Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:28, контрольная работа
Власть - одно из фундаментальных начал общества, она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственные и иные организации, государство и т. п.). У широкой общественности понятие «власть» вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или телевидении. Власть - это возможность влиять на поведение других. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей с помощью других людей.
Участие
в принятии решении и в других процессах,
происходящих в организации, позволяет
подчинённому обеспечить потребности
более высокого уровня, такие, как потребность
самовыражения или потребность во власти
(согласно мотивационной теории Д. Мак-Клеланда).
Однако использование этого источника
очень ограничено. Во-первых, делегирование
руководителем части своих полномочий
подчинённым часто воспринимается ими
как потеря власти. Во-вторых, сами же руководители
неохотно прибегают к этому из-за опасения
утратить возможность удовлетворять потребности
во власти. Самое же главное ограничение
состоит в том, что эффективность использования
этой формы очень зависит от ситуации.
II. Способы реализации власти.
Конкретные средства, с помощью которых руководитель воздействует на исполнителей, могут быть очень разнообразны, а их использование зависит от ситуации, сложившейся в организации. В любом случае существуют определённые способы реализации власти, которые воплощаются в конкретных элементах распорядительной деятельности.
Распорядительство можно представить как прямое руководство. Абсолютное большинство менеджеров в нашей стране пользуются распорядительством, так как это проще, чем косвенное управление, которое опирается на знания в области социальной и человеческой психологии. Важнейшей составляющей прямого руководства выступает распоряжение, которое в свою очередь может быть воплощено в различных формах [2, c.144].
Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, то есть того, что не следует делать, и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.
Распоряжения по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными, четко сформулированными, выполнимыми, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами; учитывать индивидуальные особенности сотрудника; позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно и пр.) результаты действий, направленных на их выполнение. Последнее требование, то есть контролируемость, является применительно к распоряжениям едва ли не самым важным.
По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от многих обстоятельств: срочности и важности решаемой проблемы взаимоотношений между руководителем и подчинённым.
Устные, не документируемые распоряжения, отдаются при решении задач малой и средней сложности в небольших стабильных коллективах; в обратной ситуации применяются распоряжения письменные. Распоряжения могут быть смешанными (сначала устные, в том числе и телефонные, а затем письменные).
По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами. Приказ обязывает подчинённых определённым способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.
В отличие от приказов, указание и поручение регламентируют только содержание задания, оставляя обычно подчинённым свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения - информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчинённые могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть чёткой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер.
Совет же четко не оговаривает и содержание действий, оставляя лишь незыблемым их самую глубокую суть.
Распоряжения
могут усиливаться рядом
Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике бывают отклонения в ту и другую сторону). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. В то же время, сами эти возможности могут увеличиваться в связи с развитием личности исполнителя.
При отдаче распоряжения нужно иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимают отдалённую перспективу и всегда начинают с того, что им ближе и понятнее. Поэтому задание должно быть ясно и чётко сформулировано, а сроки его выполнения – чётко определены. Это позволяет правильно распределить силы в процессе работы.
Задание должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но и важность и обоснованность. Это обеспечивается его всесторонним информированием в большем объёме, чем это минимально необходимо, что создает дополнительную свободу ориентации, а поэтому облегчает выполнение задание. Например, если при формулировке задачи допущены ошибки, подчинённый их сможет самостоятельно исправить.
Организация
деятельности по выполнению задания
должна быть чётко регламентирована,
в противном случае ослабляется
исполнительская дисциплина. Однако
на практике существуют определённые
границы числа норм и предписаний,
которые исполнитель в
Считается, что противоречивые задания (например, проблема оптимизации сочетания текущих и перспективных целей организации) лучше давать одному лицу, которое должно искать компромисс между ними.
Цель распоряжения состоит не только в том, чтобы обязать к тем или иным действиям, но и чтобы вызвать инициативу у подчинённых. Это обеспечивается следующими моментами:
Отдавая
распоряжения, руководитель должен убедиться
в хорошем понимании
Заключение.
Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Без власти нет структуры и нет порядка.
Власть бывает формальной, то есть обусловленной официальным должностным лицом и реальной, опирающейся не только на должность, но и авторитет, которым пользуется руководитель среди сотрудников.
Все
формы власти в совокупности составляют
тот инструментарий руководителя, который
он может использовать для оказания
влияния на подчиненных. Но даже самый
опытный руководитель, потенциально
имеющий возможность
Конкретные
средства, с помощью которых руководитель
может воздействовать на исполнителей,
могут быть очень разнообразны. Они
зависят от ситуации, сложившейся
в организации, и включают такие формы,
как: распоряжение, приказ, указание, поручение
и другие.
Список
использованных источников.