Управление стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………

I. Сущность и природа стресса………………………………………

1.1. Причины и источники стресса…………...……………………..

1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………

II. Управление стрессами…………………………………………...

2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях…....

2.2. Методы преодоления стресса………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы………………………………………...

Работа содержит 1 файл

стресс2.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
justify">   2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

   Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

   Антистрессовое  руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

    • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
    • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
    • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
    • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).
    • Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
    • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
    • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
    • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
    • Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.
    • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

    Выполнение  руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

    • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организаци онные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
    • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
    • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.
    • Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.
    • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
    • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
    • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности. Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках -  естественное право любого человека.
    • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).
    • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

   Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

   Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

   Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии  индивида, опирающейся на избранные  базовые ценности и учитывающей особенности его личности. 
 

     2.2. Методы преодоления стресса.

   Человеку  ежедневно приходится сталкиваться с различного рода стрессовыми ситуациями, все это, так или иначе, сказывается  на     психологическом и  физическом здоровье. Но существуют способы, которые помогут защититься от неблагоприятного влияния стресса или даже «подготовится» к нему (см. приложение №2).

   Умение  расслабляться. По мнению известного западногерманского специалиста, доктора медицины, занимающегося проблемами стресса Ханнеса Линдемана, сбалансированная смена напряжений и расслаблений является решающим фактором, определяющим наше самочувствие.2

      Нас убивает отсутствие разгрузки и  неумение расслабится. Что, в конечном счете, приводит к нервному истощению, бессоннице и сердечно-сосудистым заболеваниям.

   Умение  расслабляться естественный рефлекторный процесс, многим не посильный в наше время «сумасшедшего» ритма и  молниеносного поступления информации, когда одна перегрузка накладывается  на другую, один стресс сменяет другой. Однако этому ценному умению можно научиться, воспользовавшись СПС – системой психофизиологического саморегулирования Х. Линдемана.

   СПС состоит из комплекса упражнений, обучающих психофизической релаксации. Рассмотрим некоторые из этих упражнений.

   В позе кучера.

   Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а потом  расслабить все мышцы. Не стоит слишком  сильно наклонятся вперед. Глаза полу прикрыты. Голова опущена на грудь, ноги слегка расставлены и согнуты  под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – словом, характерная поза извозчика, дремлющего в ожидании седока.

   Пассивная поза.

   В пассивной позе спина и затылок  опираются о спинку кресла или  валик для головы, руки расслаблено  лежат на подлокотниках. В остальном пассивная поза совпадает с активной: ноги слегка расставлены, носки немного врозь. Руки слегка согнуты в локтях и не касаются ног.

   Если  позу кучера можно принять на работе, к примеру, в рабочий перерыв, то другие упражнения требуют не только специального места, но и дополнительного времени на их тренировку.

   Релаксационные  упражнения на «тяжесть и тепло».

   Это – упражнение на попеременное напряжение или расслабление одного органа, которые  ведут к переносу этого состояния  на другие. Так, расслабление правой руки автоматически ведет к расслаблению левой. Расслабление ног, стимулирует расслабление ног, что в свою очередь ведет к общему мышечному расслаблению.

   Овладение этими упражнениями помимо устранения многих функциональных расстройств  ведет и к нормализации работы сердца. Ощущение тепла в левой руке рефлекторно переходит на всю левую половину грудной клетки и расширяет коронарные сосуды сердца, которые получают дополнительный приток крови, а с ней и кислород. Частого этого воздействия упражнений с тяжестью и теплом оказывается достаточно, чтобы снять неврологические боли в сердце, отрегулировать ритм и силу его пульсации.

   «Моя  правая / левая рука тяжелая…»

   Формула «тяжести» позволяет быстро расслаблять  мышцы.

   Ее  нужно представить себе со всей наглядностью: вот расслабляются мышцы рук – пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой. Но это приятная слабость: пусть это будет состояние, которое испытывают после долгой и приятной прогулке на свежем воздухе в лесу, после купания в реке, занятия спортом.

   «Моя  правая / левая рука теплая…»

   Формула «тепла» расширяет сосуды.

   Для того чтобы ее выполнить, необходимо мысленно представить себе легкое пуховое  одеяло, которое обволакивает кисть  руки, или струю теплого июльского  воздуха, который согревает пальцы рук…

   Нужно заметить, что в первом и во втором случае, левши начнут отработку этих упражнений с левой руки, поскольку  она в большей степени подвластна внушению.

   После каждого упражнения необходимо использовать формулу выхода из состояния погружения:

   Руки  напряжены

   Глубокое  дыхание

   Открываю  глаза

   Расслабляю  руки.

   Упражнение  на «тяжесть» и «тепло» Х. Линдеман рекомендует отводит хотя бы несколько минут в день, постоянно увеличивая их по продолжительности.

   Аутотренинг (метод психотерапии, основанный на самовнушении): формула цели

Информация о работе Управление стрессом