Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:41, реферат
До Бреттон-Вудского соглашения международная система валютных курсов базировалась на постулате: деньги, обратимые в золото, имеют цену золота. Большинство денег не были обратимы непосредственно в золото, но обратимы в другие деньги: фунт и доллар, которые в свою очередь уже обмениваются на золото. В связи с продолжающимися экономическими кризисами, а за тем и второй мировой войной, еще до ее окончания союзные правительства договорились о принципах сотрудничества относительно поддержки послевоенных торговых и денежных отношений.
Уже в июле 1944 года, когда вторая мировая война вступила в решающую стадию, представителями 41 страны, чьи национальные валюты имели наибольший вес в международных расчетах, была проведена встреча «Реформирование традиционной системы золотых стандартов национальных валют» в Бреттон-Вудсе (Нью Гемпшир).
3. Особенно
важным признаком механизма Ямайской
системы есть внедрения «плавающих» валютных
курсов национальных денежных единиц.
Следует учитывать два противоположные
аспекта такой системы. С одной стороны,
система, о которой речь идет, предоставляет
гибкости валютным отношениям, создает
возможность эффективной реакции на изменения
в соотношении стоимости национальных
валют, которые постоянно происходят.
Благодаря этому валютная система точнее
отображает внутреннее состояние экономики
отдельных стран, в частности их платежного
баланса.
С другой стороны, колебание валютных
курсов поднимают стабильность торговых
связей, порождают спекулятивные операции.
В связи с этим Кингстонским соглашением
предполагается сохранение элементов
регулирования системы валютных соотношений
путем осуществления соответствующих
операций на валютном рынке. Идет, таким
образом, речь о функционировании системы
не просто «плавающих», а «регулировано
плавающих» валютных курсов. Такой режим
имели валюты лишь ведущих стран мира
- США, Японии, Германии, Канады, Великобритании,
Франции. Большинство валют других стран,
в частности стран, которые экономически
слабо развиты, привязанные к международным
расчетным единицам или к отдельным валютам.
4. Ямайская
валютная система развивалась по принципам
полицентризма: она, с одной стороны, подчиненная
централизованным регулирующим действиям
(соответственно уставу МВФ), с другой
— имеет довольно развитую сеть автономных
(региональных) валютных структур (группировок).
Хотя согласно основной цели создания
Ямайской валютной системы она должна
быть более гибкой. Эта система постоянно
периодически испытывала кризисных явлений,
которое нуждалось в от мирового сообщества
вести постоянный поиск путей ее реформирование
и решение основных валютно-финансовых
проблем.
Механизм действия Ямайской валютной системы может быть представлен следующим образом.
Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СПЗ в соответствии с долями в основном капитале фонда. СПЗ функционируют только как расчетные единицы, при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. С 1 января 1981 года МВФ использует упрощенную котировку СПЗ на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоящей из следующих валют: доллар США - 42 %, немецкая марка - 19%, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена - по 13%. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и периодически пересматриваются.
В силу разной устойчивости валют, а также региональных интересов на практике действуют 3 основных вида валют и валютных курсов:
1)
валюты, которые твердо привязаны
к одной или нескольким
2)
валюты, курс которых может колебаться
относительно одной или
3) валюты со свободно плавающим курсом.
Важнейшая черта Ямайской валютной системы - нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. МВФ, который получил полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов, предпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированности платежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран - членов МВФ. Тем не менее нестабильность валютных курсов остается серьезной проблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка ее решения на путях координации валютной политики ведущих промышленно развитых стран, хотя и дает определенные текущие результаты, не решает ее кардинально, что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международной валютной системы. Ямайской валютной системы предусматривает наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов, помимо СПЗ, по отношению к любой валюте, т.е. возможность перехода к многовалютному стандарту.
В 1978 году, девять стран-участниц Европейского сообщества создали отдельную европейскую валютную систему, основой которой была “сетка кросс-курсов” с граничными значениями. Система напоминала Бреттон-Вудскую, за исключением того, что в ней не было золота, а вместо резервной валюты - доллара, использовалась немецкая марка. Внутри европейской валютной системы (ЕВС) была введена новая расчетная единица - ЭКЮ, основанная на корзине валют стран-участниц соглашения. Границы колебаний для всех валют, кроме итальянской лиры были установлены на уровне 2,25%. Со временем ЭКЮ из расчетного инструмента постепенно стали физическим (появляются дорожные чеки и депозиты в банках).
В
марте 1979 г. была введена новая региональная
международная счетная единица,
используемая странами — членами
Европейской валютной системы (ЕВС)
— ЭКЮ (European Currency Unit). Создание ЭКЮ
обусловлено развитием
Европейская
валютная система базировалась на ЭКЮ
- европейской валютной единице (ECU,
European Currency Unit). Условная стоимость ЭКЮ
определялась по методу валютной корзины,
включающей валюты всех 12 стран ЕС. Доля
валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного
веса стран в совокупном ВНП государств-членов
ЕС, их взаимном товарообороте и участия
в краткосрочных кредитах поддержки (в
сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским
договором "абсолютный вес" валют
в ЭКЮ заморожен) в зависимости от рыночного
курса. Эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена
золотом.
Режим валютных курсов был основан на
совместном плавании валют в установленных
пределах взаимных колебаний (+/- 2,25% от
центрального курса). На базе центральных
курсов в ЭКЮ рассчитываются взаимные
курсы в форме матрицы с установленными
интервенционными точками в пределах
допустимых колебаний курсов валют +/-
2,25%. Когда фиксировалось достижение 3/4
пределов колебаний курсов в ЭКЮ, проводились
превентивные регулирующие меры.
Со временем ЭКЮ стала использоваться не только в межгосударственных, но и в частных расчетах (валюта еврооблигационных займов, синдицированных кредитов, банковских депозитов и кредитов, дорожные чеки). В 1990 году к механизму обменных курсов присоединилась Великобритания, а в 1992 после значительного падения фунтов стерлингов, вызванного спекулятивными продажами, Великобритания вышла из европейской валютной системы. После выхода из соглашения стерлинга в 1993 году в связи сильной девальвацией остальных европейских валют предел колебаний был увеличен до 15%.
В 1999 году был введен Евро (вместо ЭКЮ). В соглашении участвовали 12 государств, удовлетворяющих определенным параметрам по инфляции и дефициту государственного бюджета.
1
января 2002 г. Евро был введен
в наличный оборот.
К 2007 году евро достиг уже 1,4 доллара США
и стал не менее популярен как в международных
расчетах, так и в качестве резервной валюты
в Центральных банках.
В 1999 году был введен Евро (вместо ЭКЮ). В соглашении участвовали 11 государств, удовлетворяющие определенным параметрам по инфляции и дефициту государственного бюджета.
1 января 2002 г. Евро был введен в наличный оборот, что также значительно отразилось на валютном рынке. В настоящий момент Евро имеет значительную долю на валютном рынке, отвоевав ее у доллара.
В целях повышения международной ликвидности и замены национальных валют международной резервной денежной единицей Совет управляющих Международного валютного фонда (МВФ) утвердил план создания нового вида ликвидных средств -специальных прав заимствования (Special Drawing Rigts — СПЗ). СПЗ — это эмитируемые Международным валютным фондом платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют. В соответствии с Соглашением стран — членов МВФ в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка) была создана вместо потерпевшей крах Бреттон-Вудской системы Ямайская валютная система, в центре которой находится международная счетная валютная единица — СПЗ.
Первоначально в 1970 г. за единицу СПЗ было принято твердо фиксированное золотое содержание, как у доллара США, — 0,888671 г чистого золота. Однако после двух девальваций доллара (в 1971 и 1973 гг.) и введения «плавающих» валютных курсов с 1 июля 1974 г. стоимость единицы СПЗ стала определяться на основе «корзины валют», т. е. средневзвешенного курса 16 валют ведущих капиталистических стран, доля внешней торговли которых составляла не менее 1% объема мировой торговли. С 1 января 1981 г. число валют в «валютной корзине» было сокращено до пяти, после чего ее состав пересматривается каждые пять лет.
Так, с 1 января 1991 г. действовала «корзина валют» СПЗ, в которой были предусмотрены доли следующих валют: доллар США- 40 %, немецкая марка- 21, японская иена- 17, французский франк и английский фунт стерлингов — по 11%. Одна единица СПЗ равнялась 1,386 долл. США.
Поначалу СПЗ выступали как простое кредитное средство. Однако затем Международным валютным фондом была поставлена задача превратить их в "главный резервный актив международной валютной системы". СПЗ предназначались для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют.
Единица СПЗ является условной. Выпуск СПЗ происходит в виде кредитовых записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Эти квоты используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения дефицита платежного баланса. Однако их доля в общих валютных резервах капиталистического мира невелика — около 3%.
К началу 90-х годов в связи с реализацией системы "плавающих" курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов:
а) подбираются главные опорные единицы, с которыми отдельные национальные валюты сохраняют свои отношения, точнее, свой валютный курс;
б) степень колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в отношении некоторых валют в рамках определенного диапазона, в отношении же остальных валют он свободно меняется.
На практике объявленные странами валютные режимы весьма различны. В 1988 году 58 стран приняли решение об установлении курса своих валют по отношению к валюте одного из их основных партнеров: американскому доллару (39), французскому франку (14 стран зоны франка) или к другим валютам (5). Другие страны привязали свою валюту к СПЗ (17) или к другой корзине валют (29), кроме того, 4 страны высказались за режим ограниченной гибкости по отношению к единственной валюте, учредили для себя механизмы валютного сотрудничества, стабилизируя свои валютные курсы. 19 стран высказались за режим независимого плавания, в том числе США, Канада, Великобритания, Япония.
Итак,
Ямайская валютная система закрепила
долларовый (бумажно-денежный) стандарт
вместо золотого и уникальные сугубо
односторонние политические преимущества
доллара, как единственной резервной валюты
мира, мировых денег вместо золота, «лучше»
золота и стоящих над золотом.
Проблема СПЗ
Итоги функционирования СПЗ с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СПЗ. Характер эмиссии СПЗ неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпускает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия осуществлена в 1970-1972 гг. на сумму 9,3 млрд СПЗ, вторая - в 1979-1981 гг. на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд СПЗ (34 млрд долл.) на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд, на счет МВФ - 0,8 млрд. СПЗ используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран - участников системы СПЗ, МВФ и некоторых международных организаций. Счет СПЗ дает возможность стране заимствовать конвертируемые валюты через МВФ.