Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:25, курсовая работа
На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Предприятие - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью предприятий происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. я
Введение 3
1. Понятие и сущность предприятия 5
2. Классификация предприятий 8
2.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам 8
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 20
2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 23
3.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю. 27
3.5.Классификация фирм по сфере деятельности. 27
3. Предпринимательство в Ростове на Дону 29
Заключение 33
Список литературы 35
Член кооператива имеет только один голос при принятии решений общим собранием. Он может по своему желанию покинуть кооператив, и тогда ему будут обязаны выплатить стоимость пая или выдано имущество, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.
Производственный кооператив по общему решению может стать хозяйственным товариществом или обществом.
Основные преимущества кооперативов:
Основные недостатки кооперативов:
На основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения предприятий.
У нас в стране, до перехода к рыночной экономике, были два основных вида объединений: производственное объединение (ПО) и научно-производственное объединение (НПО).
Производственное объединение
(ПО) – единый организационно оформленный
производственно-хозяйственный
Научно-производственные объединение
(НПО) включает научное учреждение (НИИ,
КБ, Проектный институт) и опытный
завод. Основная цель создания НПО –
это ускорение внедрения
В процессе перехода к рыночной экономике у нас большая часть объединений была преобразована в концерны, тресты, холдинги и другие формы.
Основные формы монопольных объединений. Монопольные объединения активно стали создаваться в конце 19 и в начале 20 века, когда в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.
Наибольшее распространение картели получили в Германии, где к началу Второй мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран.
Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.
Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.
Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети 19 века.
Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.
В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний6.
Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.
Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек.
Другим отличием конгломератов
от концернов является то, что у
конгломератов нет четко
Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.
Различают два типа холдингов:
В последние годы холдинги расширили свое финансовое участие в других компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольные пакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать и участвовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто основным звеном в холдинге является банк или крупная финансовая компания.
Холдинги могут действовать обычно как акционерные общества.
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые предприятия
Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.
В зарубежной системе хозяйства малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%7, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).
Особенности малых предприятий заключается в следующем:
По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%).
Основная проблема малого
предпринимательства – это
Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:
Для поддержки малого предпринимательства
14 мая 1998г. на заседании правительства
была утверждена Федеральная программа,
целый ряд организационных
Средние предприятия
Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:
Кроме этого, рынок, на котором
работает специализированное предприятие,
менее поврежден различным
Однако деятельность средних предприятий связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если предприятие выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней предприятия упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия
Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):
В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:
Вышеприведенная система
классификации применяется в
мировой хозяйственной
Понятие совместного предприятия (joint venture)
По принадлежности капитала и контролю предприятия можно разделить на национальные, иностранные, смешанные.