Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
обобщить все виды и формы власти;
выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.
Введение…………………………………………………………………. 1
Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………. 2
Понятие и сущность власти………………………………………. 3
Властные отношения как элемент власти……………………….. 5
Значение власти для организации………………………………... 6
Виды, формы и источники власти……………………………………8
2.1. Источники власти………………………………………………….8
2.1. Влияние. Стратегии влияния…………………………………….. 9
2.3. Формы власти…………………………………………………….. 10
2.4. Виды властных отношений в ходе эволюции организации…… 16
Повышение эффективности власти…………………………………. 18
3.1. Проблемы власти в современных организациях………………. 18
3.2. Баланс власти…………………………………………………….. 19
3.3. Повышение эффективности власти…………………………….. 20
Исследование структуры власти на примере управления ОАО «Алттранс»……………………………………………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 24
Список использованной литературы…………………………………26
Описанная схема, безусловно, справедлива не для каждой организации. Большинство организаций так и не преодолевают стадию «команды единомышленников». Иногда «команда» «разваливается» из-за непрерывной борьбы за власть.[4]
В
некоторых случаях бизнес-
3. Проблемы власти.
Повышение эффективности
власти.
3.1.
Проблемы власти
в современных
организациях
Основная причина трудностей руководящего персонала заключается в наличии факторов и людей, которыми нельзя управлять, применяя к ним свою власть. Такая ситуация появляется по причине того, что руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Если руководитель не может эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, то он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации в целом.
Также если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не может получать ресурсы, необходимые для определения и достижения целей организации через других людей.[10]
В
современном менеджменте
Для применения подхода с позиции личных качеств У. Беннисомом была разработана теория личных качеств:
Прочность
власти и преобладание той или
иной её формы зависит не только
от конкретной специфики организации,
но и от развития общества в целом, культурного
и образовательного уровня работников
и руководителей. Так, в настоящее время
имеет место объективная тенденция к ослаблению
любой власти, в том числе и власти менеджеров.
Конкретные причины этого заключаются
в следующем: значительно сократился разрыв
в уровне знаний между руководителями
и подчинёнными, их квалификацией; если
прежде преобладание руководителей во
всех областях, связанных с профессиональной
деятельностью было неоспоримым, то сейчас
зачастую подчинённые превосходят их
во всех отношениях, оставляя руководителю
лишь личностный авторитет.[11]
3.2.
Баланс власти
Многим
кажется, что обладание властью
подразумевает возможность
Властью может обладать не только руководитель, но и подчинённый, и, соответственно, существует, так называемая, власть подчинённых. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако, в некоторых ситуациях, подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний, зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. Кроме подчинённых над руководителем могут иметь власть и его коллеги, обладающие важными для него и для деятельности всей организации ресурсами (доступ к важным персонам, информационные ресурсы, доступ к услугам, деньгам и т.д.). [2]
А
для того, чтобы власть в организации
была более эффективной и работала для
достижения общих целей, необходимо работать
так, чтобы существовал гармоничный баланс
власти подчинённых и власти руководителя.
Баланс власти в организации изображён
на рисунке (см. Приложение 2).
3.3.
Повышение эффективности
власти
Для
повышения эффективности власти
и влияния необходимо ввести в
структуру властных отношений власть,
основанную на вознаграждении и использовать
эффект партнёрства в истинной форме.
3.3.1.Власть,
основанная на
вознаграждении
Это очень эффективный способ заинтересовать работника и привлечь его к труду во благо организации. Речь идёт о некоторой системе «бонусов», получаемых руководителем или специалистом (периодически или единовременно), вносящим значительный вклад в работу предприятия.
Но в этой форме власти, как и во всех других, есть недостатки. Сложностями в применении власти, основанной на вознаграждении, является ограниченность соответствующих ресурсов предприятия, и определение формы и размера вознаграждения, достаточного для стимулирования соответствующего сотрудника предприятия. Для эффективной реализации власти, основанной на вознаграждении, необходимо удовлетворять эти потребности персонала, используя различные подходы, в зависимости от статуса сотрудника.[10]
Менеджеру высшего звена можно давать возможность приобретения акций компании или присваивать статус «партнёра», премируя процентами от общей прибыли. Для поощрения менеджеров среднего и низшего звена можно применять более простые формы премирования.
Система
влияния, основанная на материальном стимулировании,
должна быть очень хорошо продумана с
точки зрения психологии персонала и должна
побуждать трудящихся проявлять максимум
старания и энтузиазма при выполнении
должностных обязанностей. Коллективные
«одноразовые» премии, выдаваемы без такой
системы, будут восприниматься персоналом
в лучшем случае, как приятная неожиданность,
но не посодействуют более интенсивной
и качественной работе, что является напрасной
тратой денежных средств предприятия.[6]
3.3.2. Партнёрство в истинной форме
Эффект
влияния механизма «
Партнёрство тесно связано с принципом влияния через участие, и при грамотном совмещении их можно получить очень хорошие результаты. Для этого необходимо:
4. Исследование структуры власти на примере управления ОАО «Алттранс».
Предприятие основано в 1946 году, как электротехническая мастерская для оказания технической помощи колхозам в эксплуатации электроустановок. С 1993 года реорганизовано в Открытое Акционерное Общество.
Такие этапы жизненного цикла предприятия, как возникновение и экспансия пришлись на период плановой экономики времён СССР. С тех же времен сохранилась и чётко выраженная «традиционная» форма власти. Авторитет генерального директора не подвергается сомнению и всячески поддерживается руководством предприятия. Изначально власть генерального директора основывалась, как власть положения. Полномочия, которые имел человек, находящийся в этой должности позволяли ему контролировать любой аспект деятельности предприятия. По завершении этапа приватизации генеральный директор стал ещё и акционером предприятия, владеющим контрольным пакетом акций. Таким образом, власть генерального директора стала всеобъемлющей.
Благодаря довольно длительной истории существования, на предприятии сформировалась традиция подчинения руководителям подразделений, так как это соответствует поведению всего персонала завода. Конечно, каждый руководитель подразделения имеет свой взгляд на власть, на поощрение или наказание подчинённых, но в итоге все эти взаимодействия жестко формализованы и прописаны в должностных инструкциях.
Молодые работники завода, прежде чем пройти путь от подчиненного до руководителя успевают проникнуться ценностями предприятия и действуют в русле заданного властью течения.
В быстро изменяющихся современных условиях, руководство предприятия показало способность к экспертной форме власти. Проявилось это в доскональном знании рынка, потребителей, конкурентов и постоянной готовности отреагировать на любой запрос покупателей. Жестко контролируя финансовые и информационные ресурсы, генеральный директор управляет, требуя эффективного исполнения ими своих обязанностей.
Заключение
В данной курсовой работе тема власти в организации раскрывается не только с точки зрения менеджмента, но и с точки зрения психологии, так как в работе приводятся примеры и правила поведения руководителей и подчинённых в различных ситуациях и решения некоторых проблем и конфликтов в организации.
По теме данной курсовой работы можно сделать выводы о том, что лучшими для руководителя и организации в целом являются такие источники власти, как власть личности и власть эксперта. Также можно говорить о том, что для повышения эффективности власти в организациях следует применять власть, основанную на вознаграждении и использовать механизм «партнёрства».
Тема курсовой работы очень актуальна в современном менеджменте, так как от эффективности власти напрямую зависит работа персонала, атмосфера в коллективе работников и успешность организации в целом.
Цели, поставленные в начале курсовой работы, были выполнены.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
При написании курсовой работы использовался метод подбора и изучения информации.
Данная работа может быть интересна менеджерам высшего и среднего звена.