Восприятие как основа поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:16, доклад

Описание работы

Под восприятием личностью окружающего мира понимается процесс организации и интерпретации представлений о нем, придающий ему смысл и определяющий поведение человека. Восприятие представляет собой активную полусознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой.

Работа содержит 1 файл

докл 1.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Восприятие  как основа поведения 
 

Под восприятием  личностью окружающего мира понимается процесс организации и интерпретации  представлений о нем, придающий  ему смысл и определяющий поведение  человека. Восприятие представляет собой  активную полусознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой.  

Поскольку восприятие во многом субъективный процесс, он содержит в себе возможность полного  или частичного искажения или  потери информации. Наибольшая опасность  этого имеет место на стадии ее отбора, когда формируются первые впечатления, и наименьшая — на стадии оценки, когда можно все спокойно взвесить и разложить «по полочкам».  

В результате восприятия могут возникнуть различного рода субъективные реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса» и проч. На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.  

Во-первых, ситуация, в которой поступает  информация или происходит знакомство. Если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает. И наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарное поведение людей, которое оценивается скорее по принципу контраста.  

Во-вторых, на восприятие влияет глубина видения  реальной ситуации. Много знающий  и понимающий человек обычно спокойнее  относится к другим людям и  происходящим событиям, не склонен их драматизировать или, наоборот, превозносить и в целом более трезво оценивает ее, чем тот, кругозор которого ограничен.  

В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и социальных характеристик воспринимаемого  субъекта. К личностным относятся доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов (по отношению к закомплексованным людям наблюдается значительная неадекватность восприятия), манера поведения, разговора, внешний вид (респектабельные люди воспринимаются более благожелательно).  

Близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики, такие, как пол, возраст, национальность, вероисповедание и проч. Социальными характеристиками являются должность, служебное положение, образование, профессия, интересы, идеалы. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.  

В-четвертых, на адекватность восприятия во многом влияют стереотипы, т.е. стандартные  наборы упрощенных представлений о  сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их одностороннее описание, принимаемое за полное. Стереотипы дают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности.  

В то же время, снимая неопределенность существующей ситуации, стереотипы неадекватно отражают, а зачастую значительно искажают реальность, укрепляют консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку существующая информация определяет усвоение последующей. В связи с этим особо можно выделить «вредные стереотипы»: все пожилые сопротивляются изменениям, не желают рисковать, слабеют здоровьем; все руководители не думают о работниках.  
 

К стереотипам  близки психологические эффекты: эффект порядка, когда при противоречивой информации больший вес придается сообщениям, полученным в первую очередь (при этом знакомые оцениваются более правильно, чем малознакомые люди) 

эффект  опережения, заключающийся в том, что сведения, получаемые непосредственно перед общением, усваиваются прочнее; эффект средней ошибки, проявляющийся в усреднении крайних оценок; перенос оценки одних явлений и людей на другие (все толстые люди — добрые); проекция собственных чувств и ощущений на других (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот); первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся (его устойчивость и длительность объясняется стабильностью поведения самого человека, ограниченностью информации, неосознанным подражанием другому и закреплением его у самого воспринимающего); новизна (в отношении знакомого человека большее значение имеет знакомая информация); идеализация (гиперболизация положительных черт); эффект «бумеранга», когда человек, воспринимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, только укрепляет их (при неприязненном отношении к партнеру или ниЗком качестве самой информации); эффект «затмения» — влияние одного или нескольких свойств объекта на восприятие остальных; эффект контраста — доминирование одних свойств по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план; эффект ожидания, в результате которого люди часто принимают действительное за желаемое, который усиливается эффектом предварительной информированности. Студентам часто приходится сталкиваться на практике с эффектом «нимба», или «гадкого утенка», когда последующие оценки в значительной мере ориентируются на предыдущие.  
 

К стереотипам  близки предрассудки — оценки, сложившиеся  до того, как сформировалось определенное мнение об объекте. Но в отличие от стереотипов они носят более массовый, общественный характер, например расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин (хотя ни единого научного доказательства этому не существует). Предрассудки свойственны в основном малообразованным людям, в то время как стереотипами страдают все без исключения.  

На восприятие влияют также его избирательность (воспринимается не вся информация о человеке), глобальность (объект воспринимается как монолитное целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов), недостаточная структурированность (все, кроме главного, воспринимается как фон; похожее воспринимается как единое; выделяются и объединяются сходные объекты; все соотносится со старым опытом). Быстрее замечаются позитивные качества, свойственные самому оцениваемому.  

Наконец, на восприятие влияют многие физические характеристики воспринимаемого объекта: размеры, контрастность, повторяемость  и интенсивность действий и процессов.  

Восприятие  окружающих часто осложняется непредсказуемостью поведения людей, которое зависит от многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, мотивации, чувств и т.п. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.  

Восприятие  влияет на поведение личности, но не непосредственно, а преломляясь через ценности, верования, принципы, уровень притязаний.  

Расположение, т.е. положительное отношение к  кому-то или к чему-то, основывается на эмоциональных оценках коллектива, положения в нем, условий труда  и проч 

Расположение  к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту; расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Кто нравится — тому помогают, чтобы нравился еще больше; от кого ожидают — в того и вкладывают.  

Устойчивое  внутреннее расположение человека к  другим субъектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке, может быть охарактеризовано как  верование.  

Основу  ценностей составляет не эмоциональное, а осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человеком в отдельности, но и коллективом. Поэтому ценности часто приобретают самостоятельное по отношению к отдельному субъекту существование и выступают в качестве организационных ценностей. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, критериями, с которыми сравниваются и с помощью которых оцениваются как собственные решения и поступки, так и действия других. К ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, нововведениям.  

Устойчивая  система верований и ценностей  человека воплощается в принципах  — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике например, справедливости, добросовестности и т.п.  

В поведении  реализуется позиция человека —  постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем  же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или, наоборот, не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.  

Каждая  личность обладает определенным уровнем  притязаний, характеризующим степень  трудности целей, к достижению которых она стремится. Понятно, что для различных людей уровень притязаний неодинаков и определяется такими факторами, как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, включенность в свою роль, имеющийся профессиональный и жизненный опыт. Чем более развиты у человека перечисленные факторы, тем выше у него уровень притязаний.  

Определяют  уровень притязаний также пол  и возраст, например, у мужчин и  молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов.  

Безусловно, речь здесь идет о неких условных «среднестатистических» личностях, поскольку  в реальной жизни все значительно  сложнее. В то же время связь между  уровнем притязаний и психологическими особенностями личности не прослеживается. 
 

Помимо  перечисленных моментов на поведение  работников влияют и внешние факторы. Среди них необходимо назвать  следующие:  

1. Круг  общения субъекта, который может  быть личным, включающим эмоциональные  связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяются: круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.  

При переходе в другой круг общения, когда прежние  взаимосвязи частично рушатся и  обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в  который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в его глазах. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.  

2. Роль, характеризующаяся совокупностью  действий, ожидаемых от человека  в соответствии с его индивидуальными  психологическими особенностями  и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. Роль диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других.  

На ролевое  поведение влияют: характер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям.  

3. Статус  — это оценка окружающими личности  данного субъекта и исполняемой  им роли, определяющая его реальное  или ожидаемое место в системе  социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: полом, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.  

Статус  может быть обусловлен происхождением индивида или приобретенной, например профессионально-должностной, который  в организациях считается базисным.  

Статус  личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии и совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.  

Статус  бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет. Он формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно  с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной  информации. Сознательная фальсификация последней, неискреннее поведение людей и особенностивосприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении субъекта о самом себе.  

Информация о работе Восприятие как основа поведения