Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:04, контрольная работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность, требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию по Томпсону и по Вудворд.
Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры - переработка нефти, работа электростанций.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
1. Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец - сборочные линии массового производства.
2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.
Эти две категории не так уж расходятся друг с другом. Например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.
Нельзя назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае может быть более приемлем один тип а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям.
Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
Люди
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В силу такого положения люди для менеджера являются “предметом номер один”. Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджер должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процес-сы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процес-сов, можно выделить пять групп функциональных процессов, кото-рые охватывают деятельность любой организации и которые являют-ся объектом управления со стороны менеджмента. Данными функ-циональными группами процессов являются следующие:
производство;
маркетинг;
финансы;
работа с кадрами;
эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством состоит в осуществлении управления процессом перера-ботки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджер осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техни-ки по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управле-ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собст-венного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами состоит в том, что менеджер осуществляет управление процессом движения финансовых средств в орга-низации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определя-ющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее воз-можностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
Взаимосвязь внутренних переменных
В предыдущей главе были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Рис. 1 Взаимосвязь внутренних переменных.
Этот
рисунок представляет собой модель,
показывающую взаимоотношения внутренних
переменных: целей, структуры, задач, технологии
и людей. Но нужно не забывать, что организация
- открытая система. И поэтому эта схема
не может быть адекватной полной моделью
переменных, влияющих на успешность действий
организации, потому что на нем показаны
только внутренние переменные. Правильнее
рассматривать этот рисунок как модель
внутренних социотехнических
подсистем организации. Внутренние
переменные обычно называют социотехническими
подсистемами, потому что они имеют социальный
компонент (людей) и технический компонент
(другие внутренние переменные).
ВОПРОС 16. Планирование и прогнозирование, их характеристика.
Планирование
(прогнозирование) заключается в
систематическом поиске возможностей
действовать и в
Планирование
можно классифицировать по нескольким
критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),
- содержанию в аспекте предпринимательской
деятельности (стратегическое - поиск
новых возможностей и продуктов, тактическое
- предпосылки для известных возможностей
и продуктов, оперативное - реализация
данной возможности),
- предмету (объекту) планирования (целевое,
средств - потенциал, оборудование, материалы,
финансы, информация; программное, действий),
- сферам функционирования (производство,
маркетинг, НИОКР, финансы),
- охвату (глобальное, контурное, макровеличин,
детальное),
- срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),
- жесткое и гибкое.
Критерии
выбора формы планирования (принципы
планирования):
- полнота (требуется учесть все),
- детализация (глубина ее определяется
целью планирования),
- точность,
- простота и ясность,
- непрерывность,
- эластичность и гибкость (использование
плановых резервов, учет множественности
возможных альтернатив, отсрочка деталей
планирования до выяснения обстановки,
вариантность),
- выравнивание при планировании (учет
"узких мест"),
- экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход
менеджмента к планированию может
быть осуществлен постановкой
Следует
четко определить:
- объект планирования (что планируется),
- субъект планирования (кто планирует),
- период (горизонт) планирования (на какой
срок),
- средства планирования (например, компьютерное
обеспечение),
- методику планирования (как планировать),
- согласование планов (каких, с кем и на
каких условиях).
Обзор техники и видов планирования
Различают:
- последовательное планирование (новый
план составляется по истечении срока
действия предыдущего),
- скользящее планирование (по истечении
части срока действия предыдущего плана
производится его ревизия на оставшийся
период и составляется новый на период
после окончания всего срока предыдущего
и т.д.,
- жесткое планирование (конкретно указываются
все цели и мероприятия),
- гибкое планирование (учитывается возможность
возникновения неоднозначных условий
и пересмотра плана с их учетом).
В
принципе любая фирма имеет иерархию
планов. В ряду соподчиненности можно
различить следующие виды планирования:
- общее (долгосрочное основополагающее,
концепция фирмы),
- стратегическое (долгосрочное развитие
фирмы, сфер быта, производства, НИОКР,
персонала),
- тактическое (условий хозяйственных
операций - производственных мощностей,
средств производства, капиталов, инвестиций,
персонала и т.д.),
- оперативное планирование (конкретных
действий на краткосрочный период).
Основными
признаками стратегического планирования
являются:
- цель планирования - долгосрочное обеспечение
существования и выполнения основной
цели фирмы,
- носитель идеи планирования - высший
менеджмент,
- проблемы планирования - отсутствие надежности
и структурирования,
- горизонт планирования - долгосрочное,
- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
- принципы - изменение окружающей обстановки
(контролируемые факторы).
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.
Это
планирование включает:
- выработку стратегии,
- стратегическое планирование производственной
программы,
- планирование развития потенциала,
- планирование развития структуры потенциала.
Информация о работе Внутренняя среда организации, ее характеристика