Виды коммуникационных сетей и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – получить представление о роли коммуникационных процессов в организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и роль коммуникаций в деятельности и управлении предприятием;
- рассмотреть виды коммуникационных сетей, проанализировать их сильные и слабые стороны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ…………….……..6
1.1 Структура коммуникаций………………………………………...………9
1.2 Коммуникационные сети………………………………………………..11
1.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей…………...……..12
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………..…………..17
2.1 Круг……………………………………………………………………….17
2.2 Колесо…………………………………………………………………….18
2.3 Цепь……………………………………………………………..………..20
2.4 Игрек……………………………………………………………..……….21
2.5 Тент………………………………………………………………...……..23
2.6 Палатка…………………………………………………………….……..24
2.7 Дом………………………………………………………………………..25
2.8 Паутина……………………………………………………………..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…..31

Работа содержит 1 файл

Виды коммуникационных сетей и их характеристика_1.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Здесь две разные силовые линии идут от руководителя А, который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возникает минимум неофициальных взаимодействий.

     

     

     

       

       
 

     Рис. 5 Сеть «Тент»

     2.6 Палатка 

     «Палатка» - сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, «палатка» не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.

     «Палатка» образуется, когда руководитель в позиции А решает, что его старшим подчиненным Б и В выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, Б, В образуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между Б и В.

     «Палатка» может быть очень эффективной и действенной при условии четкого определения прав и обязанностей Б и В. В противном случае возникает широкая область неопределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство; пункта А производительность сети снижается.

     

     

     

       
 
 
 
 
 

     Рис. 6 сеть «Палатка» 
 

     2.7 Дом 

     «Дом» - сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.

     «Дом» получается, когда возникает новый официальный канал Г-Д. Это полностью замкнутая система. Возможна связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам.

     Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети и два  малых — А, Б, В и Б, В, Г и  Д.

     С организационной точки зрения «дом» — самая уязвимая из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.

     

       

       
 

       

     Рис. 7 Сеть «Дом» 

     2.8 Паутина 

     «Паутина» - всеканальная сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о «паутине» дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.

     «Всеканальные» сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.

     Этот  тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет возможность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается совершенствованию. В ней воспитываются лидеры, обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.

     К основным недостаткам всеканальной сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекватность оценки трудностей (в группе — и «море по колено»), возникает угроза нарушения стабильности и порядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера. 
 
 

     

       
 

       
 
 
 

     Рис. 8 Сеть «Паутина» 

     В сетях типа «тент», «палатка», «дом» позиции Б и В, Г и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обоих направлениях.

     Рассматривая  групповые процессы и их эффективность, важно определить, какой вклад вносит каждый из членов группы в выполнение стоящих перед ней задач. Об этом дает представление анализ коммуникаций в группе. В приложении 1 представлено содержание групповых коммуникаций.

     Из  приложения видно, какое многообразие видов коммуникации присутствует в организации и на что конкретно направлен тот или иной ее вид.

     Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:

     1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;

     2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;

     3. Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.

     4. Коммуникации имеют сложную и  гибкую структуру. Только знание  закономерностей построения коммуникаций  может принести успех.

     Задача  выбора вида коммуникационных сетей  состоит в том, чтобы используемый вариант их построения отвечал конкретным условиям организации и характеру решаемых ею проблем. О'Шонесси ссылается на лабораторные исследования, проведенные психологами З. Бэйвлэсом и Г. Ливиттом, показавшими, что «колесо» надежней, если проблема, которую надо решить, проста. «Всеканальная сеть стимулирует создание хорошего морального климата и приспособляемости. Р. Дайкерт, предложивший такую форму организации, как пересекающиеся рабочие группы, рекомендует всеканальную сеть, поскольку она стимулирует обмен мнениями в рабочей группе»9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     _________________________________________

     9 О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – М.: МТ ПРЕСС. 1999. С.204–205.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Курсовая работа посвящена изучению процесса коммуникаций и видов коммуникационных сетей. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

     Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного  развития рыночной экономики предприятию  требуется целесообразная система  коммуникационных каналов, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию и условия работы организации. Эффективные коммуникации - это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

     Коммуникации – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Они могут рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу.

     В современных условиях важной областью стало эффективное внедрение  и использование коммуникационных каналов, которое состоит в сборе  и переработке информации, необходимой  для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

     Цель  курсовой работы достигнута. Изучены  процессы коммуникации в организациях. Рассмотрены основные виды коммуникационных сетей. Выявлено, что в различных условиях могут быть эффективны различные коммуникации. Поэтому необходим тщательный анализ работы организации для грамотного построения взаимодействия между сотрудниками.

     Коммуникации представляют собой контакты, связи с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Успех коммуникации заключается в реальном получении отправленного сообщения.

     По  субъекту и средствам коммуникаций больше всего преобладают межличностные  коммуникации, которые проявляются без помощи технических средств и информационных технологий. По каналам общения, наряду с формальными коммуникациями присутствуют и неформальные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ 

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Просвещение, 1994.

     2. Бахарев А.Р. Как организовать центр внутрифирменных коммуникаций. Справочник по управлению персоналом. 2004. №9.

     3. Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.

     4. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер». 1999.

     5. Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. – М., ИНФРА-М, 2000.

     6. Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. – М., Просвещение, 1999.

     7. Голикова Е.И. Анализ межличностных отношений. Справочник по управлению персоналом. 2004. №7.

     8. Израильская Т.В. Как управлять персоналом – пособие для руководителей. Справочник по управлению персоналом. 2004. №4.

     9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело. 1992.

     10. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: Изд-во РАГС, 2002.

     11. О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – М.: МТ ПРЕСС. 1999.

     12. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер, 2002.

     13. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. — СПб.: Питер, 2001. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Содержание  групповых коммуникаций. 

Вид коммуникации Пояснение

(смысл  поведения членов группы)

Предложение Новое предложение, идея, определенный образ действий
Поддержка или сотрудничество Отстаивание своей  позиции или поддержка идеи коллег, заботящихся об общей идее, миссии, цели группы
Обоснование Развитие идеи или предложения коллеги
Содействие Обеспечение надежной информацией всегда готовых к работе членов группы и подталкивающих остальных к достижению высокой производительности
Несогласие Критика позиции  других членов группы
Вызов Члены группы, для  которых свойственны прямота  и открытость, оспаривают цели, методы и даже этику группы. Они спорят с лидером. Вдохновляют группу на решения, которым сопутствует тщательно взвешенный риск.
Предоставление  информации Предоставляют новые факты или проясняют  идеи и мнения
Поиск информации Стимулирование  поиска фактов, предложений, идей или высказывания мнений другими членами группы
Установление  согласия, разрешение конфликта Призывы к согласию и установление его, способствующие созданию спокойной рабочей атмосферы, предупреждению и разрешению конфликтов

Информация о работе Виды коммуникационных сетей и их характеристика