Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:35, курсовая работа
Целью курсового проекта является:
• изучение стадий процесса вхождения человека в организацию;
• раскрытие влияния организации на человека;
• рассмотрение взаимодействия человека с организацией
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЮ 6
1.1. Знакомство с организацией 6
1.2. Влияние организации на процесс вхождения 8
1.3. Усвоение норм и правил организации 12
ГЛАВА 2. РОЛЕВОЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. Возникновение конфликтов по выполнению ролей 14
2.2. Устранение конфликтов 16
2.3. Статус роли 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 20
|
Ключевые
слова: АДАПТАЦИЯ, ОТВЕТСВЕННОСТЬ, НОРМА,
РОЛЬ, ЯСНОСТЬ РОЛИ, ПРИЕМЛЕМОСТЬ РОЛИ,
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РОЛИ, КОНФЛИКТ.
Курсовая работа включает: 19 страниц, 1 схему, 6 использованных источников.
Объектом исследования данной работы является процесс вхождения человека в организацию.
Целью работы является изучение стадий процесса вхождения человека в организацию и влияния организации на человека, а также рассмотрение взаимодействия человека с организацией.
В работе рассмотрены стадии адаптации человека в организации, ролевой аспект взаимодействия человека с организацией, конфликты по выполнению ролей, их устранение.
Раскрыты
понятия ясности роли, приемлемости
роли, неопределенности роли
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина или робот вытеснят человека из большинства организаций. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим.
Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не об объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то взамен.
Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.
Вхождение человека в организацию - это очень сложный процесс, требующий определенной заинтересованности как от самого человека, так и от организации.
Быть
членом организации совсем не одно
и то же, что входить в нее, стать
ее членом. И если новый сотрудник
может не всегда понимать этой грани
своего взаимоотношения с
Целью курсового проекта является:
• изучение стадий процесса вхождения человека в организацию;
• раскрытие влияния организации на человека;
• рассмотрение
взаимодействия человека с организацией
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
Во-первых,
- это адаптация человека к новому
окружению, которая не всегда проходит
успешно и успех которой
Во-вторых, - это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию.
В-третьих, - это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное "место" для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора.
Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением.
Основными
сторонами жизнедеятельности
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть
использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ, который имеет и создает
организация;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные
особенности и существование организации как единого
организма;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек,
вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать
человек, выполняя роль.
Вступающий в организацию человек должен уяснить для себя:
- как следует интерпретировать деятельность организации;
-
каким нормам следовать в
-
в какой форме и по каким
вопросам обращаться к
- в каком виде принято ходить на работу;
-
как принято распоряжаться
-
как принято распоряжаться
Возможны два принципиально различных процесса обучения.
В первом случае новому члену организации необходимо всего лишь уяснить конкретные формы проявления знакомых ему принципов. Необходимые знания он может получить наблюдая поведение ключевых людей, путем бесед с коллегами и руководством, путем получения инструктажа со стороны соответствующих лиц.
Во втором случае перед новым сотрудником встает серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм. Только после того, как человек "увидит" себя в этой новой для него системе, начнется усвоение им ценностей и норм соответствующей организации.
Этот вариант познания и обучения существенно сложнее первого, так как он требует не только изучения и перенятия форм и правил организации, но и отказ от собственных поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, а также перерассмотра отдельных ценностей в соответствии с требованиями организации. Процесс вхождения индивида в организацию отражен на рис. 1.
Рис. 1. Вхождение человека в организацию
Отобрав человека для работы, для исполнения им определенной роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организаций.
1.2.1. Начальная стадия адаптации
Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать. Если человек достаточно смотивирован на членство в организации, он будет стараться преодолеть трудности вхождения и добиваться того, чтобы, несмотря на болезненность этого процесса, адаптироваться к организационному окружению.
Если же мотивация вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения и адаптации к организационному окружению, сразу уйдя из организации, или же остаться в ней до явного разрастания конфликта между ним и организационным окружением.
Однако даже если человек и не имеет достаточно сильной мотивации на вхождение, организация может попытаться удержать его и добиться его адаптации к новым условиям. Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается непреодолимым и самым трудным.
Оставаясь же какое-то время в организации, даже вопреки желанию, при соответствующем общении человек постепенно адаптируется и становится "нормальным" членом организации.
Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается непреодолимым и самым трудным.
Приемы, которые используются для удержания нового сотрудника в организации:
- высокая зарплата;
-
долгосрочная материальная
-
обещания в будущем
-
предоставление в будущем
- обучение и развитие за счет организации;