Власть в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
обобщить все виды и формы власти;

Работа содержит 1 файл

Власть в организации.docx

— 75.90 Кб (Скачать)

3

 

Введение

Тема  данной курсовой работы – «Власть  в организации». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления  функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной  системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:

максимальной  эффективностью решений, принимаемых  руководителем;

эффективностью  выполнения этих решений подчинёнными;

Для того, чтобы персонал организации  качественно выполнял все поручения  руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.

Из  этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.

Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение  прав руководителя в процессе его  организационной работы.

Задачи  данной курсовой работы:

рассмотреть проблемы власти в различных организациях;

изучить методы подхода к этим проблемам;

сравнить  различные виды власти;

рассмотреть различные формы власти;

обобщить  все виды и формы власти;

выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные  варианты власти в организации.

Методами  работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления  знаний по данному разделу менеджмента.

 

1. Понятие, сущность, значение и  элементы власти

 

1.1 Понятие и сущность власти

 

Власть  – это способность или возможность  индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное  понятие, включающее в себя множество  элементов:

Власть  – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;

Власть  порождается различиями в доступе  к ресурсам, управленческом опыте  и т.п.;

Власть  основывается на представлении людей  о возможностях менеджера;

Власть  всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.14

В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями  в организации. Психологическая  основа власти (и подчинения) состоит  в способности индивидов концентрировать  волевые усилия ради целенаправленного  влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются  в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусам.15

Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и  материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.6

 

 

 

 

______________________________________________________________________________

Омаров  А.М. Руководитель. Размышления о  стиле управления. – М., Политиздат,2009.(стр.137)

Фуллер  Д. «Управляй и подчиняйся!». –  М., 2009(стр.23)

Казначевская Г.Б. Менеджмент. –  Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.(стр.79)

В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления  быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении

других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они  носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения  и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи  и т.д.

При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений  и процессов, связанных с властью.

Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных  между собой: власть как специфическое  благо и власть как особого  рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности  индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.10

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

Либман  А.М. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №5/2003, «Власть и  организационное развитие».(стр.214)

1.2 Властные отношения как элемент  власти

Внутри  организации существует сложная  сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей  является организация, тем более  сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными  центрами влияния также идёт конкуренция  за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями  и конкуренцией определяется процедура  принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения  охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

С точки зрения формальной иерархической  структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

Структура властных отношений обуславливается  как внеорганизаионными, так и  внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а  также неформальные традиции и нормы.

Помимо  институтов своё давление на внутриорганизационные  властные отношения оказывает и  конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного  ужесточения внутренней конкуренции  в ущерб интересам организации  в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.10


 

Либман  А.М. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №5/2003, «Власть и  организационное развитие».(стр.54)

1.3 Значение власти для организации

 

С помощью влияние на поведение  подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к  решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется  для того, чтобы сделать лидерство  и влияние руководителя более  эффективным.

Власть  руководителю требуется потому, что  он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне  её. В различных подразделениях организации  руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей  руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения  обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать  над ними.12

Из  всего вышесказанного можно сделать  общий вывод, что власть позволяет  руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять  возникающие между ними конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Маусов  Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного // Проблемы теории и практики управления. 1995г. (стр. 109)

 

2. Виды, формы и источники власти

2.1 Источники власти

В современном управлении организациями  выделяют несколько источников власти:

Власть  положения – это власть, которой  наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей  должности;

Власть  ресурсов – это власть, которой  наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения  и доверенных ему полномочий;

Власть  социальных связей основывается на способности  и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в  сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у  человека качеств, способствующих получению  организацией важной информации и выгодному  партнёрству с другими организациями;

Власть  эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над  ними как эксперта. Различают два  вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические  знания и знания процесса;

Власть  личности основывается на личных качествах  человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны  и продемонстрировать все свои положительные  качества своим подчинённым. Таким  образом он заслужил уважение и ему  хотят подчиняться;

Власть  информации является одним из важнейших  источников власти, т.к. без точной и  надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.11

Самыми  лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять  из таких источников власти, как  власть личности и власть эксперта.


 

Мартынов С.Д. Профессионалы в  управлении. М.,2009.(стр.88)

2.2 Влияние. Стратегии влияния

 

Влияние – это процесс воздействия  на мысли и поведение других людей.

Существует  несколько видов стратегий влияния:

Стратегия подталкивания заключается во влиянии  на людей посредством наказаний  или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии – демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность  возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.

Стратегия приманивания заключается во влиянии  на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии – не каждому человеку подойдёт то, что  руководитель может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять  очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это  может вызвать зависть или  возмущение, что в конечном итоге  вызовет снижение мотивации и  конфликты.

Использование убеждения – это способ воздействия  на людей, основанный на призыве к  разуму. Недостаток – не всё, что  кажется руководителю разумным и  допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении  необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.

Подготовительные  стратегии заключаются в подготовке почвы для оказания влияния на людей.

Превентивные  стратегии заключаются в оказании влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток – разоблачение тайных действий может  привести к ухудшению общения  и конфликтам.13

 

 

 

 

 

 


Образцов  В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2009.(стр. 240)

2.3 Формы власти

 

Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она  связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны  выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые  данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена  местом человека в неофициальной  системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному  лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.8

Власть  проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие  пять форм власти:

Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в  том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому  результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта  форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который  в условиях научно-технического прогресса  не всегда возможен. Кроме того, в  условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.

  Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель  имеет возможность удовлетворить  его потребности. Рассматривается  как наиболее эффективная форма  власти. Однако её применение  возможно в том случае, если  руководитель обладает достаточными  ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.

 

 

 


Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК,2010.(стр. 94)

Традиционная (законная) власть. В данном случае человек  реагирует на должность, т.е. выполняет  рекомендации начальника, потому что  так принято, сложилось исторически.8

Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных  организациях – главное здесь, чтобы  их деятельность официально регламентировалась.4

Информация о работе Власть в организации