Автор: 5*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии. Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.
Введение………………………………………………………………………….....4
1.Поянтие и сущность японской системы мотивации труда................................5
1.1. Принципы японской системы мотивации труда.............................................5
1.2. Управление трудовыми ресурсами по японской системе мотивации
труда...........................................................................................................................7
1.3. Система управления качеством по японской системе мотивации труда.....8
1.4. Особенности оплаты труда в японской системе мотивации труда...............9
1.5. Система «КАНБАН».........................................................................................11
2. Анализ возможности применения японской системы мотивации труда
на ОАО «Горизонт».................................................................................................13
2.1. Краткая характеристика ОАО «Горизонт».....................................................13
2.2. Механизм мотивации в условиях пожизненного найма на
ОАО «Горизонт»......................................................................................................14
2.3. Анализ возможности внедрения японской системы оплаты труда на
ОАО «Горизонт»......................................................................................................16
2.4. Стимулирование трудовых усилий на ОАО «Горизонт»..............................17
2.5. Профессиональная переподготовка кадров на ОАО «Горизонт».................17
3.Рекомендации по использованию японской системы мотивации труда на
ОАО «Горизонт».......................................................................................................19
Заключение................................................................................................................22
Список использованных источников......................................................................23
Японский служащий, с самого начала работы полностью отождествляет себя с нанявшей его корпорацией. При этом, система управления стремиться усилить это отождествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для компании — это одно из проявлений отождествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплаченный отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым, проявляя свою преданность компании [4, с. 55].
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и самостоятельное выполнение работы сознательно затушевывается с целью улучшения работы группы, укрепления солидарности.
Необходимо отметить, что японская
система управления персоналом
во многом похожа на другие
американо-европейские модели
Движение
за улучшение качества впервые было
декларировано в
Теоретики качества выделяют несколько особенностей японской системы управления качеством отличающих ее от западных аналогов:
На сегодня японский менеджмент использует систему комплексного управления качеством. Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать нерелевантных данных о выпуске и реализации продукции.
Основные идеалы, воплощенные в комплексной системе управления качеством, можно охарактеризовать так:
Таким образом, в связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентиров, которые в самом общем виде могут быть сформулированы как:
Японские фирмы пытаются стимулировать способных, высокопроизводительных и высококоммуникабельных работников, отбивая у них желание менять место своей работы в середине карьеры. Такая система имеет три важных элемента: систему заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги работника; продвижение по службе отдельных работников на основе индивидуальных заслуг; единовременные выплаты в момент выхода на пенсию. Понятие «пожизненного найма» не означает ничего, кроме отчасти преувеличенной идеализации относительно долгого периода работы в японской фирме, которая является результатом применения данной системы стимулирования.
Работники, имеющие на протяжении длительного периода времени хорошую репутацию в смысле развития своих навыков, получают лучшие возможности для продвижения по службе. В тоже время менее старательные работники имеют значительно худшие перспективы. Поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации.
Месячный заработок рабочих японской фирмы обычно состоит из трех частей:
Размеры выплат, зависящие от особенностей работника, в принципе определяются на основе его стажа и заслуг. За исключением категорий мастеров и управляющих, ранг оплаты работника обычно не связан с выполняемыми им специфическими функциями, и более высокие ранги просто означают более высокий статус работника и более высокий ежегодный рост его заработной платы.
Оценка заслуг работника в целом играет более важную роль в решении о продвижении его по службе. Поэтому некоторые рабочие могут достичь высшего ранга в середине карьеры, а затем двинуться дальше и стать мастером (менеджером), в то время как наименее компетентные рабочие могут достигнуть высшего ранга в обычной категории только за несколько лет до пенсии. В результате этих различий со временем может развиться значительная диспропорция в базовых ставках оплаты труда работников с одинаковым трудовым стажем.
Одним из наиболее важных компонентов заработка работника японской фирмы является выходное пособие при увольнении. Размер таких выплат резко возрастает с увеличением стажа работы в компании, но зависит также от причин увольнения: либо это увольнение по собственному желанию, либо это увольнение по инициативе компании.
Данное описание показывает, что система поощрений и вознаграждений в японской фирме стимулирует работников связывать свою карьеру в течение долгого времени, если не всей жизни, с одной фирмой. Перемена места работы посередине карьеры в целом не дает лучших возможностей в будущем.
Из анализа структуры оплаты труда и поощрений можно сделать следующие выводы:
В иерархии рангов работников японской фирмы каждый ранг соответствует определенному уровню выполняемой работы и оплаты за нее. Если работник достигает определенных стандартов, он может продвинуться на один ранг вверх.
В случае, если иерархия рангов является результатам конкуренции на рынке рабочей силы, она должна отвечать с точки зрения мотивации следующим двум условиям:
1) Фирма должна быть заинтересована не расторгать контракт, имея в виду возможность превышения работником стандартных требований (другими словами, работник данного ранга должен производить продукции больше, чем необходимо в соответствии с уровнем оплаты этого ранга).
2) При наличии потенциала для сокращения издержек от потери репутации в обществе она должна в интересах работников каждого ранга, добросовестно исполняющих свои обязанности, поддерживать соответствующий уровень оплаты труда [3, с. 46].
Канбан
– метод, разработанный в Японии
(в рамках подхода “Just in Time”), обеспечивающий
оперативное регулирование
Канбан является
Рисунок 1.1. Суть метода системы «КАНБАН»
Примечание. Источник [5, с. 84]
Система канбан позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными затратами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках. Рост производительности труда на предприятиях японской промышленности во многом обязан не столько внедрению новых технологий и использованию большого числа роботов, сколько хорошо продуманным методам управления производством и снабжением.
Таким образом, автором были рассмотрены основные аспекты, связанные с изучением и использованием японской системы мотивации труда. В связи с этим встает вопрос о белорусском участии в этой области. К сожалению, на сегодняшний день использование данных методов у нас почти отсутствует, оно, так скажем, находится в "эмбрионном" состоянии. Только в конце 90-х годов управленцы белорусских предприятий проявили интерес к японским методам управления трудом и получили возможность их применения.
Минский радиозавод, на основе которого в 1972 году образовано производственное объединение "Горизонт" (составной частью которого является РУП "Завод Горизонт"), был создан 13 октября 1950 года. За пятидесятиоднолетнюю деятельность предприятием достигнуто многое в развитии технического прогресса, в совершенствовании выпускаемой продукции, что позволило ему всегда находиться в лидерах среди других предприятий радиотехнической отрасли. 23 января 2003 года ПО "Горизонт" реорганизовано в открытое акционерное общество "Горизонт" [15].
В 1951 году был выпущен первый радиоприемник "Минск Р-7", 1954 год — первый одноканальный телевизор "Беларусь", 1968 год — телевизор "Горизонт УАТ — 59", 1969 год — 20 июня с конвейера сошел миллионный телевизор "Горизонт", 1970 год — телевизор первого класса "Горизонт 101", 1977 год — первый цветной телевизор "Горизонт 723", 1996 год — внедрение новых технологий, переход на производство телевизоров с моношасси, 1997 год — освоение 20 новых моделей телевизоров в современных корпусах с диагоналями 14'', 21'', 25'', 28''. 1998 год — освоение 22 новых моделей [15].
Информация о работе Японская система мотивации труда (на примере предприятия)