Установление менеджмента в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:53, реферат

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Содержание

Введение 2
1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента 3
2. Создатели американского менеджмента 6
3. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению 9
Заключение 11
Список литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Специальность         2–26 02 03

 

Группа                        М –208

 

Дисциплина             Основы менеджмента

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Установление менеджмента в США»

 

 

 

 

 

Разработал       С.В.Ефременко

Руководитель работы     В.А.Каштанова

 

 

2011

Содержание

Введение                                                                                                                 2

1.Факторы, оказавшие влияние  на формирование американской модели менеджмента                                                                                                          3

2. Создатели американского менеджмента                                                         6

3. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению                                                                                                            9

Заключение                                                                                                           11

Список литературы                                                                                              12

 

Введение.

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука  управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса  и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для  изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике , а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой  цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Этим и объясняется  актуальность проблемы изучения истории  американской модели менеджмента, а, следовательно, и данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Факторы, оказавшие  влияние на формирование американской  модели менеджмента. 

 

 Управление как наука,  научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).

 Другие - это так называемые  «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

 Американский менеджмент  формировался в конце 19 – начале 20 вв.,  в условиях создания  крупных иерархических структур, разделения управленческого и  исполнительского труда; введения  норм и стандартов, установление  должности наемного менеджера,  их обязанностей и ответственности. 

 В 19 веке в США  усиливается роль администрации,  как в частном, так и в  государственном секторе, собственность  теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и  становится корпоративной, создаются  механизмы поддержания иерархической  структуры, которая исключает  конкуренцию, выборы и оценку  работников по деловым качествам. 

 В американском обществе  повышается социальная значимость  «чина», происходит тотальная бюрократизация  управленческого аппарата. Предприятия  – гиганты испытывают потребность  в рациональной организации труда,  в четкой, взаимосвязанной работе  всех подразделений и менеджеров  с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. 

 Великая индустриальная  революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику  управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.

 При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

 Здесь важно отметить  следующую закономерность. Вначале  собственник и менеджер представлены  в одном лице. Затем управление  отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера  возникают два сообщества: акционеров  и наёмных руководителей. 

 Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.

 Именно с учетом  этих особенностей американской  экономики и формируется американская  модель менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Создатели американского менеджмента.

 

 Основоположником науки  управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная  им система организации труда  и управленческих отношений вызвала  «организационную революцию» в  сфере производства и управления  им.

 Впервые свои взгляды  он изложил в статье «Система  кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

 Основы системы Ф.  Тейлора:

- о умении анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

- о подборе рабочих  (работников) для выполнения данного  вида;

- о обучение и тренировке рабочих;

- о сотрудничестве администрации  и рабочих. 

 Важная характеристика  системы – ее практическая  реализация с помощью определенных  средств, или «техника системы». Применительно к разработкам  Ф. Тейлора она включала:

-о определении и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

- о подборе функциональных  мастеров – по проектированию  работы; движениями; нормированию и  заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным  работам; разрешению конфликтов  и дисциплине;

- о введение инструкционных  карт;

- о дифференциальнаой оплате труда (прогрессивная оплата)

- о калькуляция затрат на производство.

 Резюмируя, можно сказать,  что главная идея Тейлора состояла  в том, что управление должно  стать системой, основанной на  определенных научных принципах,  должно осуществляться специально  разработанными методами и мероприятиями,  т.е. что необходимо проектировать,  нормировать, стандартизировать  не только технику производства, но и труд, его организацию  и управление. Практическое применение  идей Тейлора доказало всю  свою важность, обеспечив значительный  рост производительности труда. 

 Научное управление  по Тейлору сосредотачивалось  на работе, выполняемой на самом  нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

 Другим представителем  американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд  совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

 Основные идеи Г.  Форда изложены в работах «Моя  жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед»  (1930), «Эдисон, каким я его знал»  (1930).

 Основные принципы  системы Г. Форда: 

- Массовое изготовление  стандартной продукции на конвейере; 

- Непрерывность и подвижность  процесса производства;

- Максимальный темп работы;

- Новая технология на  основе поточного производства;

- Точность как стандарт  и качество продукции; 

- Определяющая роль технико–технологической системы;

- Экономический эффект  системы; 

- Не быть зависимым  от человека, его слабостей. 

 Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек.  Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

 Основоположником этой американской школы стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

 Для доказательства  своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

 Данная школа положила  начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого  фактора» в ней. 

 Представители этой  школы разработали свой инструментарий  управления, который в настоящее  время широко используется на  практике: человеческие отношения;  условия работы; отношения «руководитель  – подчиненный»; стиль руководства;  мотивация труда; психологический  климат в коллективе и его  улучшение. 

 Один из важнейших  выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

 Большое место в  исследованиях ученых, примыкающих  к школе психологии и человеческих  отношений, занимают проблемы  мотивации людей в организации.  К числу исследователей, уделивших  этим проблемам значительное  внимание, следует отнести: А.  Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным   представителем школы психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению.

 

Информация о работе Установление менеджмента в США