Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г.Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.
Развитие детского
коллектива, по Макаренко, должно происходить
постоянно; оно должно направляться
педагогическим коллективом, который
творчески ищет наиболее эффективные
пути для его движения вперед.
Педагог должен
уметь увлечь весь коллектив воспитанников
и каждого из его участников определенной
целью, достижение которой, требующее
усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение.
Добившись этой цели, надо не останавливаться
на достигнутом, а ставить дальнейшую
задачу, более широкую, более общественно
значимую, делать больше и лучше, чем раньше.
Искусство педагога заключается в том,
чтобы сочетать свое руководство, свои
педагогические требования с большими
реальными правами коллектива.
Такова в кратких
словах сущность «системы перспективных
линий» А.С.Макаренко, являющейся одной
из частей его учения о воспитании
и коллективе. Правильно осуществляемая
в педагогической практике, она будит
у воспитанников уверенность в их силах,
поднимает их чувство собственного достоинства,
развивает волю и настойчивость, поддерживает
бодрость и жизнерадостность и побуждает
коллектив стремиться к новым достижениям.
Макаренко отводил
важную роль в жизни коллектива игре. В
детском возрасте игра имеет большое значение,
и ребенок, писал Макаренко, должен играть,
«надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
Эта сторона жизни коллектива нашла свое
яркое выражение в эстетике и символике
(сигналы, рапорты, отличительные знаки
и т. п.) и во всей структуре и деятельности
коллективов колонии имени Горького и
коммуны имени Ф.Э.Дзержинского.
Необходимым фактором
воспитания в педагогической системе
Макаренко является труд. В «Лекциях о
воспитании детей» он говорил: «Правильное
советское воспитание невозможно себе
представить как воспитание нетрудовое...
В воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов».
Макаренко правильно
считал, что трудолюбие и способность
к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются
в нем. В Советской стране труд должен
быть творческим, радостным, сознательным,
основной формой проявления личности
и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность
воспитанников занимала большое место
в руководимых Макаренко учреждениях;
она непрестанно развивалась и совершенствовалась.
Начав в колонии имени Горького с простейших
видов сельскохозяйственного труда, в
основном для нужд своего коллектива,
Макаренко затем перешел к организации
производительного труда воспитанников
в кустарных мастерских.
Своей высшей формы
эта трудовая деятельность достигла
в коммуне имени Дзержинского,
где воспитанники (старшего возраста)
обучались в средней школе
и работали на производстве со сложной
техникой, требующей высококвалифицированного
труда.
В процессе трудовой
деятельности детей, говорит Макаренко,
надо развивать их умение ориентироваться,
планировать работу, бережно относиться
ко времени, к орудиям производства
и к материалам, добиваться высокого
качества работы. Во избежание ранней
и узкой специализации следует переключать
детей с одного вида труда на другой, дать
им возможность получить среднее образование
и в то же время овладеть рабочими профессиями,
а также навыками по организации и управлению
производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать
Информация о работе Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко