Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.
В своей работе я расскажу о понятии внешней среды, также о ее характеристики. Рассмотрю состав внешней среды двух уровней – макро (макросреда) и микро (микро среда). Мной выбрано очень интересная тема, она всегда актуальна.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «внешняя среда организации» 4
2. Характеристики внешней среды 6
2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия) 11
2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия) 18
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

менеджмент контрольная.docx

— 159.09 Кб (Скачать)

     - степенью монополизации;

     - уровнем дифференциации конкурирующих  продуктов;

     - наличием барьеров для входа  на рынок;

     - уровнем интеграции фирм;

     - степенью диверсификации производства  товаров;

     - уровнем и структурой затрат  на производство и  сбыт продукции .

     Оценивая  конкурентную среду, важно также  выявить конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли и  позиции фирм в конкурентной борьбе. Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию  и реализующими ее на одном и том  же рынке. Субъектами конкурентной среды  являются также и те организации, которые могут войти на рынок, и производящие замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду  организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, способные заметно ослабить позицию  организации на поле конкуренции  М. Портер  выделяет пять конкурентных сил:

     - появление новых конкурентов;

     - угроза замены данного продукта  новыми продуктами;

     - сила позиции поставщиков;

     - сила позиции покупателей;

     - конкуренция среди производителей  в отрасли.

     Влияние на организацию такого фактора как  конкуренция проявляется во многих аспектах управления. Во многих случаях  не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов  и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно  понимать, что потребители — не единственный объект соперничества  организаций. Последние могут также  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право  использовать определенные технические  нововведения.

     От  реакции на конкуренцию зависят  такие внутренние факторы, как условия  работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что  конкуренция иногда толкает фирмы  и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка  до кооперации между конкурентами.

     С точки зрения влияния конкуренции  и потребителей, рынок мобильных  телефонов на сегодняшний день один из самых интересных и сложных. Пожалуй, это самый технологичный и  динамичный рынок. Лояльность потребителей находится на очень низком уровне, «авторитетов» почти никаких. Большинство  потребителей готовы «для сравнения» поменять свой устаревший или надоевший  телефон на новую модель от другого  производителя. Конкуренция жуткая.  

     2.2 Внешняя макросреда (среда  косвенного воздействия) 

       Макросреда представляет собой  наиболее удаленный от собственно  компании внешний слой элементов,  которые так или иначе влияют  на фирму, не оказывая непосредственного  воздействия на ее текущие  операции. Обычно выделяют четыре основных факторов макросреды: технологические, социо-культурные, экономические  и законодательно-правовые. Ричард Л. Дафт в своем учебнике «Менеджмент» выделяет еще один консолидированный фактор - международные изменения (условия) .

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

     Рассмотрим  возможные направления воздейсвия на предприятие каждого из перечесленных  выше факторов.

     Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

     Технологические изменения включают в себя научные  и технические нововведения в  отдельной отрасли и в обществе в целом. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. В качестве внешнего фактора, она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.  Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой  продукты можно изготавливать и  продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации.

     Скорость  изменения технологий в последнее  десятилетие очень высокая и  исследователи утверждают, что данная тенденция сохраниться. Вот некоторые  недавние крупные  технологические  нововведения, которые глубоко затрагивают  организацию и общество: компьютерная, ядерная, микроволновая, полупроводниковая технологии, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетического топлива и продуктов питания, генная инженерия. Сегодняшние новшества типа точечных микроэлементов и памяти на цилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на гибком диске такого обьема информации, под который прежде требовалось здание с многочисленными картотечными блоками базы данных. Полупроводники и микропроцессоры сделали легко доступными портативные компьютеры.

     Состояние экономической среды

     Экономические изменения отражают  общую экономическую  ситуацию в стране или регионе, в  котором работает компания. Экономические  факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно  влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный  платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры  отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться  и оцениваться. Каждый из них может  представлять либо угрозу, либо новую  возможность для организации.

     Социокультурные факторы

     Деятельность  предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие  устанавливает взаимоотношения  с различными элементами структуры  общества, что обуславливает влияние  на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социо-культурным факторам макросреды относят демографические  характеристики, нормы, обычаи и жизненные  ценности страны, в которой оперирует  организация. Социо-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.

     В первую очередь рассматривается  демографическая ситуация, в рамках которой учитываются географическое распределение и плотность населения, половозрастная структура, социальная стратификация общества, национальная однородность, уровень образования  населения, уровень доходов. Эти  показатели воздействуют на спрос и  покупательские привычки населения; позволяют  оценить перспективы обеспеченности рабочей силой и качественные характеристики рынка труда.

     Большое влияние на деятельность фирм оказывают  факторы системы общественных норм: социального поведения и культурной среды. Эти факторы включают общественные ценности и принятые принципы поведения (к примеру, отношение к работе, проведение свободного времени) социальные ожидания. Особую роль играют социально-организационные  структуры – партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особенный  интерес вызывают здесь принципы построения семьи, социальное деление  и влияние авторитетных лиц.

     Законодательно-политические факторы

     В основе этого фактора лежат федеральные  и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над деятельностью  компании. Политическая составляющая внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение  того, какие программы воплощают  в жизнь различные партии, отношение  правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и  т. д.

     Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации  особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов  и судов в отношении бизнеса.

     Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности.

     Руководство организации должно также учитывать  и существование разнообразных  групп влияния, представители которых  тесно связаны с законодательными и политическими кругами и  заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социально  приемлемые рамки. Наибольшую известность среди нах получили  борцы с курением, за безопасность автомобилей, экологическое движение.

     Под международными изменениями  внешней среды понимают происходящие за пределами страны  происхождения компании события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые технологические и социальные тенденции. Процесс глобализации охватывает сейчас все больше стран.

     Поэтому даже фирмы, ориентирующиеся только на внутренний рынок, вынуждены мыслить  в международном масштабе, оценивая потенциал и угрозы внешней международной  среды.

     Фактор  международных изменений становится особенно важным вопросом, когда компании принимают глобальную или панрегиональную  стратегию, т.е. стратегию, реализуемую  на уровне нескольких стран. Во многих отраслях промышленности роль национальных границ как организующего принципа международной деятельности становится все менее важной.

     К факторам, обуславливающим действие этой тенденции, относятся:

  • обьединение регионов;
  • переход к открытой эеономике;
  • глобальные инвестиции;
  • развитие производства и производственной стратегии;
  • рост популярности кругосветных путешествий;
  • быстрое повышение уровня грамотности, образование и урбанизация в развивающихся странах;
  • конвергенция моделей потребления, стилей жизни и вкусов;
  • достижение в сфере информационных и коммуникационных технологий;
  • слияние глобальных СМИ;
  • увеличение потока информации, рабочей силы, денег между границами.

     Многие  глобальные компании, такие, как Coca-Cola,McDonald”s, British Airwais, Sony, IKEA, Toyota, Levi-Strauss успешно интегрируют свои международные стратегии. Движущие силы глобализации заставляют многие компании расширять деятельность за границей и тартегировать сегменты международного рынка. Интеграция стратегий дает организациям ряд преимуществ, в том числе позволяет сокращать расходы благодаря экономии за счет масштабов, улучшать качество продукции, а также укреплять рыночную позицию и повышать конкурентоспособность.

     Для успешной интеграции компании в многовариантную и сложную международную среду руководство должно прежде всего постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности здесь могут возникать в результате облегчения доступа к сырьевым ресурсам, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих инвестиционными объектами или рынками сбыта, национальных культурах и привычках потребителей и т.д.

 

      Заключение

 

     Подводя свою работу к завершению можно отметить, что внешняя среда - это все  факторы, которые находятся за пределами  организации и могут влиять на её деятельность. 

   Внешняя среда характеризуется следующими элементами (4 элемента):

взаимосвязанность (взаимозависимость) внешних факторов - это означает уровень влияния одних факторов на другие, т.е. насколько изменение какого-либо фактора может повлиять на другой фактор.

  • сложность внешней среды
  • подвижность внешней среды
  • неопределённость внешней

Информация о работе Внешняя среда организации