Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г.Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.
Выдающийся советский
педагог А.С.Макаренко
Н.А.Константинов,
Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Антон Семенович
Макаренко (1888—1939) родился в г.Белополье,
бывш. Харьковской губернии, в семье
мастера малярного цеха железнодорожных
мастерских.
По окончании
городского училища в г. Кременчуге и педагогических
курсов он в 1905 году начал работать народным
учителем двухклассного железнодорожного
училища в посаде Крюково (близ Кременчуга).
В революционные 1905—1907 годы стало складываться
марксистское мировоззрение Макаренко.
В одной из своих работ он упоминает, что
его понимание истории шло «по путям большевистской
пропаганды и революционных событий».
В школе, где работал Макаренко, учились
дети рабочих, и он был тесно связан с революционной
пролетарской средой. Большое влияние
на Макаренко оказали произведения А.М.Горького.
В 1914 году Макаренко,
имея уже 10-летний стаж народного учителя,
поступил для продолжения образования
в Полтавский учительский институт,
который окончил в 1917 году с золотой
медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен
инспектором (заведующим) высшего начального
училища в Крюково и с увлечением отдался
педагогической деятельности. Великую
Октябрьскую социалистическую революцию
Макаренко встретил с восторгом, как он
сам писал об этом позже.
В 1920 году Полтавский
губернский отдел народного образования
поручил А.С.Макаренко
Макаренко сумел
воспитать из этой молодежи горячо
преданных социалистической Родине,
дисциплинированных, любящих труд и
умеющих работать настоящих советских
граждан.
В течение 3—4 лет
он создал образцовое воспитательное
учреждение — «Трудовую колонию
имени А.М.Горького»; число ее воспитанников
в 1926 году дошло до 120. В этом же году
колония переселилась в Куряж, вблизи
Харькова, где жили 280 крайне запущенных
детей. Антон Семенович решил с помощью
«горьковцев» превратить куряжан в образцовый
трудовой коллектив, воспитать их силами
самих колонистов.
А.М.Горький, посетив
в 1928 году колонию, писал в очерках
«По Союзу Советов»: «Кто мог столь
неузнаваемо изменить, перевоспитать
сотни детей, так жестоко и оскорбительно
помятых жизнью? Организатором и заведующим
колонией являлся А.С.Макаренко. Это бесспорно
талантливый педагог. Колонисты действительно
любят и говорят о нем тоном такой гордости,
как будто они сами создали его». И далее
А.М.Горький указывает, что А.С.Макаренко
«все видит, знает каждого колониста, характеризует
его пятью словами и так, как будто делает
моментальный фотографический снимок
с его характера».
С июня 1927 года Макаренко
участвовал в организации детской трудовой
коммуны имени Ф.Э.Дзержинского в поселке
Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая
эту работу с деятельностью в колонии
имени Горького. С конца 1928 года Макаренко
ушел из колонии и в дальнейшем в течение
нескольких лет отдавал все свои силы
руководству трудовой коммуной имени
Ф.Э.Дзержинского.
В коммуне имени
Ф.Э.Дзержинского использовались новые
методы трудового воспитания. Раньше,
в колонии имени Горького, применялся
сельскохозяйственный труд и работа в
мастерских (столярной, слесарной, сапожной
и др.). В коммуне имени Дзержинского было
организовано промышленное производство
— здесь впервые в СССР начали изготовлять
фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович
Дзержинский) и электросверла.
Кроме большого
экономического значения, это производство
важно было и в педагогическом
отношении, требуя от воспитанников
большой аккуратности и точности
в работе (до тысячных долей миллиметра).
Воспитанники коммуны работали на предприятиях
по 4 часа в день и учились в средней
школе, существовавшей в коммуне, соединяя
образование с производительным трудом.
По окончании средней школы они успешно
выдерживали экзамены в вузы.
В 1935 году А.С.Макаренко
оставил работу в коммуне имени
Ф.Э.Дзержинского. Он был назначен заведующим
учебно-воспитательной частью трудовых
колоний Украины и переехал в Киев, а затем,
поселившись в Москве, целиком занялся
по совету А.М.Горького литературной деятельностью
— обобщением педагогической деятельности
в колонии имени А.М.Горького и коммуне
имени Ф.Э.Дзержинского.
В 1933—1935 годах
была напечатана «Педагогическая поэма»,
в 1937 году появилась в печати «Книга
для родителей» — художественно-педагогическое
произведение, освещающее вопросы семейного
воспитания. В 1938 году было напечатано
еще одно художественно-педагогическое
произведение Макаренко, изображающее
жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги
на башнях».
Одновременно, в
1933—1939 годах, Макаренко написал
ряд рассказов для детей и
юношества, помещенных в различных
журналах, и много педагогических, литературоведческих
и публицистических статей, которые печатались
в газетах «Правда», «Известия», «Литературная
газета». К Макаренко обращались за консультацией
сотни родителей и учителей. Он часто выступал
с докладами и лекциями на педагогические
темы, горячо пропагандировал достижения
молодой советской педагогики.
Основные положения
системы педагогических взглядов А.С.Макаренко.
Макаренко подверг
острой критике буржуазную и мелкобуржуазную
педагогику. Он писал, что буржуазная
и мелкобуржуазная педагогика металась
от муштры детей и подавления их личности
к абсолютной свободе детей от обязанностей,
от авторитарной педагогики слепого повиновения
детей к анархической теории «свободного
воспитания».
В те годы, когда
Макаренко начинал свою работу в колонии
имени Горького, многие педагоги не освободились
еще от идеалистического, слащавого отношения
к детям в духе «свободного воспитания»,
Макаренко предостерегал от сентиментального
любования детьми. «Дети — цветы жизни»,—
любили повторять педагоги и многие родители,
однако многие из них не дали себе труда
задуматься над этими прекрасными словами,
из которых вовсе не следует, что «нужно
цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать,
вздыхать». Надо подумать, какие плоды
могут развиваться из этих цветов. Следование
мелкобуржуазной теории «свободного воспитания»
развивает у детей эгоизм, лень, барство,
избалованность и расхлябанность. В обращении
с детьми не нужно сентиментального заласкивания,
поцелуев, объятий и т. п., но необходимо
«чувство меры в любви и строгости, в ласке
и суровости». В отношении к детям нужна
«требовательная любовь»: чем больше уважения
к человеку, тем больше требований к нему.
Социалистический
гуманизм, выраженный в этих словах
и красной нитью проходящий через
всю педагогическую систему Макаренко,
является одним из ее основных принципов.
Макаренко глубоко верит в творческие
силы человека, в большие его возможности.
С социалистическим
гуманизмом у Макаренко тесно
сочетается оптимизм — умение видеть
в каждом воспитаннике положительные
силы, «проектировать» в человеке лучшее,
более сильное, более интересное. Он глубоко
верил в творческие силы человека, был
убежден, что правильно поставленным воспитанием
можно пробудить и развить эти силы.
Макаренко требовал,
чтобы педагогическая теория строилась
на обобщении практического опыта воспитания
(такова и была вся педагогическая теория
самого А.С.Макаренко). Он критиковал метафизические
педагогические теории, построенные умозрительным
путем.
В школах колонии
имени А.М.Горького и коммуны имени
Ф.Э.Дзержинского не применялась комплексная
система расположения программного материала.
Макаренко был сторонником систематического
преподавания учебных предметов, он резко
отрицательно относился ко всякого рода
прожектерству в методике обучения —
к «Дальтон-плану», «методу проектов»
и т. п.
Горячо выступал
он против извращений в вопросе о
трудовом воспитании. Придавая огромное
значение воспитанию в труде, Макаренко
протестовал против непроизводительной
затраты мускульной энергии учащихся
без связи с воспитательной работой. Макаренко
возражал против заимствованного некоторыми
педагогами того времени из американской
прагматической педагогики неправильного
лозунга «труд как центр всей школьной
работы», когда в школьной жизни главное
внимание уделялось трудовым навыкам
в ущерб приобретению систематических
общеобразовательных знаний.
Макаренко высоко
ценил педагогику, считал ее самой
диалектической и сложной наукой.
Он с уважением относился к педагогическим
идеям виднейших прогрессивных педагогов
прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую
педагогическую науку, остро выступая
против антимарксистских извращений в
педагогике.
Марксистско-ленинская
педагогика определяет цель коммунистического
воспитания как подготовку всесторонне
развитых людей, строителей коммунистического
общества. Макаренко конкретизировал
эту цель, перечисляя те качества, которые
должно развивать в подрастающем поколении
коммунистическое воспитание.
Мы должны воспитать
преданных социалистической Родине
патриотов, образованных людей, квалифицированных
работников; людей, обладающих чувством
долга и чести, сознающих свое
достоинство, имеющих организационные
навыки, дисциплинированных, стойких,
бодрых и жизнерадостных.
Умея видеть
в каждом человеке его особенности,
индивидуальность, Макаренко вместе
с тем считал, что личность человека
нельзя мыслить вне общества, отдельно
от общества. Он рассматривал личность
и общество в их диалектическом единстве.
Только в нашем, социалистическом обществе,
писал Макаренко, созданы все условия
для расцвета творческих сил личности.
Исходя из этого положения, Макаренко
исключительно большое место в своей педагогической
системе уделил проблеме воспитания в
коллективе и через коллектив.
Воспитание в
коллективе и в труде.
Вопрос о воспитании
молодого поколения в духе коллективизма
был ведущим, коренным вопросом советской
педагогики с первых же дней ее существования.
Большая заслуга
А.С.Макаренко заключается в
«Задача нашего
воспитания сводится к тому, чтобы
воспитать коллективиста»,—
Под коллективом
Макаренко понимал не случайное
скопление людей, а объединение их
для достижения общих целей в общем труде
— объединение, отличающееся определенной
системой полномочий и ответственности,
определенным соотношением и взаимозависимостью
отдельных своих частей. Он подчеркивал,
что коллектив — часть советского общества:
«через коллектив каждый его член входит
в общество».
«Только создав
единый школьный коллектив, можно разбудить
в детском сознании могущественную
силу общественного мнения как регулирующего
и дисциплинирующего
Макаренко считал,
что воздействовать на отдельную
личность можно, действуя на коллектив,
членом которого является эта личность.
Это положение он называл «принципом
параллельного действия». В этом
принципе реализуется требование коллектива
— «все за одного, один за всех». «Принцип
параллельного действия» не исключает,
однако, применения «принципа индивидуального
действия» — прямого, непосредственного
воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших
законов коллектива Макаренко считал
«закон движения коллектива». Если коллектив
достиг поставленной цели, а новых перспектив
перед собой не поставил, наступает самоуспокоение,
нет больше стремлений, воодушевляющих
участников коллектива, нет у него будущего.
Развитие коллектива останавливается.
Коллектив всегда должен жить напряженной
жизнью, стремлением к определенной цели.
В соответствии с этим Макаренко впервые
в педагогике выдвинул и разработал важный
принцип, который он назвал «системой
перспективных линий». «Человек не может
жить на свете, если у него нет впереди
ничего радостного. Истинным стимулом
человеческой жизни является завтрашняя
радость... Самое важное, что мы привыкли
ценить в человеке,— это сила и красота.
И то и другое определяется в человеке
исключительно по типу его отношения к
перспективе... Воспитать человека — значит
воспитать у него перспективные пути,
по которым располагается его завтрашняя
радость. Можно написать целую методику
этой важной работы. Она заключается в
организации новых перспектив, в использовании
уже имеющихся, в постепенной постановке
более ценных»,— писал Макаренко в «Педагогической
поэме».
Информация о работе Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко