Власть в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
обобщить все виды и формы власти;
выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 1
Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………. 2
Понятие и сущность власти………………………………………. 3
Властные отношения как элемент власти……………………….. 5
Значение власти для организации………………………………... 6
Виды, формы и источники власти……………………………………8
2.1. Источники власти………………………………………………….8
2.1. Влияние. Стратегии влияния…………………………………….. 9
2.3. Формы власти…………………………………………………….. 10
2.4. Виды властных отношений в ходе эволюции организации…… 16
Повышение эффективности власти…………………………………. 18
3.1. Проблемы власти в современных организациях………………. 18
3.2. Баланс власти…………………………………………………….. 19
3.3. Повышение эффективности власти…………………………….. 20
Исследование структуры власти на примере управления ОАО «Алттранс»……………………………………………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 24
Список использованной литературы…………………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовик по власти!!!.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение…………………………………………………………………. 1

    1. Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………. 2
    1. Понятие и сущность власти………………………………………. 3
    1. Властные отношения как элемент власти……………………….. 5
    2. Значение власти для организации………………………………... 6
    1. Виды, формы и источники власти……………………………………8

        2.1. Источники власти………………………………………………….8

        2.1. Влияние. Стратегии влияния…………………………………….. 9

        2.3. Формы власти…………………………………………………….. 10

        2.4. Виды властных отношений в ходе эволюции организации…… 16

    1. Повышение эффективности власти…………………………………. 18

      3.1. Проблемы власти в современных организациях………………. 18

      3.2. Баланс власти…………………………………………………….. 19

      3.3. Повышение эффективности власти…………………………….. 20

    1. Исследование структуры власти на примере управления ОАО    «Алттранс»……………………………………………………………. 23
    2. Заключение…………………………………………………………… 24
    3. Список использованной литературы…………………………………26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Тема  данной курсовой работы – «Власть  в организации». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:

  • максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
  • эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;

     Для того, чтобы персонал организации  качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.

     Из  этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.

     Целью работы является изучение понятий  власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.

     Задачи  данной курсовой работы:

  • рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
  • изучить методы подхода к этим проблемам;
  • сравнить различные виды власти;
  • рассмотреть различные формы власти;
  • обобщить все виды и формы власти;
  • выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.

     Методами  работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента.

     1.Понятие,  сущность, значение  и элементы власти 

     1.1. Понятие и сущность  власти 

     Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

  • Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
  • Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
  • Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую. [1]

     В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. [2]

     Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. [3]

     В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

     При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.

     Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. [4] 

     1.2. Властные отношения как элемент власти 

     Внутри  организации существует сложная  сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

     С точки зрения формальной иерархической  структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

     Структура властных отношений обуславливается  как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.

     Помимо  институтов своё давление на внутриорганизационные  властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений. [4] 

     1.3. Значение власти  для организации 

     С помощью влияния на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.

     Власть  руководителю требуется потому, что  он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне  её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.

 

      2. Виды, формы и  источники власти 

     2.1.Источники  власти 

     В современном управлении организациями  выделяют несколько источников власти:

  • Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
  • Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
  • Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
  • Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
  • Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят подчиняться;
  • Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.[5]

     Самыми  лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта. 

     2.2. Влияние. Стратегии  влияния.  

     Влияние – это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.

     Существует  несколько видов стратегий влияния:

  1. Стратегия подталкивания заключается во влиянии на людей посредством наказаний или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии – демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.
  2. Стратегия приманивания заключается во влиянии на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии – не каждому человеку подойдёт то, что руководитель  может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это может вызвать зависть или возмущение, что в конечном итоге вызовет снижение мотивации и конфликты.
  3. Использование убеждения – это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток – всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.
  4. Подготовительные стратегии заключаются в подготовке почвы для оказания влияния на людей.
  5. Превентивные стратегии заключаются в оказании влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток – разоблачение тайных действий может привести к ухудшению общения и конфликтам. [6]

     2.3. Формы власти 

     Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих. [7]

Информация о работе Власть в организации