Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:22, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть японскую, американскую и европейскую модели управления персоналом.
Задачи работы:
1) Раскрыть общую характеристику модели управления персоналом.
2) Указать особенности и проблемы формирования национальных моделей управления.
3) Определить специфику традиционных моделей управления персоналом в Японии, США и европейских странах.
4) Указать на основные факторы и условия развития национальных моделей управления персоналом в современных условиях.
Введение 2
1. Основные подходы к анализу национальных моделей управления персоналом 4
1.1. Общая характеристика модели управления персоналом 4
1.2. Особенности и проблемы формирования национальных моделей управления персоналом 14
2. Японская, американская и европейская модели управления персоналом: общее и особенное 19
2.1. Специфика традиционных моделей управления персоналом в Японии, США и европейских странах 19
2.2. Основные факторы и условия развития национальных моделей управления персоналом в современных условиях 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Опыт
показал, что деятельность служб
управления персоналом нельзя сводить
к тому весьма ограниченному набору
действий, которые традиционно
В широком смысле функции службы управления персоналом - отрасль общей политики фирмы, так или иначе связанная с человеческим фактором [24; 22]. В книге Герберта А. Саймона и Дональда У. Смитсбурга «Менеджмент в организациях» дается следующая классификация функций службы управления персоналом в организации [26; 258].
1) Подсистема условий труда:
-
соблюдение требований
-
соблюдение требований
-
охрана труда и техники
-
организация производственных
2) Подсистема трудовых отношений:
-
анализ и регулирование
-
анализ и регулирование
-
управление производственными
-
социально-психологическая
-
соблюдение этических норм
- управление взаимодействием с профсоюзами.
3) Подсистема оформления и учета кадров:
- оформление и учет приема, увольнений, перемещений;
-
информационное обеспечение
- профориентация;
- обеспечение занятости.
4) Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:
-
разработка стратегии
- анализ кадрового потенциала;
-
анализ рынка труда,
- планирование кадров;
-
взаимосвязь с внешними
-
оценка кандидатов на
- текущая периодическая оценка кадров.
5) Подсистема развития кадров:
- техническое и экономическое обучение;
-
переподготовка и повышение
- работа с кадровым резервом;
-
профессиональная и социально-
6) Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:
-
нормирование и тарификация
-
разработка систем оплаты
-
использование средств
- разработка форм участия в прибыли и капитале;
-
управление трудовой
7) Подсистема юридических услуг:
-
решение трудовых вопросов с
точки зрения юридических
-
согласование распорядительных
документов по управлению
-
решение правовых вопросов
8)
Подсистема развития
-
организация общественного
-
управление жилищно-бытовым
-
развитие культуры и
- обеспечение охраны здоровья и отдыха;
-
управление социальными
9)
Подсистема разработки
- анализ сложившейся оргструктуры управления;
- проектирование оргструктуры управления;
-
разработка штатного
- построение новой оргструктуры управления.
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых современной модели службы управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту управления персоналом. Однако набор тех или иных функций службы управления персоналом в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые, не его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации (размер фирмы, специфика ее деятельности и т. д.) и кажутся ему полезными для успешной работы организации. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций службы управления персоналом, которые в сумме своей представляют наиболее эффективную модель службы управления персоналом [28; 167].
Рассмотрим эти функции подробнее.
1)
Планирование трудовых
- оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и имеющего персонального состава); оценка будущих потребностей (прогноз внутренних и внешних предложений рабочей силы и спроса на рабочую силу);
-
разработка программы
2)
Наем персонала - это создание
резерва потенциальных
3) Отбор персонала - оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.
К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста [3; 231]. К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.
4) Определение заработной платы и льгот - разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.
На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.
5) Адаптация - введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения с целью осознания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Основная цель адаптации - привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучить его взаимоотношениям в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам
6)
Обучение - разработка программ для
обучения трудовым навыкам
Обучение
необходимо для поддержания высокой
производительности труда всего
персонала и отдельных
7)
Оценка трудовой деятельности - разработка
методик оценки трудовой
Сегодня можно говорить о двух типах оценок персонала, методики которых напрямую связаны с отношением к сотруднику фирмы как к ценному ресурсу: первая - оценка персонала при приеме на работу, вторая - оценка деятельности персонала (это наиболее сложная часть кадровой работы, требующая высшей квалификации и от руководителей фирмы и от специалистов служб управления персоналом).
Основными требованиями, предъявляемым к оценке, является требование объективности со стороны оценивающего, а для службы управления персоналом - разработка грамотных процедур и технологий оценки персонала.
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Оценка труда и персонала являются составными элементами такого широко распространенного кадрового мероприятия, как аттестация.
8)
Повышение, понижение, перевод,
-
разработать методологию
-
развивать профессиональный
На примере этих классификаций видно, что на сегодняшний день нет единого строго определенного взгляда на функции службы управления персоналом в организации. Как уже упоминалось, руководители предприятий редко используют теорию в чистом виде, а, как правило, адаптируют ее к условиям функционирования конкретной организации. Однако, результаты исследования показали, что при всех межфирменных и межстрановых различиях в области управления персоналом (в двух фирмах одной отрасли одной страны вы не найдете двух похожих по форме и содержанию документа, регламентирующего деятельность службы управления персоналом), все они исповедуют общую идеологию и методологическую основу кадровой работы.
В ряде организаций создаются службы по управлению персоналом, объединяющие под единым руководством все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами (отдел охраны труда, отдел кадров, отдел профессиональной подготовки, отдел труда и заработной платы, отдел социально-трудовых отношений) [17; 172]. Новые задачи служб управления персоналом заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации, в изменении сознания работающих, в переходе от бездумного исполнения к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле и ориентированным на потребителя продукции. В связи с этим службы управления персоналом начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов [18; 199].