Влияние промышленных и не промышленных катастроф на развитие риск-менеджмента

Автор: Зоя Пузырькова, 06 Октября 2010 в 18:22, статья

Описание работы

В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности человечество, так или иначе, сталкивается с различными рисками: политическими, социальными, экономическими, технологическими и др. Возможность появления ущерба как отрицательного влияния риска заставляет уделять все более пристальное внимание проблеме управления рисками, или риск-менеджменту. При этом развитие общественного производства приводит к расширению сферы возникновения рисков, а следовательно, их возможных отрицательных последствий. В связи с этим все большее значение приобретают те продукты, нововведения и технологии, которые будут обеспечивать меньшую степень риска и соответственно меньшую вероятность возникновения ущерба. Отсюда вытекают два пути по снижению риска: во-первых, поиск новых технологий, максимально уменьшающих возникновение ущерба, и, во-вторых, развитие науки управления риском, заключающееся в его выявлении, оценке, разработке комплекса мер по его снижению и минимизации.

Работа содержит 1 файл

Риск менеджмент.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

     В конце июля, августе и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Торфяные пожары Подмосковья  сопровождались запахом гари и сильным  задымлением в Москве и во многих других городах. По состоянию на начало августа 2010 года, в России пожарами было охвачено около 200 тыс.га в 20 регионах (Центральная Россия и Поволжье, Чукотка, Дагестан). Торфяные пожары были зафиксированы в Московской области, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской  и Псковской областях.

По предварительным  оценкам аналитиков, за месяц природные  пожары нанесли российской экономике  ущерб на сумму 15 млрд долларов. Появились  первые оценки влияния засухи и лесных пожаров июля-августа 2010 года на экономику  РФ. Аналитики HSBC и Уралсиба оценивают  возможное сокращение темпов роста  экономики России из-за этих событий  в 1% ВВП.

     По  оценке экспертов, урожай зерновых из-за последствий засухи сократится в 2010 году до 60-65 млн тонн. От временного запрета экспорта зерновых экономика  России до конца года потеряет около 3 млрд. долларов доходов и получит  всплеск продовольственной инфляции до 9,5%. 

     Аналитики уверены, что столь чудовищные последствия  пожаров и жары — прямое следствие  недальновидной политики властей. Как  считают экологи, если правительство  не восстановит систему государственной  лесной охраны, ликвидированную во время реформы 2005-2006 годов, ситуация с пожарами будет оставаться катастрофической. По действующему законодательству, обязано  реагировать на пожары только тогда, когда огонь угрожает населенным пунктам. 

     По  данным организации Greenpeace, в 2010 году на борьбу с пожарами регионам было выделено всего 2,2 млрд. рублей — таким образом  на тушение 1 га леса ушло всего 0,033 доллара. За предупреждение возгораний и тушение  пожара на ранней стадии ответственности  в настоящее время никто не несет. Наоборот, проявившего инициативу работника могут упрекнуть в  нецелевом расходовании средств.

     Примером  непромышленной катастрофы может служить  ураган «Катрина» (англ. Hurricane Katrina) — самый разрушительный ураган в истории США. Произошёл в конце августа 2005 года. Наиболее тяжёлый ущерб был причинён Новому Орлеану в Луизиане, где под водой оказалось около 80 % площади города. В результате стихийного бедствия погибли 1836 жителей, экономический ущерб составил 81,2 млрд долл. Экономический ущерб составил $125 млрд .

     Сегодня, когда на земле происходит цикличное  изменение климата, экономить на предупреждении рисков нельзя. Необходимо пересматривать многие строительные нормы, требования к энергетическому оборудованию, магистральным нефте— и газопроводам, электронике, микроэлектронике, сбой которых  приведет к глобальной остановке  жизнедеятельности технических  систем

     Следует отметить, что эффективное управление стратегическими рисками невозможно без формирования всеобщей культуры безопасности на всех уровнях социальной структуры общества, но в первую очередь это относится к лицам, принимающим стратегические государственные  решения. По существу, это задача формирования национального менталитета, новых  стандартов организации и управления развитием общества, в которых  риск должен стать мировоззренческой, ценностной категорией. Переоценка мировоззренческих  ценностей должна включить поиск  и установление компромисса между  природой, использующим ее человеком  и порожденными им технологиями.

     Что же касается практической реализации управленческих мероприятий, то должны использоваться и используются политические, экономические, правовые, организационно-административные механизмы.

Механизмы управления стратегическими рисками  должны быть достаточно гибкими по отношению к изменению различных  сторон жизнедеятельности государства  и крупного бизнеса. Наше государство  становится все более открытым, более  привлекательным для иностранных  инвестиций, что приводит не только к позитивным изменениям в экономике  и политике, но также повышает темпы  структурных изменений, интенсивность  информационных потоков. Это требует  постоянной адаптации институтов обеспечения  национальной безопасности к новым  условиям.

     Крупный бизнес участвовал и будет участвовать  в противодействии бедствиям  и катастрофам как одной из сфер предпринимательства. В то же время  при этом учитываться   должны гуманитарные и морально-этические аспекты, что может принести помощь людям и повысить имидж соответствующей коммерческой структуры.

     Перспективное долгосрочное планирование развитие должно осуществляться с учетом существующих стратегических рисков. Кроме этого, должен быть налажен мониторинг глобальных угроз. Такой мониторинг следует  постоянно развивать и сделать  его результаты легко доступными не только политикам, но и бизнесменам. Существует также потребность в  формировании в этой области института  аудита, независимой экспертизы состояния  дел в различных сферах безопасности.  

      Первыми компаниями, начавшими внедрять отдельные  элементы риск-менеджмента, были компании ТЭК, видимо в силу своей близости к западным технологиям. Однако системного подхода долгое время не наблюдалось. Так, например, ОАО "Газпром" только в 2005 году провело открытый конкурс  с целью отбора организаций, оказывающих  консультационные услуги по разработке и внедрению корпоративных систем управления рисками. Нефинансовый сектор устроен достаточно сложно, поэтому  базой для анализа являются не только теоретические законы физики и математики, но и исследования статистики сбоев и катастроф, технологические  цепочки конкретных производственных площадок. Относительно финансового  сектора в производственном секторе  системы управление рисками сложнее  в виду большого разнообразия разнородных  элементов и связей между ними. Также в отличие от банковско-финансового  сектора в нефинансовом секторе  в меньшее степени заметно  влияние законодательных инициатив. Да, конечно, действуют федеральные  законы ("О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О техническом регулировании", "О лицензировании отдельных видов  деятельности", постановления, положения, нормы и правила Госгортехнадзора РФ, ГОСТы, инструкции и стандарты  на отдельных предприятиях и другие отраслевые нормативно-правовые и нормативно-технические  документы), но собственникам огневые  риски проще застраховать, а финансирование необходимых мероприятий по управлению рисками происходит часто по остаточному  принципу и только в соответствии с обязательными надзорными требованиями. Если на предприятиях проводятся инженерные осмотры (сюрвеи), то рекомендации, данные в отчетах не исполняются вовсе  или исполняются формально. В  результате, при всех законодательных  требованиях и на фоне значительного  износа промышленного оборудования получается достаточно негативная статистика аварий и инцидентов. Достаточно вспомнить  о двух ужасных катастрофах на шахтах Кемеровской области в  апреле 2007 года, в результате которых погибло в общей сложности около 200 шахтеров.

       Рынок сам диктует компаниям  необходимость в интегрированной  системе управления рисками, хотя  нормативное регулирование в  данном вопросе могло бы иметь  и больше влияния. 

   Риск-менеджмент — это междисциплинарная наука, пока еще молодая, но очень важная, быстро развивающаяся и перспективная. В эпоху бурного технологического прогресса, расширения связей и климатических изменений риск менеджменту еще предстоит занять свое лидирующее место абсолютно во всех аспектах жизнедеятельности человечества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники:

 "ФК-Новости", от 11 сентября 2007 г.

 
 

Журнал "Аудитор" №8-2004

Официальный сайт научно-практического журнала «Эффективное антикризисное управление» 
Управление рисками катастроф как необходимое условие устойчивости бизнеса /Акимов В.А., Быков А.А., Порфирьев Б.Н. (Центр стратегических исследований МЧС России)

Информация о работе Влияние промышленных и не промышленных катастроф на развитие риск-менеджмента