Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:41, реферат
До Бреттон-Вудского соглашения международная система валютных курсов базировалась на постулате: деньги, обратимые в золото, имеют цену золота. Большинство денег не были обратимы непосредственно в золото, но обратимы в другие деньги: фунт и доллар, которые в свою очередь уже обмениваются на золото. В связи с продолжающимися экономическими кризисами, а за тем и второй мировой войной, еще до ее окончания союзные правительства договорились о принципах сотрудничества относительно поддержки послевоенных торговых и денежных отношений.
Уже в июле 1944 года, когда вторая мировая война вступила в решающую стадию, представителями 41 страны, чьи национальные валюты имели наибольший вес в международных расчетах, была проведена встреча «Реформирование традиционной системы золотых стандартов национальных валют» в Бреттон-Вудсе (Нью Гемпшир).
Поскольку
объем эмиссии СПЗ
Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СПЗ с оказанием помощи, финансированием развития.
Важной проблемой СПЗ является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СПЗ приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название «бумажное золото». Поэтому условная стоимость СПЗ зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СПЗ, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СПЗ определялся на основе валютной корзины - средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СПЗ. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. С 1999 г. марка ФРГ и французский франк заменены евро. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах стран - членов МВФ. Состав и доля валют в корзине СПЗ меняются каждые 5 лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СПЗ в долларах с учетом изменения его плавающего курса.
Валютная корзина придала определенную стабильность СПЗ по сравнению с национальными валютами. Но вопреки замыслу СПЗ не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978г. Уставе МВФ. В 1998г. (май) к СПЗ были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СПЗ в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.
Вне МВФ СПЗ используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации, синдицированные кредиты номинированы в СПЗ; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СПЗ; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СПЗ могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами.
Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ, а с 1999 г. - евро, развиваются частные СПЗ. Рынок частных СПЗ оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.
СПЗ как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г. и 2,1% в 1998 г.
В качестве международного платежного средства СПЗ используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СПЗ: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 26% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СПЗ возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СПЗ формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СПЗ сверх распределенных странам лимитов. Чтобы повысить привлекательность хранения СПЗ, ставки на счетах увеличены с 1% в 1970 г. до средневзвешенных рыночных ставок пяти ведущих стран с 1974 г.
В зависимости от сальдо проценты по счетам платит либо МВФ (если взносы превышают заимствования), либо страна-заемщик. Поскольку сальдо уплаченных и полученных процентов нулевое, то МВФ не несет затрат.
Первоначально страны были обязаны «восстанавливать» сумму потраченных СПЗ до 30% выделенной им доли (с января 1979г. по апрель 1981 г. - не менее 18%). С мая 1981 г. это правило отменено, и страны - заемщики СПЗ могут использовать всю сумму выделенного им лимита. Объем операций в СПЗ незначителен (342,4 млрд единиц, или 455 млрд долл. с 1970г. до мая 1998г.). Роль СПЗ по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СПЗ, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. Маловероятно использование СПЗ в качестве главного международного резервного актива и превращение их в полномасштабную мировую валюту. Концепция стандарта СПЗ утратила смысл в 90-х годах, и предстоит изменение этого структурного принципа Ямайской валютной системы.
По замыслу Ямайская валютная система должна была стать более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако, несмотря на утверждение плавающих валютных курсов, доллар формально лишенный статуса главного платежного средства фактически остался в этой роли, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с остальными странами.
Кроме того, хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов.
Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить быстрое выравнивание платежных балансов и темпов инфляции в различных странах, покончить с внезапными перемещениями капитала, валютной спекуляцией и т.д.
Однако,
политические противоречия Ямайской валютной
системы уже обусловили серию
мировых финансовых кризисов, произошедших
после 1976 года. Доллар США находится
в объективном противоречии: с
одной стороны — это
По мере возможности США искусственно ограничивают (сдерживают) развитие всего остального мира за пределами США только своими национальными потребностями и это США легко удается.
Ряд
стран продолжили привязывать национальные
валюты к другим валютам: доллару, фунту
и т.д., некоторые привязали свои курсы
к "корзинам валют", или СПЗ.
13 марта 1979 г. участниками Европейского
сообщества с целью экономической интеграции,
стабильности с собственной валютой, ограждения
от экспансии доллара была создана Европейская
валютная система.
За стандартом СПЗ скрывается долларовый
стандарт. Хотя усиливается тенденция
к валютному плюрализму, пока отсутствует
альтернатива доллару как ведущему международному
платежному и резервному средству, золото
юридически демонетизировано, но фактически
сохраняет роль валютного товара в модифицированной
форме; в наследие от Бреттонвудской системы
остался МВФ, который осуществляет
межгосударственное валютное регулирование.
По замыслу Ямайская валютная система
должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская,
и эластичнее приспосабливаться к нестабильности
платежных балансов и валютных курсов.
Однако Ямайская валютная система периодически
испытывает кризисные потрясения. Ведутся
поиски путей ее совершенствования в целях
решения основных валютных проблем.
Проблема многовалютного стандарта.
Укрепление
валютно-экономических позиций
«Общий
рынок» сформировал собственный
валютный центр в виде ЕВС, где
господствует марка ФРГ заменяется
евро с 1999г. Но Западная Европа не в
состоянии противостоять
Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:
Влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.
Однако
ни один из трех центров не имеет
такого превосходства над другими в валютно-экономической
сфере, чтобы установить безраздельное
господство своей валюты. Поэтому характерной
чертой эволюции мировой валютной системы
является тенденция к валютному полицентризму.
Это проявляется, в частности, в привязке
денежных единиц к разным валютам и диверсификации
валютного компонента международной валютной
ликвидности.
Режим плавающих валютных курсов.
Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловероятен. Вместе с тем обязательства стран-членов МВФ по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулируемых паритетов.
Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы порождают и объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего, речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.
В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.
Ямайская валютная система действует в мире и по настоящее время (2009), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (Антикризисный саммит G20, Лондонский саммит G-20).