Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, реферат
Сопоставлениям различных систем менеджмента предшествовали проведенные в 50–60-х гг. прошлого столетия исследования межкультурных различий в управленческой практике, на которые стали обращать внимание прежде всего американские транснациональные компании. Они и инициировали первые исследования этих проблем. Постепенно стал формироваться категориальный аппарат.
Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
1.1. Сравнительный менеджмент
как учебная дисциплина и
Сопоставлениям различных систем менеджмента предшествовали проведенные в 50–60-х гг. прошлого столетия исследования межкультурных различий в управленческой практике, на которые стали обращать внимание прежде всего американские транснациональные компании. Они и инициировали первые исследования этих проблем. Постепенно стал формироваться категориальный аппарат. Первые работы, в том числе и те, в названии которых фигурировало словосочетание «сравнительный менеджмент», в основном носили популярный характер и предлагали практические указания и рекомендации при общении с представителями других культур.
Концептуальные основы, позволявшие выявлять, идентифицировать и оценивать общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах и регионах мира, начали закладываться в академических исследованиях в конце 1960-х—начале 1970-х гг. В оценках уровня теоретического обоснования сравнительного менеджмента как самостоятельной дисциплины и области исследования этого периода нередко звучали такие метафоры, как «джунгли», «зоопарк» и т. п., ибо использовались самые разные подходы и методы, прежде всего социально-экономический, экологический, поведенческий подходы.
Так, социально-экономический подход в сравнительном менеджменте был основан на идее о том, что экономический прогресс и индустриализация зависят от менеджеров. Такой подход, очевидно, предлагался под влиянием «революции менеджеров», когда обнаружилось, что мощь крупнейших американских транснациональных компаний сопоставима с целыми государствами, и, стало быть, от решений менеджеров зависят судьбы миллионов людей, стран и регионов мира. Однако социально-экономический подход был макроориентированным, поскольку он игнорировал индивидуальные различия в поведении менеджеров или межфирменные различия внутри одной страны. На теоретическом уровне этот подход был связан с теориями экономического развития, и по этой причине исследования не могли пойти дальше констатации роли и значения управленческого фактора.
Экологический подход основывался
на том, что сходства и различия в
эффективности управленческой деятельности
могут быть объяснены переменными
внешней среды. Организация здесь
рассматривается как часть
Гипотеза Р. Фармера (Richard
Farmer ) и Б. Ричмена (Barry Richman ) состояла
в следующем: 1) эффективность менеджмента
есть функция от различных факторов
внешней среды, 2) эффективность предприятия
есть функция управленческой эффективности
и 3) макроэкономическая эффективность
есть функция эффективности
Дееспособность гипотезы
была продемонстрирована Фармером и
Ричменом на примере матрицы сравнительного
менеджмента, в которой на основе
сопоставления различных
К недостаткам экологического
подхода критики относят
В рамках поведенческого (бихевиористского)
подхода в сравнительном
Модель А. Негандхи (Anant Negandhi ) и Б. Естефана (Bernard Estafen ) можно представить в виде трех блоков:
1. Управленческие
функции, т. е. планирование, организация,
контроллинг, лидерство,
2. Управленческая
эффективность, выраженная с
3. Менеджерская
философия, характеризующая
Выбор различных факторов, включаемых в данную модель, выглядит, однако, достаточно произвольным, что, с другой стороны, можно отнести к положительным моментам модели Негандхи–Эстефана: во-первых, выбор для эмпирического изучения нескольких важных переменных, если не измеряемых, то по крайней мере наблюдаемых; и, во-вторых, микроэкономические аспекты, проявляющиеся в подчеркивании менеджерского поведения в рамках фирмы.
Одной из разновидностей поведенческого
подхода можно считать модель
Х. Перлмуттера (Howard Perlmutter ), который
выявил различия в управленческой философии,
применяемой
Так, этноцентрическая философия
в МНК исходит из того, что корпоративный
менеджмент руководствуется ценностями
и правилами, определяемыми головной
компанией (штаб-квартирой), зарубежные
подразделения располагают
В целом преимущества бихевиористского
подхода к сравнительному менеджменту
состоят в выделении и
В большей части публикаций
по сравнительному менеджменту доминировал
эмпирический подход, эклектичность
которого состояла в том, что исследователи
не ставили перед собой задачи
развития понятийно-категориального
аппарата сравнительного менеджмента.
Практически все публикации такого
рода были основаны на эмпирическом изучении
и описании различных аспектов управленческой
практики в разных странах. Тем не
менее ряд положительных
Наличие разных подходов не позволяло сколь-нибудь четко обозначить границы того, что относится и что не относится к сравнительному менеджменту. Исследования проводили специалисты разных областей и дисциплин: социологи, политологи, психологи, антропологи, культурологи, причем каждый со своей методикой и терминологией.
В международных сопоставлениях
менеджмента при объяснении различий
явно доминирует культурный тип. Самое
простое объяснение этому состоит
в том, что сравнительный менеджмент
чаще воспринимается как изучение менеджмента
в различных культурах. Поскольку
в разных странах культуры более
или менее различаются, то легко
предположить, что это проявляется
в любом национальном феномене, включая
менеджмент. Вместе с тем сравнительный
менеджмент не может ограничиваться
рассмотрением влияния
Можно предположить, какие основания объясняют различия в моделях менеджмента в КНР и Тайване (а также Сингапуре и Гонконге), КНДР и Южной Корее, Западной и Восточной Германии до их объединения, т. е. в странах и регионах с общими историческими корнями, языком, традициями, ценностями и нормами, одинаковой культурной средой. Многие особенности национальной модели менеджмента не могут быть объяснены с точки зрения культурного детерминизма. Например, система пожизненного найма и уважительное отношение к людям старшего возраста не были распространенной практикой в японских компаниях до Второй мировой войны. Милитаристская и авторитарная направленность в культуре была четко выражена в условиях, когда Япония вела подготовку к войне и доминированию в регионе. Тяжелые условия труда на многих предприятиях, значительные различия в статусе между белыми и синими воротничками и т. п. — характерные черты японского менеджмента того времени. В послевоенной истории нормы и ценности милитаристской Японии были ликвидированы, а система менеджмента претерпела значительные изменения, хотя многие другие аспекты традиционной системы ценностей сохранились практически неизменными.
Новый этап в эволюции сравнительного
менеджмента связывается с
В 1970-е гг. Г. Хофстеде (Geert
Hofstede ), в то время создатель и
руководитель департамента исследований
по вопросам персонала в IBM Europe, выполнил
грандиозный межкультурный
Исследования Ч. Хемпден-Тернера (Charles Hampden-Turner ) и Ф. Тромпенаарса (Fons Trompenaars ) были также выполнены на основе большого эмпирического материала, полученного в 1986–1993 гг. в ходе опросов почти 15 тыс. менеджеров из многих стран мира. Опросы проводились во время семинаров в Центре изучения международного бизнеса и его филиалах в разных странах мира. Ч. Хемпден-Тернер и Ф. Тромпенаарс предложили семь параметров для сравнительного анализа и интерпретации национальных деловых культур. Кроме того, они исследовали проблемы взаимодействия и взаимного влияния национальной и внутрифирменной культуры управления в условиях глобализации экономики. Их вывод заключался в том, что доминирование национальной деловой культуры при ее взаимодействии с организационной культурой компании обусловливает существование различных моделей последней.
Французский исследователь
А. Лоран (Andrй Laurent ) в 1970–1980-х гг. провел
исследование национальных особенностей
менеджмента. Эмпирической базой послужили
результаты опроса 817 менеджеров высшего
звена управления из США и Западной
Европы, проходивших профессиональную
переподготовку в знаменитой школе
INSEAD (Фонтенбло, Франция). Один из наиболее
принципиальных результатов проведенного
исследования гласил, что, хотя нормы
корпоративной культуры и правил
поведения транснациональной
В середине 1990-х гг. была реализована
исследовательская программа
Исследования проводились
в почти 60 странах, представляющих все
основные культурные регионы мира.
К работе исследовательской группы
было привлечено около 170 специалистов,
представляющих эти страны. Кроме
анкетирования и
Информация о работе Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента