 .