Виды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Предприятие - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью предприятий происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. я

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность предприятия 5
2. Классификация предприятий 8
2.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам 8
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 20
2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 23
3.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю. 27
3.5.Классификация фирм по сфере деятельности. 27
3. Предпринимательство в Ростове на Дону 29
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Виды предприятий.docx

— 90.68 Кб (Скачать)

Член кооператива имеет только один голос при принятии решений общим собранием. Он может по своему желанию покинуть кооператив, и тогда ему будут обязаны выплатить стоимость пая или выдано имущество, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Производственный кооператив по общему решению может стать хозяйственным товариществом или обществом.

Основные преимущества кооперативов:

  • Прибыль кооператива распределяется по усмотрению самого кооператива в соответствии с трудовым вкладом его членов, что заинтересовывает их;
  • Число членов кооператива не ограничено, что дает возможность любому физическому лицу вступить в кооператив;
  • У всех членов кооператива одинаковые права в управлении кооперативом, т.к. у каждого из них имеется только один голос.

Основные недостатки кооперативов:

  • Ограничение по численности (не менее 5 человек), что затрудняет их создание;
  • Ограниченность средств, которая связана с отсутствием дохода от продажи акций;
  • Длительное решение основных хозяйственных вопросов, так как они обсуждаются и принимаются на общем основании.

2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам

 

На основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения  предприятий.

У нас в стране, до перехода к рыночной экономике, были два основных вида объединений: производственное объединение (ПО) и научно-производственное объединение (НПО).

Производственное объединение (ПО) – единый организационно оформленный  производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого обычно входят головное предприятие и заводы-филиалы.

Научно-производственные объединение (НПО) включает научное учреждение (НИИ, КБ, Проектный институт) и опытный  завод. Основная цель создания НПО –  это ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, что обеспечивается за счет сокращения времени на разработку новой продукции (практика показала, что время разработки уменьшается в 1,5-2 раза), совмещение этапов разработки, улучшения согласования совместной деятельности НИИ и опытного завода; уменьшение затрат на разработку и т.д.

В процессе перехода к рыночной экономике у нас большая часть  объединений была преобразована  в концерны, тресты, холдинги и другие формы.

Основные формы монопольных  объединений. Монопольные объединения  активно стали создаваться в  конце 19 и в начале 20 века, когда  в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.

Наибольшее распространение  картели получили в Германии, где  к началу Второй мировой войны  их насчитывалось более двух тысяч. После Второй мировой войны появились  международные картели, которые  объединяли предприятия разных стран.

Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались  в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали  такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.

Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети 19 века.

Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.

В настоящее время под  термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение  предприятий (разных отраслей, но с  четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний6.

Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.

Особенность конгломератов  заключается в том, что входящие в это объединение предприятия  обладают широкой автономией и в  штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению  с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число  служащих часто составляет несколько  сотен человек.

Другим отличием конгломератов  от концернов является то, что у  конгломератов нет четко выраженного  отраслевого производственного  ядра, т.к. объединяются разнородные  предприятия.

Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

Различают два типа холдингов:

  • чистый – владеет и проводит операции с акциями;
  • смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).

В последние годы холдинги расширили свое финансовое участие в других компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольные пакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать и участвовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто основным звеном в холдинге является банк или крупная финансовая компания.

Холдинги могут действовать  обычно как акционерные общества.

2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала

 

По этому признаку предприятия  подразделяются на малые, средние и  крупные.

Малые предприятия

Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве  стран они представляют собой  фундамент, на котором вырастают  потом другие предприятия. На малых  предприятиях занята значительная часть  трудоспособного населения.

В зарубежной системе хозяйства  малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%7, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).

Особенности малых предприятий  заключается в следующем:

  • обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
  • имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
  • быстрее могут обновить выпуск продукции;
  • способствуют созданию конкуренции на рынке;
  • обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
  • часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

По сфере деятельности у нас больше малых предприятий  занято в торговле (46,8%) и меньше –  в производственной сфере (только 14,2%).

Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствие инвестиций.

Типичные факторы, которые  сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:

  • высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
  • сложность бухгалтерской отчетности;
  • излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);
  • недостаток собственных средств;
  • неплатежеспособность партнеров
  • рэкет и т.д.

Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства  была утверждена Федеральная программа, целый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации  и упрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых  городах и поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных регионах страны.

Средние предприятия

Средние предприятия, занимая  промежуточное положение между  малыми и крупными, имеют следующие  характерные признаки:

  • численность персонала от 100 до 500 человек;
  • узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним предприятиям выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором  работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние предприятия действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.

Однако деятельность средних  предприятий связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если предприятие выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней предприятия упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

Крупные предприятия

Основные характерные  признаки крупного предприятия (корпорации):

  • численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников;
  • обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);
  • массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;
  • выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;
  • наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;
  • широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые предприятия), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.

В зависимости от степени  динамичности крупные предприятия  подразделяются на три группы:

  • продолжающие динамично развиваться;
  • утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;
  • утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п.

Вышеприведенная система  классификации применяется в  мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий  на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:

  • численность работающих;
  • стоимостный объем выпуска продукции;
  • стоимость основных производственных фондов.

3.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю.

Понятие совместного  предприятия (joint venture)

По принадлежности капитала и контролю предприятия можно разделить на национальные, иностранные, смешанные.

Информация о работе Виды предприятия