Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:33, контрольная работа
Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Основные понятия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Понятия и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Основные понятия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Понятия и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Введение
Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.
В любом государстве деловая активность немыслима без вмешательства государственных и иных регулирующих органов; серьезное влияние на деятельность предприятия могут оказывать конкуренты, а также социальное окружение - местные жители, общественные организации.
Иногда существенное влияние на деятельность предприятия оказывают и конкуренты. Например, в тех случаях, когда предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, поневоле приходится подтягивать свои технологии и контроль качества на более высокий уровень.
Воздействие внешней среды предприятия характеризуется множеством факторов. Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается незначительным.
Основное понятие внешней среды организации
Предприятие - это открытая
система, которая может существовать
лишь при условии активного
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.
Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:
1) Взаимосвязанность факторов
- это уровень силы, с которой
изменение одного фактора
2) Сложность внешней среды - это число
факторов, на которые организация обязана
реагировать (для целей своего выживания),
а также уровень вариативности каждого
из этих факторов.
3) Подвижность среды -
это скорость, с которой происходят
изменения в окружающей среде.
Наибольшая подвижность
4) Неопределенность внешней
среды - относительное количество
информации о среде и
Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации
Среда прямого воздействия
внешней среды – это
При рассмотрении влияния
на организацию внешнего окружения
важно понимать, что характеристики
среды отличны, но в то же время
связаны с ее факторами. Характеристики
взаимосвязанности, сложности, подвижности
и неопределенности внешней среды
описывают факторы как прямого,
так и косвенного воздействия. Эта
зависимость станет понятнее при
рассмотрении основных факторов в среде
прямого воздействия: поставщиков,
законов и государственных
воздействия
Итак, к элементам прямого
воздействия внешней среды
1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.
Поставщики - очень сильный
фактор. От качества поставщиков (комплексный
показатель) зависит жизнеспособность
многих организаций.
2) Законы и государственные
органы влияют на организацию, так
как каждая организация имеет определенный
правовой статус, являясь единоличным
владением, компанией, корпорацией или
некоммерческим объединением.
Деятельность организации
подпадает под множество
Как бы организация не относилась к законодательству,
она должна придерживаться законов. Состояние
законодательства часто характеризуется
не только его сложностью, но и подвижностью,
иногда неопределенностью и противоречивостью.
Помимо прочего, организация должна выполнять
не только федеральные законы, но и требования
различных государственных органов - Госкомимущество,
Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный
Фонд и многих других. Дополнительно усложняют
деятельность организации постановления
местных органов управления, число которых
непрерывно множится. Они также заметно
влияют на деятельность организации через
лицензирование некоторых видов деятельности,
давая разрешение на выбор места для офиса,
для магазина, для гостиницы, устанавливая
тарифы на телефон, на электроэнергию
и много другое.
3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.
Фирма существует и тем
более процветает до тех пор, пока
есть потребитель, пока она удовлетворяет
его потребности. Это утверждение
справедливо не только для бизнеса.
Основная цель государства - оказывать
услуги своим гражданам по обеспечению
территориальной целостности, по обеспечению
их прав и свобод и многое другое.
То, что граждане являются потребителями
и заслуживают к себе соответствующего
отношения, к сожалению, иногда не очевидно
в повседневных соприкосновениях с
государственной бюрократией. Тем
не менее, в период выборов использование
рекламы и личных встреч с избирателями
служит ясным указанием на то, что
кандидаты в будущие хозяева
кабинетов рассматривают
4) Конкуренты. Это
один из внешних факторов, влияние которого
невозможно оспаривать. Руководство каждой
организации четко понимает, что если
не удовлетворять нужды потребителей
так же эффективно, как это делают конкуренты,
то долго на рынке товаров или услуг не
просуществуешь. Иногда не потребители,
а именно конкуренты (качеством своей
продукции и своими затратами на их производство)
определяют, какие продукты деятельности
организация сможет продать и по какой
цене.
Следует понимать, что потребители - не
единственный объект соперничества организаций.
Они ведут борьбу за влияние на все факторы
внешней среды - трудовые ресурсы, материалы,
капитал, за право на использование новых
технологий.
Однако есть примеры и взаимодействия
конкурентов. Так для защиты американского
рынка от Японии три конкурирующие автомобильные
американские компании - Дженерал Моторс,
Форд, Крайслер - разработали стандарт,
устанавливающий единые требования к
системам качества своих поставщиков
- QS-9000.
Понятие и основные элементы
косвенного воздействия
Факторы внешней среды
косвенного воздействия внешней
среды организации обычно не влияют
на деятельность организаций так
же заметно, как факторы внешней
среды прямого воздействия. Однако
руководству организаций
Среда косвенного воздействия
обычно сложнее, чем среда прямого
воздействия. Прогнозируя ее воздействие
на организацию, руководство, как правило,
не располагает достоверной
Среда косвенного
воздействия
Итак, к элементам косвенного
воздействия внешней среды
1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.
Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.
Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.
2) Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
Состояние мировой экономики
влияет, как правило, на стоимость
сырьевых ресурсов. Состояние национальной
экономики определяет платежеспособность
населения, цену кредитов и многое другое.
То или иное конкретное состояние экономики
может оказать положительное влияние
на одни, и отрицательное влияние на другие
организации. Организации, ведущие дела
во многих странах, считают состояние
экономики особенно сложным и важным для
себя фактором внешней среды.
3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.
Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:
- в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования слухов, порочащих конкурентов;
- во многих странах до сих
пор действует стереотип,
-при производстве одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;
- представления основной массы
населения о "культурном
4) Политические факторы – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.
Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.