Внешняя среда в бизнесе и её влияние на деятельность торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, необходимым для поддержания внутреннего потенциала организации на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, но ресурсы внешней среды не безграничны. На них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Содержание

Введение……………………………………………… 3
Понятие внешняя среда торговой организации, её типы и основные характеристики…………………………………………. 5
Влияние факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды на деятельность торговой организации……………... 9
Анализ факторов внешней среды торговой организации……………………………………………………..... 18
Заключение…………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 08 06.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

 - расстановка политических сил;

- отношения между деловыми кругами и правительством;

- патентное законодательство;

- законодательство об охране окружающей среды;

 - правительственные расходы;

 - антимонопольное законодательство;

- денежно-кредитная политика и т.д.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на торговую организацию.

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.

Социальные и культурные факторы. Формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации.

Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми любая организации сталкиваются чаще всего:

- рождаемость;

- смертность;

- коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции;

- коэффициент средней продолжительности жизни;

- располагаемый доход;

- стиль жизни;

- образовательные стандарты;

- покупательские привычки;

- отношение к труду;

- отношение к отдыху;

- отношение к качеству товаров и услуг.

Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного,  и шире, социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.

SWOT  анализ

Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и гpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды.

Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.

Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.

Снaчaлa, c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя opгaнизaция, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.

Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид:

 


 

 

 


 

 

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы.

Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции. В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe. Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy. 

PEST-анализ

Для изучения окружения чаще всего  проводят PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв слов «Polcy», «Economy», «Socety», «Technology» (политика, экономика, социум (общество), технология).

Политическая составляющая внешней  среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.

Экономические аспекты воздействия  внешней среды на организацию  проявляются в скорости изменения  курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Банка России и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.

Социальные факторы внешней  среды в значительной степени  связаны с изменением базовых  социокультурных параметров, образа жизни и среды обитания населения, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе.

Воздействие технологических изменений  на организацию проявляется в ее стремлении опередить конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.

Все четыре указанных фактора внешней  среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может создать новые возможности  для организации, а может нести  новую угрозу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев и проанализировав  внешнюю среду торговой организации  необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

Любая организация представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся механизм, функционирующий в окружающем его мире (внешняя среда). И хотя предприятие самостоятельно определяет свою структуру, политику, сферу деятельности, принимает решения, оно в значительной степени зависит от внешней среды своего окружения. Таким образом, главное что необходимо усвоить – то что внешние факторы оказывают решающее воздействие на функционирование любой организации.

Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны  менеджеров организации, так как  формируют среду, в которой работает организация. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Сами факторы оказывают различное влияние на работу организации. Государство, поставщики, потребители и конкуренты оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их разрешение. Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), социокультурную и политическую обстановку, международные факторы, уровень научно-технического развития. Экономическое состояние страны воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительности труда, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика и др. Также нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрупнение внутреннего рынка или на расширение международной активности. Кроме этого руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых планов, появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов организаций, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед ней. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии – сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами организации.

Организация должна выработать такую  политику, которую позволит ей поддерживать конкурентоспособность в любой ситуации.

Таким образом можно сделать вывод, что для торговой, а также для любой другой организации очень важно знать и изучать внешнюю среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998,с.158;
  2. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Издательство «Зерцало», 1998, с.74;
  3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2004. Менеджмент: Учебник./Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.;
  4. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 504 с.193;
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2001.
  6. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. – М,1996, с.36
  7. Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.132;
  8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2003
  9. Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И. М.1999.;
  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2004.с.78;
  11. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.И. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.;
  12. Основы менеджмента. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Учебное пособие. СПб. 1998.;
  13. Максимов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  14. Теория управления под ред. А. Л. Гапоненко. – М. РАГС,2004. С. 64 – 72
  15. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. Экономика предприятия / Под рук. акад. МАН ВШ, д-ра экон. наук, профессора Семенова В.М., - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.с. 315
  16. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.с. 156
  17. www.fictionBook.lib
  18. http://dic.academic.ru
  19. www.sbmanagement.narod.ru
  20. www.infomanagement.ru

 


Информация о работе Внешняя среда в бизнесе и её влияние на деятельность торговой организации