Влияние военного искусства на становление управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение влияния военного искусства на становление управленческой мысли.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность стратегии и составляющих ее элементов,
- рассмотреть применение методов стратегического управления на становление управленческой мысли.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………..3
1. История управленческой социальной мысли…………………….…...5
1.1.Зарождение управленческой мысли………………………………5
1.2. Революция управленческой мысли……………….......................7
2. Теоретический аспект проблемы стратегического управления………………………………………………………………….10
2.1. Понятие стратегического управления................ ………………10
2.2. Категории стратегического управления……………………… .19
3. Военное искусство в управлении бизнесом…….……….…………...23
3.1. Стратегия варваров и римлян.…………………………….……..24
3.2. Стратегия восточных стран..………………...………….….……25
Заключение………………………….………………………………………27
Список литературы………………………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать)
tify">     Были  предприняты попытки формирования теории государственного управления как преимущественно социологической науки, что встретило возражения со стороны некоторых государствоведов, которые увидели в этом опасность превращения государственного управления в эклектическую науку.

     В целом следует сказать, что социальное управление как самостоятельное  научное управление и особая учебная  дисциплина пока только складывается, не имеет единого статуса и  стандарта, а логика и методология  предмета пока не выстроены на уровне тех требований, которые предъявляются к этой отрасли знаний и учебной дисциплине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Теоретический аспект проблемы стратегического управления 

2.1. Понятие стратегического управления 

     Одна  из фундаментальных проблем времени  – это управление. Однако, «управление почему-то не срабатывает, не превалирует в общественной и частной жизнедеятельности людей» [17].

     В этом плане вполне обоснованны мысли, что «проблема, скорее всего не в  недостатке управленческого знания, а в его содержании, не в слабости подготовки управленческого персонала, не в отсутствии управления как такового, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления» [17,19]. Существует мнение о слабой профессиональной подготовке управленцев, их неготовности решать назревшие проблемы, их недобросовестном отношении к своим обязанностям и злоупотреблении своим положением.

     Это несоответствие человека требованию времени  обостряет проблему стратегического  управления людьми, их подготовки к  жизни в обществе будущего. Ускорение глобализации экономических процессов, наблюдающаяся интеграция международного бизнеса делает необходимым уделить внимание стратегическому уровню управления, месту и роли человека в решении стратегических задач различными организациями: от незаметной фирмы или войсковой части - до объединений планетарного уровня. «Власть и контроль перешли от производителей к владельцам каналов распределения товаров…» [12]. Транснациональный бизнес уже обходит границы национальных государств, происходят интегрирующие процессы, образуются «виртуальные территории», разрушающие обычные представления о географическом пространстве Идущие процессы способны изменить существующую концепцию государства, в том числе и концепцию его обороны.

     О стратегическом управлении долгое время  говорили только военные. Однако, конец 80-х и 90-х годов ознаменовался смешением интереса многих преуспевающих фирм в сторону стратегических аспектов развития.

     В эпоху массового производства основное внимание в управлении уделялось  разработке и совершенствованию механизма снижения издержек выпуска продукции. С переходом к эпохе массового сбыта перенос внимания в сфере управления перешел к маркетингу. Приход «постиндустриальной эпохи» привел к необходимости создания высококачественных видов продуктов на базе новейших технологий.

     Современность характеризуется повышенными темпами  обновления производства, усилением  неопределенности внешней среды, эволюцией  систем управления. Чем сложнее и  неожиданнее становилось состояние  в сфере производства товаров  и услуг, тем больше усложнялось управление этими процессами. Только в развитии систем управления можно отметить следующие этапы:

  • управление на основе контроля (бюджетный контроль) и предположения о неизменности основных условий конкуренции на рынке;
  • управление путем экстраполяции (долгосрочное планирование), когда будущее состояние определялось предшествующими тенденциями;
  • управление на основе предвидения изменений и определение позиций (стратегическое планирование по периодам, выбор стратегических позиций);
  • управление на основе гибких экстренных решений, своевременной реакции на изменения (на основе ранжирования стратегических задач и управления по слабым сигналам) [13].

     Наиболее  важные на сегодня две концепции  – стратегического планирования и стратегического управления.

     Стратегическое  планирование не тождественно известному в свое время перспективному планированию. Перспективный план не опирался на механизм его реализации.

     В настоящее время отмечается повышение  интереса в сфере бизнеса к  стратегическому управлению. Разработке проблем стратегического управления были посвящены работы таких авторов как, например, И. Ансофф, М. Старр, Б. Карлоф и др. Во многих работах рассматривается традиционное представление о стратегии как специфическом процессе управления организацией. Выделяется, как правило, следующее:

     - стратегия в своём развитии  имеет два этапа(разработку и  внедрение);

     - стратегия состоит из множества  решений;

     -стратегия  имеет отношение преимущественно  к внешней сфере деятельности  организации.

     В военной сфере под стратегией понимается составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооружённых сил к войне, планирование и ведение войны и стратегических операций.

     Понятие “стратегия” этимологически исходит  от греческого strategia, состоит из двух частей : stratos - войско и ago-веду, т.е. по происхождению является военным термином.

     Материалы учебного модуля, отражающие международный  опыт и состояние развития менеджмента  по теме «Стратегическое управление», в основы стратегического управления включают [16]: Анализ внешней среды организации; Внутреннюю диагностику (оценка сильных и слабых сторон организации); Определение миссии и целей организации; Разработку, оценку и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации; Разработку и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий; Реализацию стратегии; Оценку результатов и обратную связь.

     В популярном сегодня учебнике авторы, излагая общее представление  о процессе стратегического управления, предусматривают решение пяти задач [22]: формирование стратегического видения и миссии компании, постановку цели, разработку стратегии, внедрение и реализацию стратегии, оценку деятельности, анализ новых направлений и внесение корректив. Под стратегическим же управлением понимается процесс решения этих задач.

     Весьма  симптоматично то, что практически  во всех учебниках, используемых в обучении, даются различные определения понятия  «стратегическое управление». Наличие  столь явных противоречий уже в определении понятия «стратегия» делает необходимым для выяснения сущности стратегии проведения специального анализа.

     Обобщим, к примеру, суждения великого китайского полководца 6 века до н.э. Сунь-цзы о стратегиях, Здесь можно выделить, что все элементы стратегии можно разделить на три группы:

     Моральные ( дух народа, как показатель единства внутри страны; дух армии- сосредоточение внимания армии, всех мыслей солдат на победе; таланты руководителя( личные и профессиональные). Современные гипнологи и психотехнологи увидели бы в этом - владение руководителями того времени комплексом социальных и психологических технологий по управлению людьми. Учитывается воздействие внутренних факторов.

     Материальные (армию, как организацию, её руководство, снабжение, состояние дисциплины, уровень подготовки личного состава, систему наград и наказаний, количественные показатели вооружённых сил). Стратегия включает организацию использования всех ресурсов, обеспечивающих достижение одного желанного для всех результата.

     Географические (время-сезон, день; час суток и состояние погоды; пространство, как стратегическая и топографическая категория). Учитываются воздействия внешних факторов.

     Эти элементы стратегии, по мнению Сунь-цзы, не существуют изолированно, а находятся в тесном взаимодействии и взаимосодействии, они вытекают друг из друга и друг друга обуславливают. Сегодня говорят в этом случае о синергетическом эффекте. Элементы стратегии взвешиваются расчётами. Центральной составной частью стратегии является человек, реализующий стратегическую функцию, обеспечивающий взаимосодействие всех компонентов при достижении цели. Этот человек должен обладать определёнными характеристиками.

     В основе организации находится объединяющее во времени и пространстве начало, системообразующий фактор - стратегическая цель (победа).

     Полководцы  древности в стратегической деятельности выделяли статическую и динамическую составляющие. Вначале создавали  модель войны на основании определённых расчётов, а в последующем -реализовывали  обоснованный проект. Особо следует выделить учение о «форме». Под формой понимается соотношение всех элементов, определяющих силу и слабость противоборствующих сил, взаимосодействие этих элементов. При этом сила и слабость - понятия относительные, ибо быть сильным или слабым можно лишь в сопоставлении с противником. Находиться в « полной форме» - значит преодолеть все свои слабости во всех отношениях к противостоящей группировке сил. Истинная форма должна быть скрыта от противника, а показывается та, которая вводит его в заблуждение. Форма становится орудием стратегической борьбы. Форма важнее, чем жизнь и смерть воина, ибо она в данном случае - форма бытия в решении задач.

     Понятием, обеспечивающим победу ещё до сражения, является мощь (потенциал, внутренняя сила), которая скрывается за формой. Великую мысль подарил Сунь-цзы тем, кто в борьбе может рассчитывать только на свои силы: «Непобедимость заключена в самом себе, возможность победы заключена в противнике» [10]. Как и форма, мощь понятие относительное. Она находится в зависимости от состояния своей формы и формы противника. Центральной идеей стратегии Сунь-цзы является учёт закона изменений и превращений. Владение механизмом действия этого закона составляет высшее искусство полководца. Он диалектически рассуждает, что каждое явление развивается и, достигнув кульминации, превращается в свою противоположность (На поле боя один хозяин, другой гость до определённого времени). Сунь-цзы выделил положения, оцениваемые стратегом:

  • Понятие сторон (Я и противник). Стратегическая инициатива. Искусство полководца делает его «хозяином победы».
  • Цель воюющих сторон. В борьбе (войне) есть цель, определяющая стратегию. Для Сунь-цзы - это выгода и вред.
  • Состояние противоборствующих сторон. ( «Полнота» и «пустота» необходимых качеств).

     Действия  враждующих сторон два: наступления  и оборона. Действие закона изменений  и превращений приводит к тому, что возможность победить, присущая одному, материализуется, если другой делает возможным своё поражение. Для  победы необходимо овладение процессом изменений и превращений.

     Сформулированные  в древности требования стратегии  актуальны и сегодня:

     - Это необходимость сохранения  за собой полноты инициативы. Управлять противником и исключать  управление собой. Управлять его  движениями (заставлять идти туда, куда я хочу). Управлять действиями противника (принимать бой там и тогда, когда выгодно);

     -Управляют  действиями противника, овладением  тем, что ему дорого. Нападать  надо на то, что противник не  может защитить, что он должен  спасать; 

     -Применение тактики « выгоды- вреда» (завлечения, заманивания, временной выгодой и создания препятствий).

     Стратегия реализуется тактикой. При этом цели могут быть достигнуты «прямыми»  и «обходными» путями. Главным  условием всех успешных действий считается  быстрота. Умение подстерегать малейшую оплошность противника и искусной маскировкой своих намерений обеспечивать быстроту удара.

     Однако  главное кроется в подготовке к действиям (изучение противника, среды, проектировании и перепроектировании, в организации управления и обеспечении борьбы). Для решения этой задачи в динамике меняющейся обстановки интеллектуальный потенциал руководителя должен обеспечивать исключение случайности в выборе варианта действий.

     По  версии уже почти нашего современника К. Клаузевица стратегия непосредственно связана с обществом, механизмом государственного управления. Стратегический управленец выполняет «заказ» государства, учитывая внешнюю значимость результата. Тактик выполняет свою часть работы «технологически», исходит из внутренней сущности борьбы следуя конкретной цели. Реализуемая функция стратега и тактика вписана в систему деятельности, определена целью организации, соответствует ее структуре, имеющимся средствам и ресурсам.

Информация о работе Влияние военного искусства на становление управленческой мысли