Влияние военного искусства на становление управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение влияния военного искусства на становление управленческой мысли.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность стратегии и составляющих ее элементов,
- рассмотреть применение методов стратегического управления на становление управленческой мысли.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………..3
1. История управленческой социальной мысли…………………….…...5
1.1.Зарождение управленческой мысли………………………………5
1.2. Революция управленческой мысли……………….......................7
2. Теоретический аспект проблемы стратегического управления………………………………………………………………….10
2.1. Понятие стратегического управления................ ………………10
2.2. Категории стратегического управления……………………… .19
3. Военное искусство в управлении бизнесом…….……….…………...23
3.1. Стратегия варваров и римлян.…………………………….……..24
3.2. Стратегия восточных стран..………………...………….….……25
Заключение………………………….………………………………………27
Список литературы………………………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Операцию  компания готовила, планировала и  проводила в точном соответствии с законами военного искусства. Для  начала тщательно изучили заказчика  и выяснили, что не устраивало "ЛУКОЙЛ" в деятельности нынешнего подрядчика. Оказалось, большие сроки, не самый высокий уровень исполнения заказов и большое число исполнителей, которые к тому же предъявляли высокие требования к собственному обеспечению.

     Полученный  от "ЛУКОЙЛа" заказ Национальная картографическая корпорация выполнила  в два раза быстрее, чем это делал главный конкурент, небольшим количеством людей и при этом обеспечив высокое качество. У заказчика ничего не просили, но использовали при этом самое современное оборудование. Вместо тягачей и транспорта наняли вертолет. Вместо традиционных теодолитов использовали самую современную спутниковую систему. "Эту операцию мы тщательно подготовили, тщательно спланировали и потом ее организованно провели, - рассказывает Шаравин. - В результате вот уже несколько лет мы являемся подрядчиками "ЛУКОЙЛа".

     В группе компаний "КОНТИ" также  активно используют военную науку. "Ну, например, принцип "наступление  по нескольким фронтам", - рассказывает директор компании по маркетингу Вячеслав Тимербулатов. - В Центральном федеральном  округе 18 губерний. И нашими строительными объектами мы наступаем одновременно по всем этим фронтам. В то же время наши конкуренты идут по отдельным регионам. Сначала один регион, укрепились там, потом в другой и так далее. Таким образом, мы выигрываем время и первыми закрепляемся на рынке".

     Впрочем, многие руководители используют военные  принципы управления, даже не подозревая об этом. Скажем, в армии не принято  озадачивать высшего командира  проблемами, с которыми офицеры сталкиваются при выполнении той или иной задачи. В бизнесе все большее количество руководителей требуют, чтобы подчиненные в сложных ситуациях приходили к ним, вооружившись несколькими вариантами решения проблемы.  

     3.1. Стратегия варваров и римлян 

     И война, и бизнес отражают одно и то же стремление человека изменять мир и побеждать, поэтому часто и там и там работают одни и те же законы. В военной истории существует два основных типа отношения к войне: так называемые римский и варварский.

     Например, если этический кодекс, характерный  для римского стиля, основан на принципах подчинения и верности уставу, то основными моментами этики варварского стиля были личная доблесть и верность князю. Излюбленная тактика римлян - лобовая атака, у варваров - засада.

     Эта система экстраполируется и на бизнес. Этический кодекс римлян - прежде всего общая честность и четкое соблюдение инструкций, в то время как у варваров - личная успешность и верность корпорации.

     Классический  пример из бизнеса - покорение американского  рынка мотоциклов японской компанией Honda. В 1959 г. Honda открыла официальное представительство America Honda Motors. Cегодня уже мало кто помнит, что до прихода Honda на американский континент мотоциклы там считались атрибутом людей "вне закона". Сегодня Honda разрабатывает и производит свою продукцию в Северной Америке на 11 заводах. При этом в Америке работают еще три крупных исследовательских центра Honda.

     А начиналось все просто. "Фактически Honda действовала подобно древнему японскому князю, который засылал  в стан врага трех самураев с пожеланием победить или не возвращаться", - рассказывает Антон Платов, директор по развитию компании PSM Consulting Russia. Японская корпорация отправила в Штаты нескольких менеджеров, которые за пару лет успели вникнуть в ситуацию и нащупать возможность атаки. Что неудивительно - американцы, использующие стратегию римлян, попросту не учли специфику японского менеджмента, являющего собой классический образец стратегии варваров. 

     3.2. Стратегия восточных стран 

     Японский  стратегический менеджмент, как известно, взял на вооружение и традиционно японские принципы военного управления (например, кодекс менеджера довольно близок по духу кодексу самурая) и идеи, изложенные в древнекитайском "Трактате о военном искусстве". Трактат был составлен в V в. до н. э. знаменитым китайским полководцем Сунь-Цзы. Впрочем, конфуцианская философия не возбраняет использовать и чужеродные мысли, если это идет на пользу делу.

     "Все  слышали, что в построении современного  бизнеса японцы используют принципы  своей традиционной культуры, - рассказывает  Платов, - однако мало кто помнит, что взлет японского бизнеса в 1950 - 1960-е гг. во многом связан с работой в Японии американских консультантов, Деминга и других". Тем не менее, японцы не стали вводить у себя американский стиль менеджмента. Они просто взяли из него все, что представлялось им эффективным, смешали с собственной культурой и нанесли тем же американцам несколько поражений на их же собственных рынках.

     Одно  из ключевых мест в китайском военном  искусстве отводилось вопросам "управления персоналом". Огромное значение уделяется анализу ситуации внутри компании. "Находясь в порядке, ждут беспорядка. Находясь в спокойствии, ждут волнений. Это и есть управление сердцем", - учил Сунь-Цзы. Менеджерам хорошо известно, что особую бдительность следует проявлять в периоды взлета и успешной деятельности компаний.

     А в моменты кризиса, как и в  боевой обстановке, командир должен быть в состоянии принимать решения  и брать на себя ответственность  за все последствия собственных  действий и действий своих подчиненных. Чтобы обеспечить исполнение задач, он должен уметь их четко формулировать. Сунь-Цзы сказал: "Когда полководец слаб и не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью... это значит, что в войске беспорядок".

     Неизвестно, был ли знаком с этим постулатом легендарный менеджер ХХ столетия Ли Якокка, однако, возглавив в 1979 г. находившуюся на грани банкротства корпорацию Chrysler, он повел себя в точном соответствии с заветом великого китайского полководца. Якокка поставил четкую цель перед руководством и сотрудниками компании, сосредоточил всю власть в своих руках, провел тщательное изучение рынка, сократил операционные расходы, преподнес несколько неприятных сюрпризов конкурентам и в результате менее чем за три года вывел компанию из кризиса. Но важно не доводить идею до абсурда. Ричард Л. Дафт в своем учебнике менеджмента приводит следующий пример: некоторое время пост президента американской компании Tenneco занимал бывший профессор военной академии в Вест-Пойнте Дэн Мид. Одним из принципов, которым руководствовался Мид в своей работе, был девиз знаменитого американского генерала Джорджа Паттона "Планировать не спеша, исполнять молниеносно". Долгое время в кабинете Мида висела веревка. "Первый же руководитель отдела, который доложит о невыполнении показателей, - говаривал президент Tenneco, - примерит эту веревку на своей шее". Ему явно не хватало гибкости. Веревка исчезла из кабинета только после протестов оскорбленных сотрудников.

     Заключение 
 

     Даже  в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления.

     Искусство управления - это искусство ведения боя. Все законы войны распространяются на искусство управления. Управленческое искусство требует четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

     Владение  принципами военного дела находит все большее применение в решении конкретных управленческих ситуаций. Во все большем числе государственных, региональных, национальных и международных программ применяются идеи и подходы, отработанные в области стратегии военного искусства. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет добиваться их достижения, процедуру оценки эффективности и результативности.

     Государственное управление, наряду со стратегическими  целями должно решать значительный комплекс взаимосвязанных организационных, научных, социальных и технических задач. Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения, и часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения - основа искусства управления, которая основывается на принципах военного искусства.

     Ведущую роль в успехах дальневосточных менеджеров принадлежит именно использованию неких принципов стратегии, обеспечивающих успех. И эти принципы – принципы классической китайской стратегии, основы которой были заложены более чем две тысячи лет назад. Основной чертой классического восточного миропонимания является постулат о единстве всех сфер жизни. То есть, все процессы, будь то развитие экономики, политика, культура, или даже строительство дома, в представлении восточного человека, подчинены одним законам. Различаются только конкретные проявления действия этих законов. Соответственно, человек, постигший эти базовые законы "обречен" на успех в управлении, личной жизни, да и в любом своем начинании.

     Ключевой  характеристикой успешного менеджмента  в государственной службе становится рациональное применение знаний стратегического управления. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд — гибких временных творческих групп, ориентированных на достижение единой цели.

     В рамках государственного управления использование руководителем тактических методов военного искусства, находящих свое применение в управлении армией и военными операциями, становится залогом его успешной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Анисимов О.С. Основы методологии  (т. 1 и 2). - М.: ДАМ и А, 1994 г.

     2. Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое  мышление (акмеологическая версия).М., «Агро-Вестник»,1999.

     3. Ансофф И. Новая корпоративная  стратегия. СПб..Питер,1999.

     4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: “Экономика”, - 1989, - 519 с.

     5. Белошапка В.А.,Загорий Г.В. Стратегическое  управление: принципы и международная  практика. К..Абсолют- В.,1998.

     6. Виханский О.С. Стратегическое  управление. М.,Гардарика,1998.

     7. Герчикова И.Н. Менеджмент М.,ЮНИТИ,1995.

     8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., Питер,1999.

     9. Клаузевиц К. О войне. М.,1994.

     10. Конрад Н.И. Синология. -М.: Ладомир, 1995, - 621 с. 

     11. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.,Ростинтер, 1996.

     12. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс  Д, Вонг В. Основы маркетинга. СПб, Вильямс, 1998.

     13. Круглов М.И. Стратегическое управление  компанией. М., Русская Деловая  Литература,1998.

     14. Менеджмент и рынок: германская  модель. М.,Бек,1995.

     15. Мескан М., Альберт М., Хедоури  Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1995 .

     16. Попов С.А. Стратегическое управление. Модуль 4.- М.,Инфра-М,1999. Прогресс, 1986.

     17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология  индивида и группы. - М.: Прогресс, 1986.

     18. Свечин А. Постижение военного  искусства – М., 1999.

     19. Словарь русского языка.(В четырех  томах)- М.: Русский язык, 1988.

     20. Стивенсон В.Дж.Управление производством.- М.,Бином,1998.

     21. Стратегия в трудах военных  классиков, т.2. М., 1926.

     22. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. – М.,Инфра-М,2000.

     23. Щедровицкий Г.П. Избранные труды.- М.: Шк.Культ. Полит., 1995. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние военного искусства на становление управленческой мысли