Влияние промышленных и не промышленных катастроф на развитие риск-менеджмента

Автор: Зоя Пузырькова, 06 Октября 2010 в 18:22, статья

Описание работы

В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности человечество, так или иначе, сталкивается с различными рисками: политическими, социальными, экономическими, технологическими и др. Возможность появления ущерба как отрицательного влияния риска заставляет уделять все более пристальное внимание проблеме управления рисками, или риск-менеджменту. При этом развитие общественного производства приводит к расширению сферы возникновения рисков, а следовательно, их возможных отрицательных последствий. В связи с этим все большее значение приобретают те продукты, нововведения и технологии, которые будут обеспечивать меньшую степень риска и соответственно меньшую вероятность возникновения ущерба. Отсюда вытекают два пути по снижению риска: во-первых, поиск новых технологий, максимально уменьшающих возникновение ущерба, и, во-вторых, развитие науки управления риском, заключающееся в его выявлении, оценке, разработке комплекса мер по его снижению и минимизации.

Работа содержит 1 файл

Риск менеджмент.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Влияние промышленных и непромышленных катастроф на развитие риск-менеджмента. 

     В повседневной жизни и в своей  профессиональной деятельности человечество, так или иначе, сталкивается с различными рисками: политическими, социальными, экономическими, технологическими и др. Возможность появления ущерба как отрицательного влияния риска заставляет уделять все более пристальное внимание проблеме управления рисками, или риск-менеджменту. При этом развитие общественного производства приводит к расширению сферы возникновения рисков, а следовательно, их возможных отрицательных последствий. В связи с этим все большее значение приобретают те продукты, нововведения и технологии, которые будут обеспечивать меньшую степень риска и соответственно меньшую вероятность возникновения ущерба. Отсюда вытекают два пути по снижению риска: во-первых, поиск новых технологий, максимально уменьшающих возникновение ущерба, и, во-вторых, развитие науки управления риском, заключающееся в его выявлении, оценке, разработке комплекса мер по его снижению и минимизации.

     Риски существовали всегда, однако датой рождения риск-менеджмента как системного подхода и нового управленческого решения формально можно считать середину ХХ века.  Появление и развитие во второй половине ХХ века новых технических и технологических решений в области передачи и обработки информации, расширение финансовых рынков, усиление конкуренции, начало глобализации и активное развитие финансовых инструментовда и весь предыдущий опыт человечества — все это послужило предпосылками к возникновению новой науки об управлении рисками. В 1955 году профессор страхования из американского Темплского университета Уэйн Снайдер впервые предложил термин "риск-менеджмент", а Рассел Галлахер в 1956 году в томе 34 "Гарвард Бизнес Ревью" впервые дал описание профессии риск-менеджер. Можно сказать с этого времени началось обобщение и активный анализ всех знаний человечества о рисках, началось формирование новой управленческой науки. Переоценить значение риск-менеджмента сложно. Отсутствие эффективной структуры управления рисками, как части системы принятия решений, приводит к печальным последствиям, что наглядно показывают банкротства таких крупнейших компаний, как Global Crossing, WorldCom и Adelphia Communications. Именно поэтому в начале ХХI века регулирующие органы разных стран разработали ряд законов и положений, обязательных для участников рынка ценных бумаг. Среди них — закон Сарбейнса — Оксли (США, 2002 год, Sarbanes-Oxley Act), требования ФСФР (Россия, 2003 год), стандарт ERM COSO (США, 2004 год), стандарт FERMA (Евросоюз, 2004 год). Во многих странах и на международном уровне стали появляться организации занимающиеся исследованием рисков — FERMA, RIMS, IFRIMA, PRMIA, GARP и др.

     Риск-менеджмент или управление рисками, как самостоятельное  направление в сфере управления предприятием (имеется в виду в  предприятие, как юридическое лицо, без принадлежности к отрасли), стало  активно развиваться в России в начале ХХI века. В СССР существовала государственная плановая экономика, государство практически принимало  на себя все риски предприятий  и организаций и поэтому управлением  не рисками, а безопасностью осуществлялось на государственном уровне и заключалось  в контроле соответствующих надзорных  органов над соблюдением госпредприятиями различных ГОСТов, инструкций, предписаний  и так далее. Отдельными рисками, а вернее безопасностью, занимались определенные ведомства в силу своей  компетенции.

     Со  сменой общественного строя и  переходом от плановой к рыночной экономике у предприятий поменялись собственники. В условиях рыночной экономики ситуация изменилась кардинально  — топ-менеджеры компаний были вынуждены  самостоятельно принимать меры по снижению степени воздействия рисков, чтобы  защитить свой бизнес.

     Во  всем мире уже на протяжении нескольких десятилетий проводятся различные  конференции и форумы по управлению рисками и их география достаточно широка: США, Великобритания, Евросоюз, Австралия, страны Азии. В России и  странах СНГ ежегодные конференции  и форумы для обмена опытом стали  проводиться относительно недавно, но уже стали ежегодными. Например, в апреле этого года прошла IV Международная  конференция "Риск менеджмент и страхование  в ТЭК", а в конце мая 2007 года состоялся уже V Международный профессиональный форум "Управление рисками: решения  для России — 2007". Российские специалисты  принимают участие и в зарубежных мероприятиях по теме риск-менеджмента, организуемых например международным  агентством "marcus evans" в странах  Евросоюза и в Великобритании.

     Существующие  в настоящее время тенденции  экономического развития указывают  на взаимное влияние катастроф и  экономики, постоянно возрастающую опасность крупномасштабных катастроф, о чем свидетельствует:

· устойчивый рост количества крупных чрезвычайных ситуаций и наносимого ими экономического ущерба;

· опережающий  рост экономического ущерба от катастроф  по сравнению с динамикой роста  их количества;

· тотальный  или всеобщий характер роста экономического ущерба от отдельных катастроф;

· устойчивое и значительное доминирование природных  бедствий в экономическом ущербе от катастроф;

· устойчивый рост численности пострадавшего  от катастроф населения при заметном сокращении числа погибших.

     Главной особенностью современности является усиливающаяся уязвимость крупного бизнеса от внешних и внутренних рисков, которая приводит к снижению его безопасности, переходу на качественно  более низкий ее уровень. При этом главное значение имеют не столько  абсолютные масштабы ущерба, сколько  тяжесть и глубина последствий  катастроф для устойчивого развития страны и бизнеса в частности.

     Крупнейшие  катастрофы, которые по своей сути являются редкими феноменами, как  правило, трудно или вообще нельзя предвидеть. Отсюда - ограниченные возможности  заблаговременной разработки действенных  программ и мер по снижению возможного колоссального ущерба.

     Принципиальными особенностями категории стратегического  риска являются, во-первых, вероятностный  характер угроз, которые обусловлены  не только существующими и потенциальными источниками и факторами опасности, но также недостаточно эффективной  защитой общества и окружающей его  природной среды к их воздействию. Во-вторых, - измеримость и, соответственно, количественная интерпретация угроз. В-третьих, выделение только тех  рисков, которые представляют угрозу национальной безопасности и устойчивому  развитию на средне- и долгосрочную перспективу.

     В течение последних 7 лет внедрение  риск-менеджмента происходило и  в области промышленного производства. Основными причинами аварийных  ситуаций и несчастных случаев на производстве чаще всего являются износ  оборудования, человеческий фактор и  отсутствие эффективной системы  управления рисками. При этом недооценивать  этого никак нельзя, особенно последние  две причины — все это характерно не только для России — например, авария в энергосистеме Москвы в  мае 2005 года, но и для других стран. Иллюстрацией к этому могут послужить  несколько известных аварийных  случаев подряд с массовым отключением  электроэнергии на большей части  Италии осенью 2003 года и в США  и Канаде в августе 2003 года, ущерб  от которых измерялся миллиардами  долларов. Также в августе 2003 года произошла крупная авария в электросетях на юге Лондона. Это привело к  полной остановке лондонского метрополитена. Ситуацию усугубило еще и то, что  подача электроэнергии прекратилась в  час пик, вследствие чего пленниками подземки оказались несколько десятков тысяч человек.

     Крупнейшей (по числу жертв) промышленной катастрофой  в истории человечества стала  Бхопальская катастрофа (Индия, 1984). Последствия аварии на химическом заводе Union Carbide в индийском городе Бхопал утром 3 декабря 1984 года, повлёкшей смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи человек погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч — в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150—600 тысяч человек. Эти цифры дают основание считать бхопальскую трагедию крупнейшей в мире техногенной катастрофой по числу жертв.

       Ежегодно ущерб от техногенных аварий в РФ составляет 3 млрд. долларов без учета экологического ущерба.

     Например, Авария на Саяно-Шушенской ГЭС . 17 августа 2009 года на станции произошла авария на гидроагрегате № 2 с его разрушением и поступлением большого количества воды в помещение машинного зала. Также получили сильные повреждения агрегаты № 7 и 9, здание машинного зала частично обрушилось, его конструкции завалили агрегаты № 3, 4 и 5.В результате аварии погибло 75 человек. По словам министра энергетики Сергея Шматко, в 2009—2010 годах на восстановление СШ ГЭС будет потрачено 21,6 млрд рублей. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС носила системный характер и возникла в результате одномоментного стечения различных обстоятельств, которые складывались длительное время. Развитие такого трагического сценария при эксплуатации ГЭС никогда не прогнозировалось ни в России, ни за рубежом: традиционно самым большим источником потенциальной угрозы рассматривали напорный фронт плотины, но не оборудование в машинном зале при соблюдении всех правил обслуживания. 
          Непосредственной причиной аварии стало усталостное разрушение шпилек крепления крышки гидроагрегата, что привело к ее срыву и затоплению машинного зала. В ходе расследования было установлено, что срок службы, требования к объему и периодичности контроля состояния металла шпилек, условия их замены не были определены ни одним нормативным актом. После анализа произошедшего завод-изготовитель выдал рекомендации по контролю состояния шпилек: теперь инструментальный контроль металла шпилек будет ежегодным, а раз в 20 лет и при каждом капремонте гидроагрегата будет производиться их замена. 
            Выводы, сделанные по итогам расследования аварии Ростехнадзором, стали отправной точкой для комплексного изменения отраслевых подходов и правил. Стало ясно, что для недопущения таких аварий необходимо без промедления пересмотреть и доработать нормативно-техническую базу, начать реализацию целого ряда научно-технических и организационных мероприятий. Уже к настоящему времени в нормативно-техническую документацию внесено более 100 изменений и дополнений.

     Еще одним примером промышленной катастрофы является взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперёд.

     Это одна из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку. На данный момент признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США, и, вероятно, в мировой истории.

     В результате разлива нефти оказались  загрязнены более 171 мили побережья  в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 57000 кв. миль площади  залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб нанесен рыболовной и туристической деятельности в регионе.

     Финансовые  затраты BP на устранение аварии. С каждым днем растут затраты BP на ликвидацию последствий аварии — озвучивались цифры в 450 млн, 600 млн, 930 млн., 990 млн. и 1,250 млрд. долларов США. На 14 июня 2010 года убытки составили 1,6 миллиарда долларов США. По сообщению BP  её расходы на ликвидацию последствий аварии составили уже 3,5 миллиардов долларов США, в том числе 165 млн долларов США из этой суммы ушло на покрытие платежей по индивидуальным искам. Позднее сообщено об истраченных 6,1 млрд долларах на ликвидацию последствий аварии. 8,16 млрд.долларов. Затраты к 17 сентября достигли 9,5 млрд.

     Статистика  пожаров на предприятиях за последние  годы также не радует — горят  склады фармацевтов (ЦВ "Протек", РФ, май 2006), химические заводы ("EQ Industrial Services", США, октябрь 2006, "Саянскхимпласт", РФ, август 2007), металлургические комбинаты (ММК, РФ, ноябрь 2006), нефтегазопровод (Сахалин, РФ, 2004), взрыв и пожар на газопроводе в Москве в 2009 году — крупная техногенная катастрофа, произошедшая на юго-западе Москвы в ночь с 9 на 10 мая. После взрыва на газопроводе начался пожар, которому была присвоена пятая степень сложности (максимальная).

     Помимо  техногенных катастроф, с каждым годом ухудшается экологическая  обстановка, характеризующаяся засухами и наводнениями, лесными пожарами и землетрясениями.

     Например, только прямой ущерб от наводнений в Южном федеральном округе России в 2002 году составил более 16 млрд. рублей, что заставило приостановить финансирование целого ряда федеральных программ, а также переоценить значимость данного фактора как стратегической угрозы устойчивого развития страны в целом и отдельных направлений бизнеса.

Информация о работе Влияние промышленных и не промышленных катастроф на развитие риск-менеджмента