Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – получить представление о роли коммуникационных процессов в организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и роль коммуникаций в деятельности и управлении предприятием;
- рассмотреть виды коммуникационных сетей, проанализировать их сильные и слабые стороны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ…………….……..6
1.1 Структура коммуникаций………………………………………...………9
1.2 Коммуникационные сети………………………………………………..11
1.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей…………...……..12
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………..…………..17
2.1 Круг……………………………………………………………………….17
2.2 Колесо…………………………………………………………………….18
2.3 Цепь……………………………………………………………..………..20
2.4 Игрек……………………………………………………………..……….21
2.5 Тент………………………………………………………………...……..23
2.6 Палатка…………………………………………………………….……..24
2.7 Дом………………………………………………………………………..25
2.8 Паутина……………………………………………………………..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…..31
Здесь две разные силовые линии идут от руководителя А, который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возникает минимум неофициальных взаимодействий.
Рис. 5 Сеть «Тент»
2.6
Палатка
«Палатка» - сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, «палатка» не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.
«Палатка» образуется, когда руководитель в позиции А решает, что его старшим подчиненным Б и В выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, Б, В образуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между Б и В.
«Палатка» может быть очень эффективной и действенной при условии четкого определения прав и обязанностей Б и В. В противном случае возникает широкая область неопределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство; пункта А производительность сети снижается.
Рис.
6 сеть «Палатка»
2.7
Дом
«Дом» - сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.
«Дом» получается, когда возникает новый официальный канал Г-Д. Это полностью замкнутая система. Возможна связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам.
Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети и два малых — А, Б, В и Б, В, Г и Д.
С организационной точки зрения «дом» — самая уязвимая из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.
Рис.
7 Сеть «Дом»
2.8
Паутина
«Паутина» - всеканальная сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о «паутине» дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.
«Всеканальные» сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.
Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет возможность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается совершенствованию. В ней воспитываются лидеры, обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.
К
основным недостаткам всеканальной
сети можно отнести опасность группового
единомыслия, неадекватность оценки трудностей
(в группе — и «море по колено»), возникает
угроза нарушения стабильности и порядка,
появляется опасность необъективного
подхода к выбору лидера.
Рис.
8 Сеть «Паутина»
В сетях типа «тент», «палатка», «дом» позиции Б и В, Г и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обоих направлениях.
Рассматривая групповые процессы и их эффективность, важно определить, какой вклад вносит каждый из членов группы в выполнение стоящих перед ней задач. Об этом дает представление анализ коммуникаций в группе. В приложении 1 представлено содержание групповых коммуникаций.
Из приложения видно, какое многообразие видов коммуникации присутствует в организации и на что конкретно направлен тот или иной ее вид.
Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:
1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;
2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
3. Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
4.
Коммуникации имеют сложную и
гибкую структуру. Только
Задача
выбора вида коммуникационных сетей
состоит в том, чтобы используемый
вариант их построения отвечал конкретным
условиям организации и характеру решаемых
ею проблем. О'Шонесси ссылается на лабораторные
исследования, проведенные психологами
З. Бэйвлэсом и Г. Ливиттом, показавшими,
что «колесо» надежней, если проблема,
которую надо решить, проста. «Всеканальная
сеть стимулирует создание хорошего морального
климата и приспособляемости. Р. Дайкерт,
предложивший такую форму организации,
как пересекающиеся рабочие группы, рекомендует
всеканальную сеть, поскольку она стимулирует
обмен мнениями в рабочей группе»9.
_________________________
9 О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – М.: МТ ПРЕСС. 1999. С.204–205.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посвящена изучению процесса коммуникаций и видов коммуникационных сетей. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система коммуникационных каналов, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию и условия работы организации. Эффективные коммуникации - это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Коммуникации – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Они могут рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу.
В
современных условиях важной областью
стало эффективное внедрение
и использование
Цель курсовой работы достигнута. Изучены процессы коммуникации в организациях. Рассмотрены основные виды коммуникационных сетей. Выявлено, что в различных условиях могут быть эффективны различные коммуникации. Поэтому необходим тщательный анализ работы организации для грамотного построения взаимодействия между сотрудниками.
Коммуникации представляют собой контакты, связи с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Успех коммуникации заключается в реальном получении отправленного сообщения.
По
субъекту и средствам коммуникаций
больше всего преобладают
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Просвещение, 1994.
2. Бахарев А.Р. Как организовать центр внутрифирменных коммуникаций. Справочник по управлению персоналом. 2004. №9.
3. Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.
4. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер». 1999.
5. Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. – М., ИНФРА-М, 2000.
6. Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. – М., Просвещение, 1999.
7. Голикова Е.И. Анализ межличностных отношений. Справочник по управлению персоналом. 2004. №7.
8. Израильская Т.В. Как управлять персоналом – пособие для руководителей. Справочник по управлению персоналом. 2004. №4.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело. 1992.
10. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: Изд-во РАГС, 2002.
11. О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – М.: МТ ПРЕСС. 1999.
12. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер, 2002.
13.
Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы,
результаты. — СПб.: Питер, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Содержание
групповых коммуникаций.
Вид коммуникации | Пояснение
(смысл поведения членов группы) |
Предложение | Новое предложение, идея, определенный образ действий |
Поддержка или сотрудничество | Отстаивание своей позиции или поддержка идеи коллег, заботящихся об общей идее, миссии, цели группы |
Обоснование | Развитие идеи или предложения коллеги |
Содействие | Обеспечение надежной информацией всегда готовых к работе членов группы и подталкивающих остальных к достижению высокой производительности |
Несогласие | Критика позиции других членов группы |
Вызов | Члены группы, для которых свойственны прямота и открытость, оспаривают цели, методы и даже этику группы. Они спорят с лидером. Вдохновляют группу на решения, которым сопутствует тщательно взвешенный риск. |
Предоставление информации | Предоставляют новые факты или проясняют идеи и мнения |
Поиск информации | Стимулирование поиска фактов, предложений, идей или высказывания мнений другими членами группы |
Установление согласия, разрешение конфликта | Призывы к согласию и установление его, способствующие созданию спокойной рабочей атмосферы, предупреждению и разрешению конфликтов |
Информация о работе Виды коммуникационных сетей и их характеристика