Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – получить представление о роли коммуникационных процессов в организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и роль коммуникаций в деятельности и управлении предприятием;
- рассмотреть виды коммуникационных сетей, проанализировать их сильные и слабые стороны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ…………….……..6
1.1 Структура коммуникаций………………………………………...………9
1.2 Коммуникационные сети………………………………………………..11
1.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей…………...……..12
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………..…………..17
2.1 Круг……………………………………………………………………….17
2.2 Колесо…………………………………………………………………….18
2.3 Цепь……………………………………………………………..………..20
2.4 Игрек……………………………………………………………..……….21
2.5 Тент………………………………………………………………...……..23
2.6 Палатка…………………………………………………………….……..24
2.7 Дом………………………………………………………………………..25
2.8 Паутина……………………………………………………………..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…..31
Управленческие действия не ограничиваются только регулированием информационных потоков. Применяются также непосредственные контакты с одним или группой подчинённых для обсуждения производственных вопросов. Те же вопросы могут обсуждаться на общих собраниях коллектива подразделения или еженедельных совещаниях.
Большое значение имеют системы обратной связи. Примером обратной связи может быть направление представителей отделов и служб для обсуждения отдельных вопросов в подразделения организации или командировки этих представителей на другие предприятия и в организации. Подобным образом руководитель организации или её подразделения может посетить цех или производственный участок, чтобы лично удостовериться, как претворяются в жизнь его указания. В данном случае он преодолевает разрыв между собой и подчинёнными. В качестве варианта обратной связи может быть использован опрос работников, который проводится лично или по опросным листам, по заранее продуманной системе или без неё. «Неумение слушать создает множество преград в коммуникациях. Многие специалисты отмечают, что руководители не умеют слушать. Управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью»6.
_________________________
6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело. 1992. С. 181.
Для улучшения процесса поступления информации на верхние уровни управления применяется система сбора предложений. Предусматривается, что подавать идею по совершенствованию любого управленческого решения может каждый работник предприятия. На многих предприятиях устанавливаются ящики для подачи предложений в анонимном порядке. Недостатком такого способа является то, что предложения не всегда рассматриваются, а если рассматриваются, то принятые предложения не стимулируются.
Иногда
предприятия устанавливают телефонную
связь для подачи предложений или вопросов,
а ответы печатаются в специальных бюллетенях.
Вопросы имеющие взаимный интерес, могут
обсуждаться на встречах группы работников
и менеджеров.
ГЛАВА
2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Если канал в момент передачи обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.
Сети могут быть открытыми и закрытыми.
Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел. В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.
«Очень важна ориентация отправителя на ситуацию, т.е. учет всех основных компонентов процесса коммуникации. В противном случае информация может либо не дойти до получателя, либо дойти до получателя в
искаженном виде, либо не приниматься получателем»7.
Рассмотрим
основные виды коммуникационных сетей.
2.1
Круг
«Круг» - децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного всем членам группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении
_________________________
7 Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.С.56
групповых
задач, требующих творческого подхода,
способствуют тому, что членов группы
удовлетворяет их деятельность, поскольку
соблюдаются формальное равенство в отношении
принятия решений и демократизм в отношениях
между членами группы и лидером. Многочисленные
исследования, проведенные в малых группах,
показали, что в коммуникационной сети
типа «круг» (например, «круглый стол»)
резко снижается возможность возникновения
деструктивных конфликтов.
Рис.
1 сеть «Круг»
В
данной сети коммуникации осуществляются
между людьми, расположенными рядом друг
с другом. В «круге» благоприятный климат.
В сетях типа «круг» члены группы могут
коммуницировать только с тем, кто расположен
рядом с ними. «Круг» более эффективен
при выполнении заданий, требующих адаптации
и творческого подхода. Сеть коммуникаций
в виде круга является активной. Никто
не занимает доминирующую позицию.
2.2
Колесо
«Колесо» - сильно централизованная сеть, т.е. информационный лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны. Как правило, при такой конфигурации возникает большое количество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении численности членов группы, постоянно связанных с лидером, у последнего наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему количеству ошибок и некачественному выполнению заданий. Барьеры в коммуникациях возникают под влиянием следующих причин: «информационной перегрузки сотрудников; многообразия носителей информации, резко увеличивающих ее объем; давления времени, препятствующее обмену информацией»8. Коммуникационная сеть «колесо» эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности рядовых членов группы в процесс принятия управленческих решений.
В сетях типа «колесо» представлена иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника. Одно лицо занимает центральное место в коллективе и члены этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр. Это связано с лидерскими функциями лица, находящего в центре, его возможностями оказывать больше влияния на других членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации и принятие решений.
Вся
информация стекается к сотруднику,
занимающему центральное
_________________________
8 Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер». 1999. С. 284–285.
Рис.
2 Сеть «Колесо»
Это устойчивый тип сети, в ней трудно образовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зависит от личностных характеристик лидера (центра). Возможна фильтрация информации центром.
Сеть
в виде колеса имеет определённого
лидера, хорошо и устойчиво организована,
упорядочена.
2.3
Цепь
«Цепь» - сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий (при большом количестве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку «цепь» содержит большое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит «по инстанциям» к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».
Сети
типа «цепь» используются в японской системе
организации производства «точно вовремя».
Здесь каждый исполнитель получает строго
определенное количество деталей мелкими
партиями; так, если сборщик должен собрать
двадцать узлов, то он получает строго
двадцать болтов. Если в этой партии попадется
один некачественный болт, то сборщик
не сможет собрать один узел. Поскольку
санкции осуществляются по конечному
результату, то за некачественный болт
ответственность должен нести сборщик.
Поэтому он стремится сам контролировать
деятельность другого рабочего.
Рис.
3 Сеть «Цепь»
«Цепь» - линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к Б, В, Г, Д и наоборот. «Цепь» эффективна при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.
В данной сети члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним. Она отражает последовательно сеть горизонтальных связей.
В
приложении 2 представлены характеристики
коммуникационных сетей «круг», «колесо»
и «цепь».
2.4
Игрек
«Игрек» («шпора»), или «цепь со сторожем» - сеть, имеющая разветвления. Здесь «сторож», перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие «сторожа» исключительно важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация «игрек» характерна, в частности, для линейных иерархических и функциональных структур организации; в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов информационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает значимость и возможности управления у руководителя или лидера. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль «сторожа», контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая слабой степенью контроля, может дозировать и распределять информацию, так как имеет дополнительные властные ресурсы.
Сеть
«Игрек» аналогична «колесу», но включают
три уровня, пункт А старше всех. Он несет
ответственность за всю организацию, его
контрольные функции (подлинная власть)
в большей степени зависит от действий
Б в его промежуточной позиции. Б — центр
реальной власти. Этой властью можно пользоваться
как в интересах А, так и в собственных
интересах Б, возможно, и в интересах В,
Г, Д. «Игрек» используется для снижения
информационной перегрузки центра, отмеченной
в «колесе», при этом следует тщательно
продумать работу В. Централизованные
сети типа «игрек» эффективны при решении
простых проблем.
Рис.
4 Сеть «Игрек»
2.5
Тент
«Тент» - конфигурация сети, которая часто используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.
Информация о работе Виды коммуникационных сетей и их характеристика