Я-концепция как социально психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полная.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

 

1.3 «Я – концепция» как совокупность  установок «на себя»

 

В области теоретической  психологии первые работы, содержащие представления о Я - концепции, как уже отмечалось, принадлежат У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Представление же «Я - концепции» как структуры установок индивида к самому себе принадлежит Р. Бернс. Это связано с тем, что дальнейшее развитие теории Я - концепции шло в направлении унификации терминологического аппарата для описания Я - концепции и поиска надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом этого стало представление её как совокупности установок индивида «на себя».

Р.Бернс определяет понятие так: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Так, например, человек может  думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения и другое.

Понимание Я - концепции как  структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Выделяется три элемента «Я-концепции»:

Когнитивная составляющая (представления  индивида о самом себе, которые  могут быть обоснованы или не обоснованными).

Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.

Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими (Приложение 2).

Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты  и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом  в жизни.

Фактически индивид реализует  два процесса самооценки:

а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;

б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».

В целом, мотивационная функция  Я – концепции, регулирующая поведение  человека, состоит в следующем:

1. Каждая социальная ситуация  воспринимается и оценивается  в соответствии с теми компонентами  Я - образа, которые актуализируются  этой ситуацией и которые необходимо  проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).

2. На основе базовой  потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

Однако эти установки  могут иметь различные ракурсы  и модальности. Существует, по крайней  мере, три основные модальности самоустановок:

Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при  изучении Я - концепции учитывают  эти модальные различия. Нередко  подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся  к индивиду, выступают для него в качестве основного источника  данных о самом себе. Об этом говорил Ч. Кули в своей концепции «зеркального Я».

Важно отметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время – универсальной методики нет.

 

1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»

 

Подавляющее большинство  методик измерения Я - концепции  основываются на самоотчетах. Это в  основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я – концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: «Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции (самонаблюдения) и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.

Степень, в которой самоотчет  способен отразить реальность Я - концепции  индивида, определяется следующими факторами:

ясностью индивидуального  самосознания; наличием адекватных символов для его выражения;

готовностью индивида к сотрудничеству;

социальными ожиданиями;

чувством личной адекватности индивида;

отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.

В этой связи Паркер (1966) отмечает, что, если эти факторы действительно  влияют на надежность самоотчета, изучение Я - концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее, многие исследователи  считают, что изучение Я - концепции  должно с необходимостью опираться  на самоотчеты, поскольку главным  требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия. А как уже отмечалось «Я-концепция» основное понятие в этом подходе. Я - концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен

 

2.1 Феноменологический подход к  пониманию «Я-концепции»

 

Психология «Я - концепции» как одна из социально-психологических  схем личности в целом опирается  на положения феноменологического  подхода или гуманистической  психологии и в незначительной степени  психоанализа.

Как уже отмечалось, «Я - концепция» - это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой  вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я - концепция» личности формируется в процессе жизни  человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с той или инеи ситуацией.

Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое поле, феноменологическое поле или жизненное пространство. Но, в конце концов, дело не в терминологии. В сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которые формируются в сознании каждого человека и, так или иначе, определяют его поведение. По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается перцептивными психологами как подлинная реальность.

Итак, ведущий принцип  феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Тем не менее, что человек воспринимает, это является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.

Например, ваше восприятие школьной действительности будет сильно различаться  в зависимости от того, какого вы мнения о себе как об преподаватели или ученике. В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как нечто угрожающее, а первая парта в классной комнате - либо как место "под носом у учителя", либо как место, откуда лучше всего слышны его объяснения. Эта селективность (выборочность) восприятия также укрепляет перцептивную установку и тем самым затрудняет возможность изменить ее.

2.2 Основные положения феноменологического  подхода

 

Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я – концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение на языке феноменального поля субъекта - субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданные внешним наблюдателем. В целом, теория Я - концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе  феноменологичная психологическая реальность индивида - это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.

Центральной, интегрирующей  точкой феноменального поля является Я - концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.

Я - концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью  представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной  среды.

С формированием Я - концепции  поведение в целом начинает регулироваться ею.

Я - концепция относительно согласованна во времени и ситуативных  контекстах, в этом состоит ее прогностическая  ценность.

Потребность в положительном  отношении к себе от других людей  возникает параллельно с формированием  Я - концепции. Потребность в положительном  отношении к себе самому (потребность  в положительной самооценке) возникает  через усвоение опыта положительной  оценки себя другими людьми.

Для снятия расхождений между  данными текущего жизненного опыта  и Я - концепцией используются различные  защитные стратегии.

Существует одно главное  мотивационное побуждение человека - потребность в поддержании и  повышении ценности своей Я –  концепции.

Таким образом, феноменологическое направление теории личности выдвигает  идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении  внешнего поведения человека. Другими  словами, каждый из нас реагирует  на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления  отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что  объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в  данный момент времени.

Другой важный аспект - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение  является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что  люди ответственны за то, что они  собой представляют.

И наконец, люди по своей природе  добры и обладают стремлением  к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Это четко отражает позитивный и  оптимистический взгляд феноменологического  подхода на человечество.

Концепции и положения, характеризующие  феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах  Карла Роджерса.

 

2.3 Теория Карла Роджерса

 

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически, конструкт "Я" является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории личности и психотерапии, что некоторые психоаналитики определяют ее как "теорию Я".

Информация о работе Я-концепция как социально психологический феномен