Виды делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 23:49, реферат

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание

Виды делового общения


2. Общие положения


3. Влияние личностных качеств на общение


4. Групповые формы делового общения


Заключение


Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Виды делового общения (4).docx

— 25.36 Кб (Скачать)

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным  эмоциям. В сложных ситуациях  склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями. 

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным  вниманием к своему внутреннему  миру и ориентацией на внешнюю  среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в  чистом виде. Для более подробной  классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери и построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары. 

"1. Экстраверты  (E) направляют свою энергию на  внешний мир. Они говорят и  действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то  предпринять. Они предпочитают  работу, которая требует спокойной  умственной активности. 

2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, по-скольку они оценивают мир с помощью своего воображения. 

3. Логики (T) делают  рациональные, логические выводы. Они  легко могут выявить, что правильно  и что неправильно. Они анализируют.  Эмоционалы (F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью. 

4. Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше. Иррационалы (P), наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт." 

Развитием этой теории типов можно считать предложенную калифорнийским психологом Дэвидом  Кирси классификацию людей по четырем типам темперамента: NF - романтический, мягкий; NT - любопытный, логический; SJ - организованный, ответственный; SP - играющий, свободный. 

Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются  моральные качества личности и черты  характера, по которым тот или  иной индивид соотносится с определенным типом темперамента. 

4. Групповые формы  делового общения 

Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы  группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными  формами являются совещания и  собрания. 

Теория менеджмента  предлагает такую наиболее общую  классификацию собраний и совещаний  по их назначению. 

Информативное собеседование. Каждый участник кратко докладывает  о положении дел начальнику, что  позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому  участнику получить представление  о состоянии дел в учреждении. 

Совещание с целью  принятия решения. Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения организации, для  принятия решения по конкретной проблеме. 

Творческое совещание. Использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности. 

Существует и ряд  других классификаций совещаний, в  том числе по сфере применения: в науке - конференции, семинары, симпозиумы, заседания ученых советов; в политике - съезды партий, пленумы, митинги. По тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые и т.д. 

Исходя из этико-организационных  подходов, американские исследователи  выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные. 

На диктаторском совещании руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей  организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы. 

Автократическое совещание - разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников. 

Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего. 

Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. 

Свободные заседания  проводятся без четко сформулированной повестки дня. 

К совещаниям предъявляется  ряд этических требований, регулирующих взаимоотношения как между начальниками и подчиненными, так и между  его участниками. Так, этически оправданным  со стороны начальника будет приглашение  участников на совещание, на котором  планируется рассмотрение важного  вопроса, не по телефону через секретаршу, а письменно или в личном общении. 

Уважение к аудитории  проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое  освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.). 

Основной элемент  собрания или совещания - дискуссия  по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины. Дискуссия  эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением  этически ориентированных норм поведения  людей в процессе делового общения. Так, И. Браим отмечает, что: 

- в дискуссии необходимо  уважительное отношение к чужому  мнению, даже если оно на первый  взгляд кажется абсурдным. Для  того, чтобы понять чужое мнение, в первую очередь, необходимо набраться терпения, мобилизовать внимание и выслушать его; 

- необходимо придерживаться  одного предмета спора. Не допускать  ситуации, выраженной в поговорке: "Один про Фому, другой про  Ерему"; 

- нельзя превращать  дискуссию в конфликт. В споре  нужно искать точки сближения  мнений и суждений, стремиться  к поиску общих решений. Это  не означает отказа от своего  мнения при уверенности в своей  правоте, однако подвергать сомнению  правоту своей позиции полезно; 

- в любой самой  острой дискуссии нельзя использовать  бранные слова и безапелляционные  заявления (это неверно, это  ерунда, глупости говорите и т.д.), а ирония и сарказм, хотя  и допускаются, но должны употребляться,  не оскорбляя и не унижая  оппонентов; 

- главное оружие  в дискуссии - факты и их  добросовестная интерпретация; 

- признавайте свою  неправоту; - проявляйте благородство: если оппоненты потерпели поражение  в дискуссии, дайте им возможность  спасти свою репутацию, не злорадствуйте  по поводу их поражения. 

Заключение 

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или  предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в  технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят  от его профессиональных знаний и  процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы  попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики  делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). 

Исходя из всего  вышесказанного, мы можем сделать  вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для  будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти  навыки в будущем могут сыграть  важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому  я считаю, что нам всем еще предстоит  многому научиться, чтобы в будущем  не теряться в нашей профессиональной деятельности. 

Список использованной литературы

Информация о работе Виды делового общения