Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:16, доклад
Под восприятием личностью окружающего мира понимается процесс организации и интерпретации представлений о нем, придающий ему смысл и определяющий поведение человека. Восприятие представляет собой активную полусознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой.
Восприятие
как основа поведения
Под восприятием
личностью окружающего мира понимается
процесс организации и
Поскольку
восприятие во многом субъективный процесс,
он содержит в себе возможность полного
или частичного искажения или
потери информации. Наибольшая опасность
этого имеет место на стадии ее отбора,
когда формируются первые впечатления,
и наименьшая — на стадии оценки, когда
можно все спокойно взвесить и разложить
«по полочкам».
В результате
восприятия могут возникнуть различного
рода субъективные реакции на воспринимаемый
объект: принятие, отторжение, «поведение
страуса» и проч. На восприятие оказывают
влияние следующие основные обстоятельства
как объективного, так и субъективного
характера.
Во-первых,
ситуация, в которой поступает
информация или происходит знакомство.
Если она позитивна, восприятие, как правило,
оказывается более благожелательным,
чем объект этого на самом деле заслуживает.
И наоборот, в негативной ситуации все
представляется гораздо худшим, чем есть
на самом деле. Это правило не распространяется
на неординарное поведение людей, которое
оценивается скорее по принципу контраста.
Во-вторых,
на восприятие влияет глубина видения
реальной ситуации. Много знающий
и понимающий человек обычно спокойнее
относится к другим людям и
происходящим событиям, не склонен их
драматизировать или, наоборот, превозносить
и в целом более трезво оценивает ее, чем
тот, кругозор которого ограничен.
В-третьих,
восприятие во многом зависит от личностных
и социальных характеристик воспринимаемого
субъекта. К личностным относятся доброжелательность,
терпимость, отсутствие комплексов (по
отношению к закомплексованным людям
наблюдается значительная неадекватность
восприятия), манера поведения, разговора,
внешний вид (респектабельные люди воспринимаются
более благожелательно).
Близки
к личностным свойствам и «анкетные» характеристики,
такие, как пол, возраст, национальность,
вероисповедание и проч. Социальными характеристиками
являются должность, служебное положение,
образование, профессия, интересы, идеалы.
Те, у кого эти характеристики не совпадают,
обычно относятся друг к другу настороженно.
В-четвертых,
на адекватность восприятия во многом
влияют стереотипы, т.е. стандартные
наборы упрощенных представлений о
сложных явлениях и объектах окружающей
действительности, содержащие их одностороннее
описание, принимаемое за полное. Стереотипы
дают основанное на чужом мнении представление
о том, с чем человеку еще сталкиваться
не приходилось, и этим в определенной
степени облегчают ориентацию в окружающей
действительности.
В то же
время, снимая неопределенность существующей
ситуации, стереотипы неадекватно отражают,
а зачастую значительно искажают реальность,
укрепляют консерватизм в сознании и мышлении.
Часто старые стереотипы служат основой
формирования новых, поскольку существующая
информация определяет усвоение последующей.
В связи с этим особо можно выделить «вредные
стереотипы»: все пожилые сопротивляются
изменениям, не желают рисковать, слабеют
здоровьем; все руководители не думают
о работниках.
К стереотипам
близки психологические эффекты: эффект
порядка, когда при противоречивой информации
больший вес придается сообщениям, полученным
в первую очередь (при этом знакомые оцениваются
более правильно, чем малознакомые люди)
эффект
опережения, заключающийся в том,
что сведения, получаемые непосредственно
перед общением, усваиваются прочнее;
эффект средней ошибки, проявляющийся
в усреднении крайних оценок; перенос
оценки одних явлений и людей на другие
(все толстые люди — добрые); проекция
собственных чувств и ощущений на других
(если мне плохо, как может быть хорошо
остальным, и наоборот); первое впечатление,
которое обычно бывает более благоприятным
и запоминающимся (его устойчивость и
длительность объясняется стабильностью
поведения самого человека, ограниченностью
информации, неосознанным подражанием
другому и закреплением его у самого воспринимающего);
новизна (в отношении знакомого человека
большее значение имеет знакомая информация);
идеализация (гиперболизация положительных
черт); эффект «бумеранга», когда человек,
воспринимая и оценивая информацию, направленную
на изменение его социальных установок,
только укрепляет их (при неприязненном
отношении к партнеру или ниЗком качестве
самой информации); эффект «затмения»
— влияние одного или нескольких свойств
объекта на восприятие остальных; эффект
контраста — доминирование одних свойств
по сравнению с другими, отодвигаемыми
на второй план; эффект ожидания, в результате
которого люди часто принимают действительное
за желаемое, который усиливается эффектом
предварительной информированности. Студентам
часто приходится сталкиваться на практике
с эффектом «нимба», или «гадкого утенка»,
когда последующие оценки в значительной
мере ориентируются на предыдущие.
К стереотипам
близки предрассудки — оценки, сложившиеся
до того, как сформировалось определенное
мнение об объекте. Но в отличие от стереотипов
они носят более массовый, общественный
характер, например расизм, убежденность,
что женщины глупее мужчин (хотя ни единого
научного доказательства этому не существует).
Предрассудки свойственны в основном
малообразованным людям, в то время как
стереотипами страдают все без исключения.
На восприятие
влияют также его избирательность
(воспринимается не вся информация
о человеке), глобальность (объект воспринимается
как монолитное целое, а не как совокупность
взаимосвязанных элементов), недостаточная
структурированность (все, кроме главного,
воспринимается как фон; похожее воспринимается
как единое; выделяются и объединяются
сходные объекты; все соотносится со старым
опытом). Быстрее замечаются позитивные
качества, свойственные самому оцениваемому.
Наконец,
на восприятие влияют многие физические
характеристики воспринимаемого объекта:
размеры, контрастность, повторяемость
и интенсивность действий и процессов.
Восприятие
окружающих часто осложняется непредсказуемостью
поведения людей, которое зависит от многих,
порой самых неожиданных обстоятельств,
в том числе сознательных действий, направленных
на защиту своего статуса, достоинства,
внутренней жизни, сокрытия или искажения
информации о себе, неспособности правильно
себя преподнести, ожиданий, мотивации,
чувств и т.п. Как считают специалисты,
чтобы понять индивидуальное поведение
человека, нужно «вычесть» из него восприятие.
Восприятие
влияет на поведение личности, но не
непосредственно, а преломляясь через
ценности, верования, принципы, уровень
притязаний.
Расположение,
т.е. положительное отношение к
кому-то или к чему-то, основывается
на эмоциональных оценках
Расположение
к людям проявляется в уважении,
готовности прийти на помощь в трудную
минуту; расположение к работе — в увлеченности
ею вплоть до отождествления себя со своим
делом и принесения ему в жертву других
своих интересов. Кто нравится — тому
помогают, чтобы нравился еще больше; от
кого ожидают — в того и вкладывают.
Устойчивое
внутреннее расположение человека к
другим субъектам или явлениям, основанное
на их высокой индивидуальной оценке,
может быть охарактеризовано как
верование.
Основу
ценностей составляет не эмоциональное,
а осознанное отношение к перечисленным
выше моментам, причем не только человеком
в отдельности, но и коллективом. Поэтому
ценности часто приобретают самостоятельное
по отношению к отдельному субъекту существование
и выступают в качестве организационных
ценностей. Для тех, кто их разделяет, они
служат стандартами, критериями, с которыми
сравниваются и с помощью которых оцениваются
как собственные решения и поступки, так
и действия других. К ценностям можно отнести:
гордость за свою организацию; заботу
об общих результатах; целеустремленность;
коллективизм; стремление к профессиональному
росту, нововведениям.
Устойчивая
система верований и ценностей
человека воплощается в принципах
— определенных правилах поведения,
которых он придерживается на практике
например, справедливости, добросовестности
и т.п.
В поведении
реализуется позиция человека —
постоянное и однозначное внутреннее
отношение к одним и тем
же людям или одинаковым ситуациям,
к тому, что нравится, или, наоборот,
не нравится. Позиция служит защитой в
момент опасности; в позиции личность
выражает себя, а поэтому позицию всеми
силами защищают и укрепляют.
Каждая
личность обладает определенным уровнем
притязаний, характеризующим степень
трудности целей, к достижению которых
она стремится. Понятно, что для различных
людей уровень притязаний неодинаков
и определяется такими факторами, как
стандарты успеха, принятые в определенной
социальной группе, степень самооценки
и самоуважения данного лица, образование,
включенность в свою роль, имеющийся профессиональный
и жизненный опыт. Чем более развиты у
человека перечисленные факторы, тем выше
у него уровень притязаний.
Определяют
уровень притязаний также пол
и возраст, например, у мужчин и
молодежи он значительно выше, чем у женщин
и лиц старших возрастов.
Безусловно,
речь здесь идет о неких условных
«среднестатистических» личностях, поскольку
в реальной жизни все значительно
сложнее. В то же время связь между
уровнем притязаний и психологическими
особенностями личности не прослеживается.
Помимо
перечисленных моментов на поведение
работников влияют и внешние факторы.
Среди них необходимо назвать
следующие:
1. Круг
общения субъекта, который может
быть личным, включающим эмоциональные
связи, и служебным, предопределяемым
должностными связями. На практике выделяются:
круг ближайшего общения, куда входят
не более пяти человек, с которыми можно
обсуждать любые проблемы, не боясь утечки
информации; круг периодического общения,
где рассматриваются только официальные
вопросы, регулярно возникающие в процессе
функционирования организации; круг эпизодического
общения, охватывающий в потенциале всех
сослуживцев и личных знакомых. В каждом
конкретном круге общения складывается
своя микроэтика, во многом определяющая
взаимодействие лиц в рамках управленческой
деятельности.
При переходе
в другой круг общения, когда прежние
взаимосвязи частично рушатся и
обесцениваются, а новые еще не
складываются, человек временно попадает
как бы в определенный вакуум, в
который, особенно если речь идет о руководителе,
могут устремиться случайные, в том числе
и корыстные, люди, желающие как можно
скорее утвердиться в его глазах. Поскольку
удачное овладение кругом общения предшественника
является одной из важнейших предпосылок
успешной адаптации в новом коллективе,
к этому процессу необходимо подходить
тщательно и осторожно.
2. Роль,
характеризующаяся
На ролевое
поведение влияют: характер индивида,
истолкование им своей роли, ее приемлемость,
соответствие возможностям и желаниям.
3. Статус
— это оценка окружающими
Статус
может быть обусловлен происхождением
индивида или приобретенной, например
профессионально-должностной, который
в организациях считается базисным.
Статус
личности связан со служебным положением,
отражающим ее место в профессионально-должностной
иерархии и совокупность условий, связанных
с данной должностью. Служебное положение
руководителя характеризуется обеспеченностью
обслуживающим персоналом, транспортом,
доступом к источникам информации, другими
льготами и привилегиями, а также прямыми
контактами с вышестоящими руководителями,
допуском в те или иные круги общения.
Руководители, формально занимающие один
и тот же пост, но работающие в разных организациях,
имеют различное служебное положение.
Статус
бывает формальным и неформальным.
Неформальный статус получил название
авторитет. Он формируется и поддерживается
не только стихийно, но и целенаправленно
с помощью различных