Власть и способы её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Власть - одно из фундаментальных начал общества, она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственные и иные организации, государство и т. п.). У широкой общественности понятие «власть» вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или телевидении. Власть - это возможность влиять на поведение других. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей с помощью других людей.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа последний вариант.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Участие в принятии решении и в других процессах, происходящих в организации, позволяет подчинённому обеспечить потребности более высокого уровня, такие, как потребность самовыражения или потребность во власти (согласно мотивационной теории Д. Мак-Клеланда). Однако использование этого источника очень ограничено. Во-первых, делегирование руководителем части своих полномочий подчинённым часто воспринимается ими как потеря власти. Во-вторых, сами же руководители неохотно прибегают к этому из-за опасения утратить возможность удовлетворять потребности во власти. Самое же главное ограничение состоит в том, что эффективность использования этой формы очень зависит от ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Способы реализации власти.

      Конкретные  средства, с помощью которых руководитель воздействует на исполнителей, могут  быть очень разнообразны, а их использование  зависит от ситуации, сложившейся  в организации. В любом случае существуют определённые способы реализации власти, которые воплощаются в конкретных элементах распорядительной деятельности.

      Распорядительство можно представить как прямое руководство. Абсолютное большинство менеджеров в нашей стране пользуются распорядительством, так как это проще, чем косвенное управление, которое опирается на знания в области социальной и человеческой психологии. Важнейшей составляющей прямого руководства выступает распоряжение, которое в свою очередь может быть воплощено в различных формах [2, c.144].

      Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, то есть того, что не следует делать, и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

     Распоряжения  по своей сути должны соответствовать  стратегии организации; быть обоснованными, четко сформулированными, выполнимыми, обеспеченными необходимыми материальными  и информационными ресурсами; учитывать индивидуальные особенности сотрудника; позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно и пр.) результаты действий, направленных на их выполнение. Последнее требование, то есть контролируемость, является применительно к распоряжениям едва ли не самым важным.

      По  способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от многих обстоятельств: срочности и важности решаемой проблемы взаимоотношений между руководителем и подчинённым.

      Устные, не документируемые распоряжения, отдаются при решении задач малой и средней сложности в небольших стабильных коллективах; в обратной ситуации применяются распоряжения письменные. Распоряжения могут быть смешанными (сначала устные, в том числе и телефонные, а затем письменные).

     По  форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами. Приказ обязывает подчинённых определённым способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.

      В отличие от приказов, указание и поручение регламентируют только содержание задания, оставляя обычно подчинённым свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения - информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчинённые могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть чёткой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер.

     Совет же четко не оговаривает и содержание действий, оставляя лишь незыблемым их самую глубокую суть.

      Распоряжения  могут усиливаться рядом дополнительных мер воздействия на исполнителя, например, убеждением, апелляцией к логике (если он имеет одинаковые с руководителем взгляды); пожеланием или просьбой (если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной); обещанием вознаграждения; угрозами.

     Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике бывают отклонения в ту и другую сторону). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. В то же время, сами эти возможности могут увеличиваться в связи с развитием личности исполнителя.

     При отдаче распоряжения нужно иметь  в виду, что большинство людей  слабо воспринимают отдалённую перспективу  и всегда начинают с того, что  им ближе и понятнее. Поэтому задание  должно быть ясно и чётко сформулировано, а сроки его выполнения – чётко определены. Это позволяет правильно распределить силы в процессе работы.

     Задание должно логически вытекать из сложившейся  ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но и  важность и обоснованность. Это обеспечивается его всесторонним информированием в большем объёме, чем это минимально необходимо, что создает дополнительную свободу ориентации, а поэтому облегчает выполнение задание. Например, если при формулировке задачи допущены ошибки, подчинённый их сможет самостоятельно исправить.

      Организация деятельности по выполнению задания  должна быть чётко регламентирована, в противном случае ослабляется  исполнительская дисциплина. Однако на практике существуют определённые границы числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии  учитывать. Их превышение приводит к тому, что они начинают игнорироваться, независимо от важности и необходимости соблюдения. К тому же чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки, и как следствие – появление новых инструкций, ещё более усложняющих работу. Поэтому должен существовать определённый минимум инструкций, по возможности полных, тщательно, но без лишней детализации составленных и не противоречащих друг другу.

      Считается, что противоречивые задания (например, проблема оптимизации сочетания текущих и перспективных целей организации) лучше давать одному лицу, которое должно искать компромисс между ними.

      Цель  распоряжения состоит не только в  том, чтобы обязать к тем или  иным действиям, но и чтобы вызвать  инициативу у подчинённых. Это обеспечивается следующими моментами:

    • соответствием распоряжения возможностям подчинённых, их уровню культуры и образования, психологическим особенностям;
    • возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе в условиях состязательности;
    • пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной задачи;
    • формированием у исполнителей определённого психологического настроя на необходимые действия путём предварительной договорённости, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчёркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.

      Отдавая распоряжения, руководитель должен убедиться  в хорошем понимании подчинённым  его содержания, исключить возможность  дополнительных поручений, довести до исполнителя сроки и форму отчётности и периодически осуществлять контроль за его деятельностью и результатами [2, c.146]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Главной целью руководителя является направление  усилий коллектива на достижение общих  целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Без власти нет структуры и нет порядка.

     Власть  бывает формальной, то есть обусловленной  официальным должностным лицом и реальной, опирающейся не только на должность, но и авторитет, которым пользуется руководитель среди сотрудников.

      Все формы власти в совокупности составляют тот инструментарий руководителя, который  он может использовать для оказания влияния на подчиненных. Но даже самый  опытный руководитель, потенциально имеющий возможность использовать как организационные, так и личностные источники власти, должен учитывать и множество других факторов. Недостаточно приобрести власть, важно её удержать. Влияние эффективно только тогда, когда подчинённый высоко ценит ту потребность, на удовлетворение которой направлены усилия руководителя, и у него есть уверенность в том, что его работа оправдает ожидания своего начальника.

      Конкретные  средства, с помощью которых руководитель может воздействовать на исполнителей, могут быть очень разнообразны. Они  зависят от ситуации, сложившейся  в организации, и включают такие формы, как: распоряжение, приказ, указание, поручение и другие. 
 
 
 

      Список  использованных источников. 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.
  2. Основы менеджмента. Под ред. Вачугова Д.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005.
  3. Гусева Е.П. Менеджмент.  М.: ЕАОИ, 2008.
  4. Основы менеджмента. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Дело, 1997.
  5. Менеджмент Веснин В.Р. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,Проспект, 2006.
  6. Шибалкин А.Ю. Успешная работа требует согласованных действий всех ее участников. Такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать. Руководитель должен знать силы и средства, с помощью которых это можно сделать» [Электронный ресурс] // http://www.elitarium.ru/2006/09/22/vlijanie_vlast_avtoritet.html.
  7. Энциклопедия менеджмента [Электронный ресурс] // http://www.pragmatist.ru/.
  8. Сальников О.В. Фактор власти в организации [Электронный ресурс]: Режим доступа - // http://ekonomic.narod.ru/nbene/manage/fmanage2.htm.

Информация о работе Власть и способы её реализации