Военный комунизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

После захвата политической власти в октябре 1917 г. и образования Советского правительства во главе с В. И. Лениным (Ульяновым) большевики приступили к экономическому преобразованию России, формированию новой хозяйственной системы. Предполагалось создание таких форм хозяйствования, которые должны были привести общество к социальной справедливости.

Работа содержит 1 файл

военный комунизм.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

 

Итак, для создания фундамента социализма у Советского правительства и  большевистской партии были командные высоты в экономике: земля, ее недра, банки, транспорт, фабрики и заводы, внешняя торговля, а в политике — власть диктатуры пролетариата в форме Советов, однако не было четкой концепции построения социализма. В работе Ленина "Очередные задачи советской власти" (весна 1918 г.) обсуждался ряд аспектов рыночной экономики. Этот труд позже определили как предварительные наброски новой экономической политики. В работе была поставлена задача: овладеть на уровне государственного руководства стоимостными категориями товарного производства, такими как деньги и кредит. Многое говорилось о необходимости развития госкапиталистического сектора в экономике. В пользу модели развития рыночной экономики свидетельствуют теоретические постулаты ряда руководителей государства и партии о становлении кооперации в деревне.

 

Основаниями перехода к рыночной экономике  в стране являлись: накопленный Россией  социально-экономический опыт в  предоктябрьский период; существовавший совокупный мировой социально-экономический  опыт; наличие в стране вплоть до начала 1930-х гг. пяти социально-экономических укладов — патриархального, мелкотоварного, капиталистического, госкапиталистического, социалистического.

 

Препятствовали использованию  рыночных механизмов в экономике  России того времени: положения марксистской теории о развитии общественного производства после социалистической революции; "левая оппозиция"; начавшаяся в середине 1918 г. гражданская война.

 

Все большее применение получали идеи из "Очередных задач советской  власти", которые можно объединить в группу антирыночных постулатов: учет и контроль — повсеместный, тотальный; всеобъемлющее государственное руководство хозяйством; идеи о разработке крупномасштабных планов развития народного хозяйства; о развитии соцсоревнования и т. д. Уже в июле 1918 г. было создано Центральное статистическое управление и начал формироваться плановый подход к руководству национальной экономикой в условиях полной централизации производства, обмена и управления, т. е. закладывались основы планово-распорядительной системы хозяйствования. Открыто антирыночная концепция стала проводиться в жизнь в условиях политики "военного коммунизма" с середины 1918 — начала 1919 г. В то время продолжилась работа по ускоренному построению социализма-коммунизма, начатая в первый год существования советской власти. В конце

 

1918 г. состоялся I Всероссийский  съезд земельных отделов, комитетов  бедноты и коммун, и в резолюции  "О коллективизации земледелия" было записано, что политика "военного  коммунизма" проводилась "в  целях наискорейшего переустройства всего народного хозяйства на коммунистических началах" (см.: "Правда", 19 января 1919 г.).

 

Правительство жесточайшими методами пыталось собрать продразверстку. Но первая кампания закончилась неудачей: вместо запланированных 144 млн пуд. зерна осенью 1918 г. было собрано лишь 13 млн пуд. Продразверстка

 

1919 г. была выполнена на 38,5%, а  в 1920 г. — на 34%. Неподъемные  для крестьян в годы военного  лихолетья объемы продразверстки  и жесткие меры ее сборов  во многом спровоцировали гражданскую войну в стране.

 

Планам ускоренного построения социализма в России соответствовал партийно-правительственный курс на создание колхозов в деревне, не менее  трети которых составляли коммуны, в отдельных районах страны коммун было большинство. К утопическим идеям быстрого создания социалистического общества относились положения Второй Программы РКП(б), принятой в 1919 г., где ставилась задача и об отмене в ближайшем будущем денег, что означало курс на свертывание товарно-денежных отношений.

 

Все воюющие страны (кроме США) испытывали дефицит товаров, особенно продовольствия. Но только в России была официально запрещена любая торговля, распределение скудных запасов продовольствия и товаров широкого потребления происходило исключительно административными методами. Во всех воюющих странах перешли к карточной системе снабжения, но лишь в нашей стране это привело к полной ликвидации различий в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников. Идеи уравнительности, выплывшие из глубины крестьянского сознания в определенной связи с уравнительными переделами земли внутри крестьянских общин, с этого времени надолго вошли в "плоть и кровь" советского общества, в менталитет народа.

 

Главными распределительными органами материальных ресурсов стали в России: вертикальные отраслевые управления ВСНХ в лице главков — Главтекстиль, Главкож и др.; их число в 1920 г. достигло 52. Горизонтальными объединениями были губернские совнархозы, которые руководили мелкими предприятиями местной промышленности. С февраля 1920 г. все госпредприятия разделились на три группы, наиболее крупные были в подчинении ВСНХ; вторые — оставались в ведении губсовнархозов, но планированием их производства и сбыта занимались отраслевые отделы ВСНХ; предприятия третьей группы полностью относились к компетенции губсовнархозов. К первому ноября 1920 г. всего состояло на учете в РСФСР 6908 предприятий, из них к первой группе относилось 35%, ко второй — 50% и к третьей — 15%. Транспорт, сельское хозяйство и связь также управлялись по отраслевому принципу.

 

Система распределений "сверху" всех жизненно важных ресурсов вела не только к бюрократизации хозяйственной  жизни и госаппарата, но и к  неэффективной работе предприятий, отсутствию материальной заинтересованности в труде и безответственности работников. В формирующейся командно-административной системе таилась угроза саморазрушения.

 

Распределялись не только основные ресурсы, но и внеэкономическое принуждение  в виде всеобщей трудовой повинности. Во времена "военного коммунизма" это проявлялось путем создания трудармий, установления топливно-гужевой повинности, бесплатной работы на субботниках и воскресниках.

 

Планирование экономики только начало внедряться, но план не занял  место рынка как регулятора воспроизведенных процессов. Отсутствовал почти до принятия I пятилетнего плана единый хозяйственный план РСФСР. Это давало возможность даже крупным предприятиям производить продукцию на "черный" рынок, т. е. псевдоплановость позволила сохраниться в "подполье" товарно-денежным отношениям. Услугами "черного рынка" вынуждены были пользоваться и крупные предприятия, которые имели своих агентов на толчках. Источниками снабжения "черного рынка" были: продукция частных "подпольных" предприятий; часть продукции госпредприятий, нелегально обмениваемой на сырье, продукты и проч.; не изъятые в деревне излишки продуктов и сырья; выдача рабочим "натурой" за их труд, а не зарплатой и т. д. Доказательством существования "черного рынка" была продолжающаяся эмиссия денег в стране. Таким образом, товарно-денежные отношения существовали, причем бесконтрольно. Явление это сильно подтачивало командно-административную систему весь советский период.

 

При господстве уравниловки в распределении  доходов усиливалась их натурализация, падала производительность труда и  дисциплина на производстве. Из аграрной сферы продолжалась "перекачка" ресурсов путем внеэкономического принуждения. Для характеристики катастрофических последствий политики "военного коммунизма" для экономики России можно привести такие сведения: валовая продукция крупной промышленности к концу 1920 г. составляла лишь 14,6% от уровня 1913 г. И совсем ничтожны были цифры по производству чугуна за эти годы — на уровне 2%, а продукции металлообработки — 7%. Страна стояла перед выбором: отказаться от завоеваний революции или сменить экономическую политику. Ленинский доклад "О продналоге" на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. означал выбор второго пути: экономическая политика круто повернулась в сторону оживления капиталистических элементов в городе и деревне.

 

 

 

 

13.2. Новая экономическая политика.

Экономические дискуссии 1920-х гг.

 

 

 

Весной 1921 г. партийно-правительственное  руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кризиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта автоматически продолжала действовать в рамках нового государственного образования.

 

Новая экономическая политика должна была сменить старую "военно-коммунистическую". В России в 1920-е гг. впервые была апробирована на государственном уровне модель развития "смешанной экономики". Во второй половине XX в. понятие это стало неотделимым от социально-экономических характеристик ведущих стран мира, особенно после Второй мировой войны.

 

До перехода к нэпу, еще в 1920 г., с критикой политики "военного коммунизма" выступили Л. Д. Троцкий и экономисты Б. Д. Бруцкус и Ю. Ларин, но партия и правительство не прислушались к их мнению.

 

Видными теоретиками нэпа стали  Н. И. Бухарин, выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский. Многие другие видные политические деятели и теоретики участвовали в дискуссии по проблемам нэпа — Е. Преображенский, А. И. Рыков, Л. Н. Крицман и др.

 

Нэп в те годы и в настоящее  время воспринимается как проведение в жизнь новых методов руководства  экономикой по сравнению с периодом "военного коммунизма". Новый хозяйственный механизм создавался путем перехода от бюрократического централизованного управления промышленностью, всем хозяйством — через цены, кредит, укрепление курса рубля, внедрение хозрасчета, материального стимулирования труда, повышение культурно-технического уровня трудящихся.

 

 

 

 

 

Экономические реформы нэпа

 

 

 

Реформирование экономики в  стране началось с введением уже  весной 1921 г. вместо продразверстки продовольственного налога. Отличительными его чертами были: продналог взимался в размере на 30—50% меньше, чем продразверстка, при этом принималась во внимание площадь посевов отдельных хозяйств; размеры продналога объявлялись заранее, уже в период весенних полевых работ;

 

был разрешен товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Меры эти призваны были успокоить крестьян, побудить их провести в срок полевые работы и снизить в целом социальную напряженность в стране. Но нельзя было успешно поднять сельское хозяйство, не развив предпринимательскую инициативу. Многие семьи во время войны лишились мужчин и не могли обрабатывать свои участки в полном объеме. Другим семьям, наоборот, не хватало земли. Поэтому в декабре 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР. Кодексом разрешалась трудовая аренда земли и наем работников при условии заключения с ними трудовых соглашений.

 

Перед этим, в марте 1922 г., был издан  Закон о едином натуральном налоге, все ранее взимавшиеся около  двадцати наименований продуктов сельского  хозяйства (хлеб, мясо, шерсть и т. д.) были приведены к единому знаменателю, и натуральный налог стал исчисляться в хлебных единицах. Приемлемым для крестьян был такой подход: налог они могли выполнять и другими продуктами, с учетом переводного коэффициента. Но по-прежнему взимали и другие налоги, в том числе трудгужналог и ряд местных. Поэтому 10 мая 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог. Учитывая, что часть его собиралась натуральными продуктами, к концу 1925 г. по новому "Положению о налоге" он взимался только в денежной форме, что способствовало развитию товарно-денежных отношений.

 

Таким образом, нэп как система  регулируемой государством рыночной экономики  начал складываться в агросфере. И это было оправданным: крестьянство по-прежнему составляло большинство  населения страны; вооруженные выступления против политики "военного коммунизма" в основном проходили среди крестьян; нужно было накормить огромную страну; из аграрного сектора должно было поступить сырье для подъема промышленности.

 

Одной из составных частей нэпа было развитие кооперации всех форм и видов. Более половины крестьянских хозяйств во второй половине 20-х гг. были охвачены простейшими формами кооперации — сбытовой, снабженческой или объединенной снабженческо-сбытовой, а также кредитной. Производственные кооперативы, как высшей формы кооперативы в виде колхозов, почти не создавались. В Зауралье, Западной Сибири, ряде других мест появились переходные к ним объединения — маслодельные артели, машинные товарищества. К концу 1928 г. всеми формами кооперации в стране было охвачено 28 млн сельчан. Производственные кооперативы (колхозы) в 1927 г. давали лишь 2% всей сельхозпродукции. Наибольшее развитие среди них получили ТОЗы — товарищества по совместной обработке земли. Еще мало было сельскохозяйственных артелей и еще меньше осталось коммун, так популярных в период "военного коммунизма".

 

В 1924 г. появился "Декрет о потребительской  кооперации", был создан Центральный  сельскохозяйственный банк. К 1925 г. возросли сроки аренды земли и найма  труда в деревне, был отменен ряд существовавших ограничений в торговле продуктами сельского хозяйства.

 

Внимание к проблемам деревни  оправдывалось и демографической  ситуацией. По переписи 1926 г. из 147 млн  человек 121 млн, или 82%, относились к  сельскому населению и 26 млн, или 18%, — к городскому. Бедняцкая часть деревни составляла 30—35%. Земли они часто имели не более 4 дес., на двоих едоков, часто эти хозяйства были безлошадными и безынвентарными. В сельской местности за счет бедняцких слоев, чей годовой доход не превышал 250 руб., зрело социальное недовольство по отношению ко всем, кто жил лучше. Позже местные органы власти опирались на некоторых из них при проведении массовой насильственной коллективизации.

 

Середняков было около 65%. Семьи  их, как и зажиточные, достигали  семи человек, хозяйствовали на 10—12 дес. земли. Обязательно имели лошадь, корову, инвентарь, мелкий скот и птицу. Хозяйство середняков натурализовалось сразу после реализации "Декрета о земле", снабжая себя, но мало продавая. Средний годовой доход у них составлял 600 руб.

 

Зажиточных хозяйств было не более 3—4%. Их называли "новыми кулаками". Между тем они относились к  числу поверивших советской власти и активно участвовали в товарно-денежных отношениях. "Старые кулаки" в  большинстве перестали существовать еще в 1917—1921 гг. из-за сильного налогового гнета, арестов по спискам комбедов во время взимания продразверстки, гибели в движении "белых" и восстаниях против советской власти, переездов в другие местности. Нередки были случаи, когда "новыми кулаками" становились герои гражданской войны, крепко "севшие" на землю и много на ней работавшие. Люди грамотные, они умело пользовались кредитами банков и т. д. Численность их семей достигала 9—10, иногда и более человек, т. е. зажиточность чаще была видимой, так как получали больше других земли при распределении ее по количеству едоков. У них было 2—3 лошади, столько же коров, поэтому арендовали землю и под сенокос. Годовой доход этих хозяйств составлял в среднем 1,5—2 тыс. руб.

Информация о работе Военный комунизм