Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:31, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
обобщить все виды и формы власти;
3
Введение
Тема данной курсовой работы – «Власть в организации». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;
Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.
Из этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.
Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
обобщить все виды и формы власти;
выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента.
1. Понятие, сущность, значение и элементы власти
1.1 Понятие и сущность власти
Власть
– это способность или
Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.14
В
обиходе власть отождествляют соответственно
с вертикальными отношениями
в организации. Психологическая
основа власти (и подчинения) состоит
в способности индивидов
Одним
из элементов власти являются властные
полномочия. Это объём прав, которыми
располагает руководитель при принятии
решений по финансовым, кадровым и
материально-техническим
______________________________
Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., Политиздат,2009.(стр.137)
Фуллер Д. «Управляй и подчиняйся!». – М., 2009(стр.23)
Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.(стр.79)
В
периоды стабильного роста
других
(объектов власти) в какой-то определённой
сфере (властном пространстве). Властные
отношения многолики и
При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.10
______________________________
Либман
А.М. Журнал «Менеджмент в России
и за рубежом» №5/2003, «Власть и
организационное развитие».(
1.2
Властные отношения как
Внутри
организации существует сложная
сеть властных отношений. Во-первых, речь
идёт о формальной иерархии, вокруг
которой строится любая организация.
Во-вторых, важную роль играют неформальные
коалиции и группы влияния, преследующие
собственные интересы. Чем большей
является организация, тем более
сложной становится структура формальных
и неформальных отношений власти.
Между формальными и
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.10
Либман
А.М. Журнал «Менеджмент в России
и за рубежом» №5/2003, «Власть и
организационное развитие».(
1.3
Значение власти для
С помощью влияние на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.12
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.
Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного // Проблемы теории и практики управления. 1995г. (стр. 109)
2. Виды, формы и источники власти
2.1 Источники власти
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
Власть
социальных связей основывается на способности
и возможности по сбору информации,
нужных знакомствах, положении в
сети социальных связей и т.д., т.е. власть
даётся в результате выявления у
человека качеств, способствующих получению
организацией важной информации и выгодному
партнёрству с другими
Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;
Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.11
Самыми лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта.
Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М.,2009.(стр.88)
2.2 Влияние. Стратегии влияния
Влияние – это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.
Существует
несколько видов стратегий
Стратегия
подталкивания заключается во влиянии
на людей посредством наказаний
или угрозы наказания. Недостаток этой
стратегии – демотивация
Стратегия
приманивания заключается во влиянии
на людей посредством
Использование убеждения – это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток – не всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.
Подготовительные
стратегии заключаются в
Превентивные
стратегии заключаются в
Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2009.(стр. 240)
2.3 Формы власти
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.8
Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:
Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.
Власть, основанная на вознаграждении.
Подчиненный верит, что
Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК,2010.(стр. 94)
Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.8
Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.4