Японская модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Экономический рывок, который продемонстрировала Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экономисты отмечают, что Япония на пути от послевоенной разрухи к превращению в грозного конкурента Америки в самых различных сферах, прошла несколько фаз перестройки. Среди этих фаз традиционно выделяют широкомасштабное освоение технологий, импортируемых из США и Европы, борьбу за повышение качества и производительности труда и наконец, создание многонациональных корпораций.
Путь, который прошла японская промышленность, впечатляет масштабами и относительно коротким сроком, и первое, о чем упоминают, говоря о причинах такого прорыва, это высокие технологические инновации и создание роботизированного производства.

Содержание

Введение

1. Понятие менеджмента и эволюция управленческой мысли

1.1. Понятие и цели менеджмента

1.2. Эволюция управленческой мысли

1.3. Развитие японского менеджмента и основные принципы управления

2. Концепция кайдзен - ключ к пониманию японского менеджмента

2.1.1. 5S

2.1.2. Кружки качества, TQC, TPM

2.1.3. JIT

2.2. Различия подходов к менеджменту на Востоке и Западе

3. Опыт внедрения японской системы менеджмента на российских предприятиях

3.1. Развитие отечественного менеджмента

3.2. Концепция кайдзен как возможный путь решения проблем менеджмента в России на современном этапе

3.3. Опыт внедрения японской системы менеджмента

3.4. Результаты и выводы внедрения кайдзен на российских предприятиях

Работа содержит 1 файл

japonskiy_menedjment.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Японский менеджмент  

Введение 

1. Понятие менеджмента  и эволюция управленческой мысли

1.1. Понятие и  цели менеджмента

1.2. Эволюция  управленческой мысли

1.3. Развитие  японского менеджмента и основные  принципы управления 

2. Концепция  кайдзен - ключ к пониманию японского менеджмента

2.1.1. 5S

2.1.2. Кружки качества, TQC, TPM

2.1.3. JIT

2.2. Различия  подходов к менеджменту на  Востоке и Западе 

3. Опыт внедрения  японской системы менеджмента  на российских предприятиях

3.1. Развитие  отечественного менеджмента

3.2. Концепция кайдзен как возможный путь решения проблем менеджмента в России на современном этапе

3.3. Опыт внедрения  японской системы менеджмента

3.4. Результаты  и выводы внедрения кайдзен  на российских предприятиях 

Заключение 

Введение 

Экономический рывок, который продемонстрировала Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экономисты отмечают, что Япония на пути от послевоенной разрухи к превращению в грозного конкурента Америки в самых различных сферах, прошла несколько фаз перестройки. Среди этих фаз традиционно выделяют широкомасштабное освоение технологий, импортируемых из США и Европы, борьбу за повышение качества и производительности труда и наконец, создание многонациональных корпораций. 

Путь, который  прошла японская промышленность, впечатляет масштабами и относительно коротким сроком, и первое, о чем упоминают, говоря о причинах такого прорыва, это  высокие технологические инновации  и создание роботизированного производства. Однако, те исследователи, которые анализируют результаты, выделяют ключевой фактор успеха как создание «великой системы отношений между человеком и организацией». Другими словами, японская система, которую менеджеры многих стран пытаются понять и изучить, заставляют переосмыслить роль человека в организации. И все достижения японского менеджмента, так или иначе, связаны с созданием максимально комфортных условий работы сотрудников, а также выделяют важность и ответственность роли лидера производства - его руководства, управленческого аппарата. 

Первыми, кто  обратился, или был вынужден обратиться к японскому опыту, была американская промышленность. Начиная с 70-х годов, когда Япония вышла на мировой  рынок с более дешевыми, качественными  и технологичными товарами, главным образом, продуктами автомобилестроения, Америка, занимавшая до тех пор лидирующее и монополистическое положение, став неспособной к конкурентной борьбе, была загнана в условия острого кризиса. Среди компаний, которые начали борьбу за выживание, были такие гиганты мировой индустрии как «Форд», «Крайслер», «Ксерокс» и др. Успех японцев интересовал всех, и осваивать секреты японского бизнеса устремились «молодые драконы» - страны Юго-Восточной Азии. 

В России о новых  моделях ведения менеджмента стали говорить сравнительно недавно. Повышающийся интерес объясняется той сложной экономической ситуацией, которая сложилась в России к настоящему времени. Стратегия японского менеджмента открывает возможности российскому бизнесу построить процесс производства с акцентом на человека, как главный актив и ценность предприятия. России сейчас жизненно необходим прорыв в экономике, требуется буквально создать «российское экономическое чудо», чтобы вернуть статус по-настоящему великой державы. Чтобы быть способным конкурировать и уверенно побеждать на мировом рынке. Чтобы стать не только сильной, но и богатой страной. Изучения лишь западного опыта для этого недостаточно. 

Изучая практику японских компаний, обнаруживается множество  знакомых, хотя и существенно переработанных, но зачастую незаслуженно забытых в России подходов к управлению, активно использовавшихся еще в СССР. И в первую очередь это касается решений социального уровня, включающих такие понятия как дух коллективизма, уважение к человеку труда, движение за эффективность и качество, бригадный подряд и др. Оказывается, что схожие элементы с успехом и широко применяются в условиях рыночной экономики. 

Наряду с такими, уже ставшими традиционными международными стандартами качества, как ИСО  в ряде российских предприятий совершаются попытки внедрения японских принципов управления. И опыт наших весьма успешных предприятий, таких как ОАО «Большевик» (г. Москва), «Инструм-Рэнд» (г. Павлово), «Микрон» (г. Зеленоград), ЗАО "Лидер" и Винзилинский завод керамических стеновых материалов группы компаний "Статус" показывает, что это возможно. Они начали свою деятельность без реальных инвестиций и построили успех на вовлечении персонала и умелом управлении. 

Нельзя сказать, что японская модель управления, только начинающая применяться на российских предприятиях, будет применима везде. Но тот факт, что интерес к этой модели сформирован и необходимость нового направления развития все чаще и чаще заставляет руководителей нового поколения обращаться к уже зарекомендовавших себя в мире методам, позволяет объяснить учащающиеся публикации в специализированных журналах, выпуск вот уже двадцатого по счету издания «Альпина Бизнес Букс», посвященному только японской концепции «Кайдзен», читателями которого являются руководители высшего ранга. Все эти устойчивые тенденции не могут не привести к осознанию необходимости изучения модели японского менеджмента как одной из граней жизни японского общества и практику внедрения этой модели на российских предприятиях как точку пересечения двух культур, которая и является объектом интересов специалиста - регионоведа. 

Целью данной работы является рассмотрение японского менеджмента  как целостной системы; рассмотреть  опыт внедрения японской модели менеджмента  в России, на основании которого сделать вывод, сможет ли японская концепция менеджмента стать решением проблем в области управления, с которыми столкнулась Россия в настоящее время; выявить сложности на пути внедрения японской системы менеджмента и дальнейшие перспективы развития. 

Исходя из указанной цели, ставятся следующие задачи исследования: раскрыть сущность и идеологию японской системы управления; проанализировать состояние российского менеджмента на современном этапе; рассмотреть практику применения концепции японского менеджмента на предприятиях России. 

Решение поставленных задач оказалось возможным благодаря  применению общенаучных методов. Использование  системного метода позволило рассмотреть  японскую систему менеджмента не только в качестве организации управления фирмой, а также как систему систем, идеологию японского народа. Использование общенаучного принципа историзма позволило проанализировать эволюцию как мировой эволюции менеджмента, в общем, так и развитие японской и российской системы менеджмента, в частности; выявить общее и особенное в тенденциях менеджмента обеих стран. Частично был использован и социокультурный подход, позволивший рассмотреть японскую систему управления и опыт её применения в России с учетом социокультурных особенностей народов стран Японии и России. 

Данная дипломная  работа состоит из следующих компонентов: 

первая глава  раскрывает теоретические и исторические аспекты; 

вторая глава  рассматривает японскую систему  менеджмента, которая не только способствовала восстановлению экономики Японии, но и подняла её на высокий уровень; 

в третьей главе  представлен опыт внедрения концепции  японского менеджмента на российских предприятиях в современных условиях, особенности и результаты внедрения  на сегодняшний день. 

В ходе изучения проблемы был проведен комплексный анализ источников различных типов. 

Следует отметить, что комплексных работ общего характера, охватывающих весь спектр вопросов японского менеджмента не так  и много. В большинстве работ  исследователи останавливаются  на характеристике одного или нескольких принципов японской системы управления, таких как пожизненный найм, групповое принятие решений или контроль качества. Исследования японской системы управления, условно можно разделить на несколько групп. 

К первой группе следует отнести труды, непосредственно посвящённые менеджменту, в большинстве случаев представленные в виде учебных пособий. книги Ещё одна большая группа работ, которую следует выделить, это работы, посвящённые экономической и политической истории Японии. В работах этого типа, в большей или меньшей степени затрагиваются некоторые аспекты развития японской модели управления, поданные в контексте развития экономической и политической истории Японии. книги Отдельно можно выделить работы, посвященные исследованию истории развития крупных японских компаний. книги К следующей группе работ следует отнести исследования посвящённые характеристике японской системы управления в целом и основных её принципов. В основном это работы зарубежных исследователей переведённые на русский язык. Здесь возникает и определенная сложность лингвистического характера. Она заключается в том, что, книги отечественного издания являются результатом «тройного перевода» (японский - английский - русский), а, как известно, при переводе часто часть смысла теряется. В данной работе в основном использовались материалы, опубликованные в ежемесячном журнале «Методы менеджмента качества» 

Следующая группа источников представлена материалами  исследований, опубликованных в периодических  изданиях. Данные издания в основном представляют собой профессиональные и производственно-отраслевые издания, рассчитанные в большей степени для специалистов. Материалы, содержащиеся в этих изданиях, привлекаются в качестве источников благодаря содержанию в них статистической информации, появившейся в результате социологических обследований и статистических опросов. 

1. Понятие менеджмента  и эволюция управленческой мысли

1.1 Понятие и  цели менеджмента 

Менеджмент как  современная система управления фирмой, предприятием, действующим  в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. 

В современной  теории управления под менеджментом обычно понимают самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (Герчикова, Менеджмент, с10); совокупность принципов, методов управления фирмой, направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы (Кирилл и Мефодий). Менеджмент, как управление в условиях рыночной экономики означает: постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; выявление конечного результата деятельности фирмы или её хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; необходимость использования современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. (Герчикова, менеджмент, с10) 

Термины «менеджмент», «менеджер» вошли повседневный словарный обиход, заменив прежние «управление», «руководитель», «директор». Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление государством); к органам управления (подразделениям в общественных организациях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы. Стоит заметить, что в современной российской литературе термин «управление» применяется в том же значении, что и «менеджмент». 

По мнению западных специалистов, конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности в деятельности, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль -- не причина существования фирмы, а результат ее деятельности. Однако в последнее время, менеджеры Европы и Америки приходят к выводу, что лозунг «Наша цель - прибыль» устарел. Прибыль - не цель, а лишь одно из возможных условий существования фирмы на рынке (важна не столько прибыль, сколько методы ее получения). Другое возможное условие - привлекательность того, что делает фирма, для инвесторов. Тогда возможно, не обращая внимания на прибыльность, «раскручиваться» за счет внешних инвестиций. 

Важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и  людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия  и его стабильного положения на рынке. (Герчикова, Менеджмент, с.22) 

Выполнение задач  менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю над производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке. По мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - людских, материальных, финансовых, трудовых и др., задачи управления непрерывно усложняются. 

1.2 Эволюция управленческой  мысли 

Даже в самых  древних обществах требовались  люди, которые умели координировать и направлять действия других людей на достижение общих целей и ценностей: в политической среде (установление порядка, правил, законов); в экономической (добыча, распределение или производство благ), а также в оборонительной сфере (защита людей от врагов и стихии). 

Информация о работе Японская модель управления